ХРОНИКИ НТГСПА 1939 — 1951 годы

 

 

Сайт https://ntspi.ru/ Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт 

Фото Выпускники 1945 года

ГОД 1939

27 июня – постановлением СНК РСФСР «О реорганизации педучилищ в учительские институты» открыт Нижнетагильский учительский институт в составе физико-математического, филологического и исторического факультетов.

 

13 июля директором назначен В. П. Бедняков.

 

28 июля постановлением президиума горсовета «Об открытии в Нижнем Тагиле учительского института» НТУИ выделены три учебных корпуса по ул. Уральской, № 2 и № 4.

 

Сентябрь – принят Устав НТУИ.

 

Открыты кафедры истории и основ марксизма-ленинизма (заведующий – А. С. Докторович), литературы и русского языка (заведующий – И. В. Тресков), физики и математики (заведующий – Я. Б. Межировский).

 

В ТАГИЛЕ ОТКРЫЛСЯ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Совнарком РСФСР принял постановление об открытии в нашей республике 48 учительских институтов на базе педагогических училищ (бывших педтехникумов). Такой двухгодичный учительский институт, который в дальнейшем реорганизуется в четырехгодичный педагогический институт, с 1 сентября открывается в Н. Тагиле.

Сейчас институт уже объявил прием на первый курс факультетов: исторического, русского языка и литературы и физико-математического. Заявления принимаются приемной комиссией института в здании педучилища (Уральская, 4) от всех трудящихся в возрасте от 17 до 40 лет, окончивших средние специальные учебные заведения, имеющих образование не ниже 9 классов средней школы.

Все поступающие в институт, кроме лиц, имеющих аттестат отличника об окончании средней школы, принимаемых без испытаний, подвергаются приемным испытаниям по предметам и программам, утвержденным Всесоюзным комитетом по делам высшей школы: по истории народов СССР и Конституции СССР, географии и русскому языку – для поступающих на исторический факультет; по русскому языку, литературе, истории народов СССР и Конституции СССР – для поступающих на факультет русского языка и литературы; по физике, математике, русскому языку, истории народов СССР – на физико-математический факультет.

Принятые в институт обеспечиваются стипендией на общих основаниях – 130 рублей в месяц – и общежитием. Прием заявлений до 25 августа.

Открытие института – большое событие для нашего города, быстро превращающегося в крупный индустриальный и культурный центр. В этом яркий штрих той заботы и того внимания, которые оказываются партией и правительством нашей советской молодежи – золотому фонду эпохи завершения построения бесклассового социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.

Д. Осипов, Тагильский рабочий, 22 июля 1939 г.

Мы, нижеподписавшиеся: 1) директор Нижнетагильского государственного учительского института Бедняков В. П.: 2) директор НСШ № 14 Садыкова Н. Ш. В присутствии помощника директора административно-хозяйственной части института Зайцева Н. А. составили настоящий акт о нижеследующем: на основании решений зав. Облоно, президиума Нижнетагильского городского совета РК и КА и приказа зав. облоно от 4 августа 1039 г. за № 155 двухэтажное здание, ранее занятое НСШ № 14, передается Н.-Тагильскому государственному учительскому институту. К моменту передачи здание находится на текущем ремонте.

Производятся побелка стен, покраска панелей, полов, наружных дверей и мелкий ремонт печей. Вышеуказанные работы по договору от 21 июля 1939 года выполняет бригада маляров (бригадир т. Лапшин).

Акт от августа 1939 года

Курсы по подготовке учителей

Культурные потребности граждан нашей страны из года в год растут. Расширяется сеть школ, и увеличивается количество учащихся. Однако мы еще не в состоянии полностью удовлетворить потребность в учительских кадрах. Учитывая это, правительство решило на краткосрочных курсах подготовить новый отряд педагогов.

Такие курсы организованы и при Нижне-Тагильском учительском институте. На курсах будет учиться 210 человек. Из этого количества курсантов будет подготовлено 105 учителей для начальных школ и 105 – для неполных средних школ (70 преподавателей физики и математики, 35 преподавателей русского языка и литературы). Для физиков и математиков курсы рассчитаны на полтора месяца, а для остальных – на один месяц.

Кроме общеобразовательных и специальных дисциплин, все курсанты будут изучать решения XVIII съезда ВКП(б).

Тагильский рабочий.

3 октября 1939 г.

 

О выполнении основных решений вышестоящих органов

По новому приему: Наркоматом просвещения РСФСР (НКП) и Всесоюзным комитетом по делам высшей школы (ВКВШ) был установлен прием студентов на 1 курс 180 человек, дополнительно НКП разрешено принять 30 человек, итого 210 человек. Было принято 215 человек. С 1 сентября 1940 г. по 13 сентября 1940 г. отсев составляет – 59 человек на первом курсе и 29 человек на втором. Всего осталось 88 человек.

Выбыли в РККА – 12 человек, в другие учебные заведения в порядке перевода – 6 человек, направлено в распоряжение ОБЛОНО на учительскую практику со второго курса – 14 человек, и по другим причинам – 56 человек.

Постановление правительства о введении платности обучения и о стипендиях выполнено. По институту 19 студентов назначены на стипендию, как отличники учебы.

Из «Акта передачи и приема дел педучилища и учительского института»

при приеме института при смене руководства 1939–1940 гг.

 

ГОД 1940

Ноябрь – В. П. Беднякова на посту директора сменил заместитель директора по научной работе, первый кандидат педагогических наук в институте П. Г. Сапрыкин

В учительском институте

На днях из Москвы вернулся директор учительского института В. П. Бедняков. В Москве наркомат просвещения утвердил смету и определил перспективы института в 1940 году.

На хозяйственное оборудование… наркомат отпустил 45 тысяч рублей. Такая же сумма отпущена на учебное оборудование. 25 тысяч рублей выделено на развитие библиотеки, 20 тысяч на военно-оборонную работу и около 10 тысяч рублей на культурные мероприятия.

В 1940/41 учебном году будет принято в институт 300 человек. Наркомат и Комитет по делам высшей школы приняли от института заявку на обеспечение научно-преподавательскими кадрами.

Тагильский рабочий.

8 марта 1940 г.

 

Встреча учащихся 9–10 классов с отличниками учительского института

Дирекция, комсомольская и партийная организации учительского института проводят встречу студентов-отличников с учащимися 9–10 классов.

На встрече выступят учитель-отличник средней школы № 1 П. Ф. Агафонов, учитель-отличник средней школы № 32 В. П. Родченко и директор учительского института В. П. Бедняков.

Тагильский рабочий.

11 июня 1940 г.

 

Отличники поступают в учительский институт

Начался прием заявлений от желающих поступить в Н.-Тагильский государственный учительский институт. 162 человека уже подали заявления. Среди них есть отличники, имеющие право поступления в любой институт без испытаний. Отличница педучилища А. Постникова поступает на физико-математический факультет. Отличницы школы № 23 Г. Гнусова и С. Юшкова поступают на факультет русского языка и литературы.

Тагильский рабочий.

29 июня 1940 г.

В учительском институте

Штат научно-преподавательского состава института укомплектован. Наркомпрос дополнительно присылает для работы в институте 8 преподавателей. Окончившая в этом году Московский педагогический институт с дипломом отличника, тов. Каган уже приехала и приступила к работе.

Тагильский рабочий.

18 августа 1940 г.

Итоги экзаменационных сессий

В учительском институте 49 студентов сдали зачетные сессии на хорошо и отлично.

Студенты первого курса литературного факультета тт. Гнусова, Капустина, Щербинина, Склярова, Седышева и Толмачева сдали все 6 предметов зимней экзаменационной сессии на отлично. Отлично окончили первое полугодие студентки второго курса литературного факультета тт. Свинкина, Трофимова, студентка физико-математического факультета т. Смола, студентка второго курса этого же факультета тт. Акинина и Морозов. Все студенты, сдавшие зачеты с хорошими и отличными оценками, будут получать государственную стипендию.

Лучшие показатели успеваемости на историческом факультете. 66 процентов студентов этого факультета имеют хорошие и отличные оценки. Хуже успеваемость на литературном факультете (58 процентов).

Сейчас студенты на каникулах. Молодежь хорошо отдохнет, в их распоряжении катки, лыжные базы, кинотеатры. 35 отличников учебы уехали в дом отдыха.

Тагильский рабочий.

30 января 1941 г.

ГОД 1941

Проведена первая педагогическая практика студентов в школах города.

Июнь – проведены первые государственные экзамены.

В конце марта-апреле 1941 г. директором НТУИ назначен К. К. Дегтярев.

Июль – директором назначен бывший ректор Минского университета П. П. Савицкий.

Образованы кафедры марксизма-ленинизма (заведующий – А. Ф. Пяткин), истории (заведующий – С. И. Спивак), педагогики и психологии (заведующий – П. Г. Сапрыкин).

Ушли на фронт преподаватели и сотрудники института: А. Ф. Пяткин, П. Г. Сапрыкин, Я. Б. Козоровицкий, П. А. Трифонов, В. В. Абрамов, Н. П. Садовой, Я. Г. Бурлуцкий, А. И. Зольников и др.

В институте начинают работать эвакуированные преподаватели с научными степенями и званиями (К. М. Емельянов, П. Е. Бурцев, Б. М. Яворский, А. С. Лашко, А. А. Ребиков, В. Г. Левен, Е. П. Ересь, В. П. Турченко).

Подготовительная работа к государственным экзаменам

Впервые вопрос о подготовке к госэкзаменам был поставлен на обсуждение Совета института 19 марта 1941 г. 23 апреля вопрос обсуждался вторично в порядке проверки выполнения развернутого решения от 19 марта сего года.

Решения Совета института обсуждались на заседаниях кафедр в плоскости практических мероприятий кафедр. Каждая кафедра составила свой план подготовки к госэкзаменам.

В первых числах апреля было проведено общее собрание выпускников всех факультетов с обсуждением вопросов, связанных с госэкзаменами.

На кафедрах были выработаны планы обзорных лекций, тематика консультаций и пр. Билеты к госэкзаменам были составлены преподавателями специальных дисциплин и обсуждены на заседаниях кафедр, а затем просмотрены учебной частью.

В связи с большими пробелами в знании студентов по русскому языку, институту пришлось проделать большую работу по ликвидации их. Еще в декабре до приказа парткома от 11 января 1941 года о повышении грамотности и культуры речи для студентов в институте были проведены дополнительные занятия по русскому языку. Работа каждого студента была взята под строжайший контроль. Каждый преподаватель русского языка давал индивидуальные задания каждому студенту и еженедельно проверял выполнение их. В результате из 95 человек, писавших контрольный диктант, 93 были допущены к Государственным экзаменам.

Отчет о работе

государственной экзаменационной комиссии

Н.-Тагильского учительского института.

Кузница педагогических кадров

Н.-Тагильский учительский институт, готовящий учителей для 5, 6 и 7 классов школ, летом текущего года выпускает 102 преподавателя физики, математики, русского языка и литературы, истории.

Все, оканчивающие институт, уже получили назначение на работу в школы Тагила и районов Свердловской области. С I сентября 1941 года они начнут трудовую деятельность на одном из самых ответственных участков строительства – на фронте коммунистического воспитания подрастающего поколения.

На будущий учебный год институт принимает на факультет русского языка и литературы 60 человек и столько же на факультет физики и математики.

Для поступления на один из факультетов необходимо иметь образование не ниже 9 классов средней школы.

Я. Козоровицкий,

зам. директора по учебной части.

Тагильский рабочий.

8 июня 1941 г.

Организованы новые кафедры

В 1941 году состав преподавателей (22 человека в начале года) обновился и несколько расширился; были организованы новые кафедры. Из прежде единственной выделились в качестве самостоятельных кафедра марксизма-ленинизма, которую возглавил А. Ф. Пяткин, и кафедра истории во главе с С. И. Спиваком, прибывшим по командировке Наркомпроса. Появилась кафедра педагогики и психологии, которой руководили сначала О. А. Зубрицкая, а позже – П. Г. Сапрыкин.

Кафедру русского языка и литературы возглавил М. А. Батин, физики и математики – П. А. Трифонов. Первые заведующие кафедрами института А. С. Докторович и И. В. Тресков еще летом 1940 г. были освобождены от должности в связи с уходом в РККА, а Я.Б. Межировский – в связи с переходом на работу в другой институт.

ГОД 1942

Весна – создано институтское подсобное хозяйство.

Август – корпуса по ул. Уральской полностью переданы эвакуированному Орджоникидзеградскому машиностроительному институту.

Осень – НТУИ получил новое здание по ул. МОПРа, 25 (ныне – пр. Мира, 27).

***

В начале войны в Тагил были эвакуированы Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Первый из них сначала разместили совместно с учительским в его учебных зданиях, что «вызвало много неполадок и понижение ответственности». В августе 1942 г. учебные корпуса по улице Уральской были полностью переданы машиностроительному институту.

Лишь осенью Нижнетагильский учительский институт получил новое здание – бывшей школы глухонемых по ул. МОПРа, 25 (ныне – проспект Мира, 27). Оно бы вполне удовлетворило институт, если бы полностью перешло в его ведение. Однако какое-то время в этом двухэтажном здании находились Торгпит и эвакопункт, которые «стесняли работу института». Кроме того, на первом этаже пришлось разместить студенческое общежитие, поскольку занимаемые прежде для проживания студентов здания были переданы в распоряжение горвоенкомата (сокращение мест в общежитии вызвало уход из института иногородних студентов).

Выполняя постановление СНК, весной 1942 г. создали институтское подсобное хозяйство. На полученной в 7 километрах от города земле посадили 3,5 га картофеля и 8,5 га овса. Выращенный собственными силами картофель, как правило, передавался столовым, где было организовано одноразовое бесплатное питание для студентов. Вообще проблема питания была одной из самых острых, поэтому многие студенты из сельской местности постоянно ездили домой за продуктами. Те же, кто не имел такой возможности, по замечанию директора, были «обеспечены совершенно неудовлетворительно в своем большинстве».

Овес, выращенный в подсобном хозяйстве, шел на корм лошадям, которые использовались для перевозок. Автотранспорта у института не было. Это вызывало задержки с поставкой топлива, в результате чего аудитории и комнаты общежития очень плохо отапливались.

ГОД 1943

Директором назначен бывший председатель Харьковского обкома профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений П. А. Моргун.

Студенты на сельхозработах

Из Зайковского, Алапаевского и Петрокаменского районов вернулись студенты Нижне-Тагильского учительского института. Они привезли прекрасные отзывы о своей работе. Группа студентов, только что принятых на первый курс института, была отправлена на 5 дней на работу в колхоз «Победитель» Алапаевского района. Секретарь комитета комсомола института Любовь Трапина, возглавлявшая бригады, прекрасно организовала работу, и 38 студентов за 5 дней заработали в колхозе 137 трудодней. Как сообщили председатель колхоза и председатель сельсовета, качество работы было отличное.

Тагильский рабочий.

15 октября 1943 г.

Гвардии капитан математики

– От Советского информбюро. Сегодня, 22 июня…

Врасплох. Она всех, подлая, застала врасплох. Кто ждал ее, готовился к ней? К чему эти заботы, ведь наша армия «всех сильней»? И еще не начав войны, люди уже пели триумф победы!

Павел Андреевич Трифонов в числе своих коллег по Учительскому институту метался в неизвестности: что делать дальше, куда приложить ставшие вдруг непомерно тяжелыми руки педагога, человека сугубо мирной профессии?

Из военкомата пришло распоряжение: здание освободить под госпиталь. Все вместе, плечо в плечо, студенты и их преподаватели, грузили, выносили, складировали свой учебный мир прямо под открытым небом. Три дня и три ночи умирали приговоренные карты, книги, линейки и циркули. Пока не пришел из военкомата новый приказ – жить и учебу продолжать. Студенты сдавали, преподаватели принимали экзамены, а военный листопад из фронтовых повесток все кружил и кружил над вузом, недобро и страшно.

Павел Андреевич читал лекцию по математике на родном физмате, когда дверь тихонько скрипнула, пропустив бумажный «нож» в тоненькую щель. «Пришел и мой черед», – мелькнула в голове мысль, прочно потеснив синусы и косинусы. Шел февраль 1942 года.

И. Титоренко.

Учитель.

9 мая 1991 г.

***

Эвакуированные в Нижний Тагил специалисты рассматривались руководством института как “наиболее ценные работники по их научно-педагогической квалификации”. С их появлением в НТУИ существенно повысилось качество преподавания, вырос авторитет науки.

Однако многие из них считали свое пребывание в Тагиле временным и, по словам директора М. А. Батина, “обнаружили совершенно определенную тенденцию возвратиться на прежнее место работы”. Так, единственный преподаватель кафедры педагогики доцент Е. П. Ересь, получив отпуск по болезни, в 1944 г. уехала в Москву и не вернулась. “Фактически дезертировала”, – сделал заключение директор и отметил, что теперь на этой кафедре нет ни одного штатного работника. Заведующий кафедрой основ марксизма-ленинизма, преподаватель истории древнего мира К. С. Грашман, работавший до войны в Наркомпросе Латвийской ССР, получив оттуда вызов, уехал на родину, и заменить его было некем.

Покидали Тагил специалисты и из-за тяжелых материальных условий.

К концу войны квалификационный уровень преподавательского состава значительно снизился.

В марте 1944 г. из 26 преподавателей 17 были совместителями. Это, по мнению руководства “порождало значительные затруднения в проведении учебной, методической и особенно организационно-политической работы среди студентов”. Научно-исследовательская работа в институте в годы войны практически замерла.

Возможно, по этим причинам в 1944 г. было принято решение об объединении двух факультетов в одно историко-филологическое отделение.

ГОД 1944

Февраль — директором института назначен заведующий кафедрой русского языка и литературы М. А. Батин.

Филологический и исторический факультеты объединены в историко-филологическое отделение.

***

Стремясь обеспечить дальнейшее развитие НТУИ, его руководство еще в 1944 г. впервые предложило Наркомпросу реорганизовать учительский институт в педагогический, а также изменить структуру учебного заведения. Поскольку в Тагиле тогда появилось два технических вуза, из-за чего возникли трудности с набором на физико-математический факультет, был предложено вместо этого факультета создать естественно-географический, в выпускниках которого остро нуждались школы области. Однако эти предложения тогда не были реализованы.

***

Посещаемость занятий и успеваемость в отдельные семестры в годы Великой Отечественной войны падала до 22 процентов. К концу войны успеваемость вновь поднялась до прежнего уровня. Во многом этому способствовало то обстоятельство, что среди студентов появилось немало фронтовиков, демобилизованных по ранению или увечью. Эти авторитетные люди, как правило, серьезно учились и становились образцами для основной части студентов.

***

В военное время НТУИ не без потерь, но все таки справился с объективно возникшими трудностями. За четыре года войны в нем было подготовлено около 400 учителей. В тех условиях, когда в стране значительно сократилась численность школьных учителей, выпуск даже этого небольшого количества специалистов с неполным высшим образованием был огромным достижением устоявшего на ногах молодого вуза и важной поддержкой обескровленной системе народного образования СССР. Некоторые из выпускников военного времени по путевкам Наркомпроса направлялись на работу в другие регионы страны (Псковскую, Великорусскую, Смоленскую, Омскую, Кемеровскую области, Туву), где особенно значительной была убыль учительских кадров. Многие остались в школах Свердловской области, особенно ее северных районов, на обеспечение учителями которых и был в основном сориентирован учительский институт.

ГОД 1945

Открыто вечернее отделение для учителей города (заведующая – А. И. Силина).

В УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ

В девять часов утра весь коллектив учительского института собрался на митинг. Акт о полной капитуляции Германии, Указ Президиума Верховного Совета и постановление Совнаркома прочитал директор института тов. Батин. Чтение несколько раз прерывалось бурными аплодисментами и криками «ура». Присутствующие почтили вставанием память погибших в боях за свободу и независимость нашей Родины.

10 мая 1945 г.

Молодые учителя получили назначения

Закончила работу комиссия по распределению выпускников Нижнетагильского учительского института. 118 молодых учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики получили назначения в различные города и области нашей страны. Около двадцати учителей будут работать в школах Нижнего Тагила. Около 70 учителей направлены в районы Свердловской области. Три выпускника будут работать при кафедрах института.

27 мая 1945 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ

В Нижне-Тагильском учительском институте начались государственные экзамены. Выпускники факультета литературы сдали экзамены по русскому языку (группа «б») и литературе (группа «а»). Тт. Савельева, Ильина, Жулинская, Ладыга и Замураева получили отличные оценки знаний. На физико-математическом факультете 6 человек сдали на «отлично» элементарную математику. Среди них тт. Насырова, Соколова, выпускники исторического факультета, сдавшие историю древнего мира и средних веков, также получили хорошие оценки знаний. Наиболее хорошо отвечали тт. Федотова, Гольдынова, Жулина и Кривоносова.

23 июня 1945 г.

УЧАСТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЗА УЧЕБОЙ

Начались занятия на всех курсах и факультетах Нижне-Тагильского учительского института. В числе поступивших много участников Отечественной войны: на подготовительном отделении учатся дважды награжденный тов. Борисов, на I курсе – участники войны тт. Мышкин и Черных. Вернулись и учатся на 2 курсе ушедшая на фронт в начале войны студентка Ситникова, продолжает учебу тов. Тоськова и другие.

9 октября 1945 г.

СТУДЕНТЫ ПОМОГЛИ КОЛХОЗНИКАМ

70 студентов первого курса и подготовительного отделения учительского института две недели назад выехали в колхозы Зайковского района, чтобы помочь колхозникам в уборке урожая. Студенты самоотверженно работали с утра до позднего вечера. 226 трудодней выработала группа, приехавшая в колхоз «Пахарь». Хорошо трудились студенты в колхозе «Красное поле» и т. д. Особенно отличились студенты Слоботченко, Кабанова, Самыхова, Борвенко, участники Отечественной войны Борисов и Мышкин и другие.

Дирекция института премирует студентов, выезжавших в колхозы.

28 октября 1945 г.

ГОД 1946                                                                                                                

Историко-филологическое отделение разделено на филологическое и историческое.

Сентябрь – директором НТУИ назначен Е. М. Мироненко.

Истекший 1945–1946 учебный год Н.-Тагильский учительский институт работал в прежнем корпусе по ул. МОПРа, 25, куда он был переселен еще осенью 1943 года.

Принятое 9 августа 1944 года исполкомом Н.-Тагильского горсовета решение о предоставлении институту общежития на 100 человек выполнено частично, т. е. институту предоставлено здание для общежития, где можно разместить 30–35 студентов, но это далеко не удовлетворяет нашей необходимости. Студенты и в будущем году вынуждены будут жить в учебном корпусе.

Первые уроки будущих учителей

Начались практические занятия студентов второго курса Н.-Тагильского учительского института. Будущие учителя дают свои первые уроки в школе. Кроме того, студенты проведут большую внеклассную работу – занятия в школьных кружках, экскурсии в музеи города, будут заниматься с отстающими учениками. Некоторые студенты уже ознакомились с домашними условиями школьников…

Тагильский рабочий.

5 марта 1946 г.

Военная подготовка из-за отсутствия начальника военной кафедры была начата с 26 февраля 1946 года.

Всего на двух курсах института 147 студентов. Военная подготовка, согласно программе проводится только на первом курсе, где обучались 82 человека, из них мужчин – три человека, женщин – 79 человек. Все они были охвачены военной подготовкой.

Планы уроков по строевой, огневой, тактической и лыжной подготовке составлялись по обычной армейской схеме. На занятиях по строевой подготовке, кроме знания положенного по программе материала, студентам давались и некоторые практические навыки, необходимые им в будущей работе в школе: изучая положенные по программе вопросы тактической подготовки, студентам указывалось, как изучаемые ими вопросы должны быть применены при организации военизированных игр с учащимися, на какие воспитательные моменты при этом необходимо обратить внимание.

Годовой отчет военной кафедры

Нижне-Тагильского учительского института

за 1945–1946 учебный год

 

ГОД 1947

В 1947 г. в институте не оставалось ни одного преподавателя с ученой степенью. Занятия вели всего 9 старших преподавателей и 8 ассистентов.

Август – институту передана базовая школа № 18. Директор – Ф. Д. Коган.

ГОД 1948

1 января – директором института назначен М. М. Кожевников.

В НТУИ открыто естественно-географическое отделение.

Открыта кафедра естествознания (заведующий – И. С. Муравьев).

Заложены загородная биологическая станция и ботанический учебно-опытный участок на усадьбе института для проведения полевой практики студентов факультета.

Открыт читальный зал научной библиотеки института (заведующая – А. М. Катаева). Библиотечный фонд составляет 37 тысяч экземпляров.

Новый отряд учителей

Нижне-Тагильский учительский институт произвел восьмой выпуск студентов. За период своей деятельности институт подготовил 620 учителей. В этом году выпущено 86 молодых специалистов, среди них – тринадцать участников Отечественной войны. Студентки Юдина С. И. и Фоминых П. Р. наравне с мужчинами защищали нашу Родину, после демобилизации они успешно окончили институт и получили звание учителя.

Государственные экзамены показали, что подавляющее большинство выпускников этого года хорошо подготовлено для большой и ответственной работы в школе.

Двенадцать студентов, в их числе участники Отечественной войны тт. Юдина С. И. и Паршин К. С, получают дипломы с отличием; 19 человек окончили институт с оценками на отлично и хорошо. Среди выпускников много студентов, которые пришли в институт с учительской работы, их учеба в институте отличалась целеустремленностью, организованностью и дала хорошие результаты. Все окончившие институт получили назначения на работу в семилетние и средние школы Свердловской области. Более половины назначено в школы г. Н.-Тагила.

В предстоящем учебном году Министерством просвещения РСФСР в институте открывается естественно-географическое отделение с набором 50 студентов и заочное отделение по всем специальностям учителя семилетней школы с набором 200 заочников.

Соответственно этому расширяется хозяйственная и учебная база института; оборудуются три новых учебных кабинета, значительно пополняются существующие учебные кабинеты. Институтом закуплено учебное оборудование на 40 тыс. рублей. Книжный фонд библиотеки вырастет за год на 8 тыс. экземпляров. Для иногородних студентов оборудовано общежитие на 100 мест.

Сейчас коллектив преподавателей и студентов готовится успешно начать новый учебный год.

М. Кожевников, директор НТУИ.

Тагильский рабочий.

6 июля 1948 г.

О работе базовой семилетней школы № 18

Заслушав отчет директора школы тов. Коган Ф. Д., Совет института отмечает, что к началу учебного года школа была подготовлена удовлетворительно. Все дети микрорайона, подлежащие обучению, охвачены школой. Успеваемость учащихся за первое полугодие остается недостаточной: 57 учащихся или 13,9 процента являются неуспевающими. Несмотря на затруднительное положение с помещением школа успешно ведет неучебную воспитательную работу с учащимися. Связь работников института с преподавателями школы была крайне неудовлетворительна. Кафедры института не обеспечили необходимой работы в базовой школе, не оказали ей помощи в поднятии учебной работы до уровня требований, предъявляемых базовой школе. Работники школы также не проявили инициативы в установлении тесной связи с кафедрами и методистами института, недостаточно предъявляли требований по оказанию им помощи к работникам института.

Совет института постановляет обязать кафедры института в целях укрепления связи с базовой школой и использования последней в качестве опорной была в организации учебного процесса со студентами выделить квалифицированных работников для проверки преподавания; оказывать преподавателям школы систематическую методическую помощь, привлекая их к работе кафедры, активно участвуя в работе методических секций школы; шире использовать опыт и практику работы школы в организации работы со студентами института в процессе учебных занятий. В феврале 1948 года провести специальные заседания кафедр с преподавателями школы, на которых определить конкретные мероприятия по организации совместной работы…

Постановление совета Нижне-Тагильского

учительского института от 5 февраля 1948 года.

В 1948 году в институте было организовано пять спортивных секций: гимнастическая, конькобежная, лыжная, шахматная, ручных игр. В работе участвовало 130 человек. Гимнасты занимались в просторном, хорошо оборудованном зале, конькобежная секция «имела в наличии несколько пар коньков», а лыжники – свою базу, спортивный инвентарь.

В учительском институте

Более 300 человек подали заявления с просьбой допустить их к сдаче приемных экзаменов. Основной контингент поступающих в институт – выпускники средних школ… Многие из поступающих – участники Отечественной войны. Они решили продолжить свою учебу и стать квалифицированными специалистами. В числе абитуриентов 127 коммунистов и членов ВЛКСМ.

В этом году значительно усилилась тяга к повышению своих знаний со стороны учителей, не имеющих соответствующего образования.

П. Трифонов,

Зам. директора института по учебной и научной работе.

Тагильский рабочий.

17 августа 1948 г.

ГОД 1949

Открыто заочное отделение.

В институте вновь появился специалист с ученой степенью – кандидат исторических наук Я. С. Зингер.

Приобретен первый автомобиль – полуторатонный ГАЗ АА.

Конференция воспитанников учительского института

Сегодня в Н.-Тагильском учительском институте начнет работу педагогическая конференция бывших воспитанников института. В конференции примут участие свыше 100 выпускников, ныне работающих в школах Тагила, Висима, Верхотурья, Карпинска, Красноуральска, Серова, Новой Ляли, Петрокаменска и других городов и районов.

Участники конференции заслушают доклад директора института тов. Кожевникова «Об идейно-политическом воспитании учащихся» и доклад зав. кафедрой педагогики тов. Зименко «О некоторых итогах работы выпускников».

После обмена мнениями по докладам состоится работа секций: преподавателей истории, физики и математики, русского языка и литературы…

На секционных заседаниях состоится широкий обмен опытом. Будут даны консультации по методике преподавания отдельных предметов, а также консультации по работе с лабораторным оборудованием и проекционной аппаратурой. Конференция продлится два дня.

Тагильский рабочий.

26 марта 1949 г.

ГОД 1950

Проведены первые «Дни открытых дверей».

ГОД 1951

Прекращен набор на историческое отделение.

Научно-педагогические конференции студентов

В марте–апреле кафедрой педагогики и комитетом комсомола Н.-Тагильского учительского института проведены две студенческие научно-педагогические конференции. Первая конференция была посвящена системе работы классного руководителя.

Студенты второго курса, принявшие активное участие в этой конференции, проделали большую предварительную работу. Они не только изучили многие литературные источники и подвели итоги работы по изучению советской педагогики, но и обобщили опыт своей педагогической практики в школах Нижнего Тагила.

Вторая конференция была проведена силами студентов первого курса. Она была посвящена роли и значению педагогического наследства А. С. Макаренко.

Материалы конференции институт оформляет в виде двух сборников студенческих работ.

В. Лир,

Тагильский рабочий, 24 апреля 1951 г

 

Здание начальной школы № 4 на ул Уральской 40-е гг

Выпускники 1940-х годов Кожевников М.М.

 

 

 

Добавить комментарий