ОТ ВАГОНОВ И ТАНКОВ – К ВОЗДУШНЫМ КОРАБЛЯМ

Производитель железнодорожной техники и танков – Уралвагонзавод — имел шанс стать центром советского дирижаблестроения. Кто стоял за этой эпатажной идеей и почему она не реализовалась – в материале t-digest. http://t-digest.ru/2019/08/22/ot-vagonov-i-tankov-k-vozdushnym-korablyam/

Имя Давида Бимбата, которому 22 августа 2019 года исполнилось 95 лет, связано с дирижаблестроением. И хотя интернет-поиск по запросу «дирижаблестроение в СССР» сообщает, что эра воздухоплавающих кораблей в нашей стране закончилась в 1940-е гг. XX века, а деятельность Бимбата практически не упоминается в контексте этих запросов, есть один непреложный факт, не известный широкой общественности: история дирижаблестроения продолжалась в 1960-е гг. – и ни где-нибудь, а на Уралвагонзаводе!

Давид Залманович Бимбат родился в Нижнем Новгороде и с детства увлекался романами Жюля Верна, грезил путешествиями по воздуху. Также внимательно изучал труды Константина Циолковского. Вместе с товарищами он даже пытался сконструировать ракету. Но пожар, случившийся в ходе строительства, положил конец экспериментам.

Воевал. В 1956 году окончил моторостроительный факультет Казанского авиационного института (КАИ). Был направлен в Нижний Тагил в танковое КБ (сегодня Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения). Там уже усиленно начал изучать литературу по воздухоплаванию и дирижаблестроению. А в начале 1960-х создал общественно-конструкторское бюро по дирижаблестроению. В те годы многие конструкторы, помимо своей основной работы, занимались творческими проектами. Были среди них радиолюбители, поэты и, как оказалось, дирижаблестроители.

Кроме Бимбата в ОКБ входили еще несколько десятков молодых инициативных инженеров, конструкторов и экономистов. Даже жена Бимбата, тоже конструктор по образованию, настолько увлеклась идеями супруга, что бросила все домашние дела и присоединилась к коллективу. Энтузиасты заседали вечерами, после работы, в Дзержинском дворце пионеров. У тагильского ОКБ существовал и официальный бланк фирмы … с домашним адресом Давида Бимбата. Составили конкретный план работы, который одобрили московские дирижаблисты. Договорились о совместной работе с Московским бюро. Занялись экономическими расчетами по эксплуатации дирижаблей и эскизным проектированием грузовых гондол и оболочек.

Циолковский говорил: «Сделайте серебряный дирижабль, и он вам будет давать сто процентов чистой прибыли на затраченный капитал, даже дирижабль из червонного золота даст приличный процент». Почему же в СССР прекратили выпускать дирижабли? Дело в том, что оболочки первых летающих кораблей заполнялись водородом – горючим и взрывоопасным газом. Кроме того, с развитием авиации и в условиях Великой Отечественной войны дирижабли в связи с тихоходностью и плохой маневренностью отошли на второй план. Но появился гелий – легкий, относительно недорогой и негорючий газ. И все чаще от полярников, геологов, лесников, охотников и ученых стал звучать призыв вернуть дирижабли в народное хозяйство.

Но первый заказ ОКБ поступил …от Центральной студии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. В начале 1960-х она приступила к экранизации романа «Гиперболоид инженера Гарина» и оказалась в очень непростом положении.

«…таинственный дирижабль, новейшего типа, пролетел над Гавайскими островами, опустился в порте Гило, взял бензин и воду, проплыл над Курильскими островами, снизился над Сахалином, в порте Александровском взял бензин и воду, после чего исчез в северо-западном направлении…..» — это цитата из известного произведения Алексея Толстого, но где же взять дирижабль? Заменить воздушный корабль нельзя, да и нечем.

Кадр из фильма «Гиперболоид инженера Гарина»

И тут кому-то из операторов случайно попалась на глаза статья «Дирижабли просятся в небо», опубликованная в прошлогодней газете «Комсомольская правда». В ней инженер Бимбат ратовал за возрождение дирижаблестроения и делился своими мыслями и наработками в этой области. Кинематографисты тут же ухватились за выпавший им шанс и отправили в Нижний Тагил телеграмму с предложением построить дирижабль для фильма на студии имени Горького. Бимбат, конечно, согласился.

Необходимый проект был сделан в рекордно короткий срок – за два месяца. Он был готов построить настоящий дирижабль и пытался увлечь «киношников» перспективами его применения: возможностью съемок с высоты, в воде и под водой и даже использованием воздушного корабля в качестве передвижной киностанции. Однако студия не поддержала эту идею и попросила лишь макет.

В Москву Бимбат отправился один – его коллег по ОКБ не отпустили с работы. Но все они с нетерпением ждали вестей со съемочной площадки. Мало кто в это верил, но действующая модель дирижабля «Урал-2» все-таки поднялась в воздух. И даже привыкшие к различным чудесам мастера кино присвистнули от удивления. Символично, что его полет состоялся 18 марта 1965 года — в день, когда Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Кстати, Бимбат взял управление агрегатом на свой страх и риск в свои руки – ведь удостоверения пилота он не имел.

Кадр из фильма «Гиперболоид инженера Гарина»

В течение двух недель «Урал-2» выполнил ещё ряд полётов и стал первым отечественным дирижаблем с оболочкой, наполненной гелием.

После этого в адрес директора Уралвагонзавода Ивана Васильевича Окунева полетели заказы на дирижабли: от «Главтюменьнефтегаза», Тюменского территориального геологического управления, Министерства заготовок сельхозпродуктов РСФСР, Совнархоза Коми АССР, Управления лесного хозяйства и лесной промышленности, Госкомитета геологии СССР, «Нефтегазмонтажа» и многих других организаций. Так, например, представители Коми говорили:

— Дайте нам дирижабль. В год мы скармливаем собакам на два миллиона рублей отличной рыбы. А сколько собачьих упряжек заменит один воздушный корабль!

Но финансирование отсутствовало. На общественных началах энтузиасты продолжали разрабатывать проекты для различных отраслей и ждали, что скоро им предоставят и производственную базу. Но увы…

Несмотря на все сложности, Давид Бимбат продолжал работы, но уже в Свердловске, где занимался пневмоконструкциями. И добился очередного успеха: в начале 1980-х в воздух поднялся «Урал-3» (уменьшенная копия), который по замыслу его создателя, должен был помогать в освоении севера Тюменской области: перевозить грузы, проводить линии электропередач через реки, болота, овраги, доставлять к месту работы геологов, буровиков, геодезистов. Однако и этот проект не получил поддержки на высшем уровне.

Скончался Давид Бимбат 6 июля 2008 года. До конца жизни он продолжал верить в дирижаблестроение.

Добавить комментарий