ТАГИЛЬСКОЕ ДЕПО МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУШИМ

ГУДОК Выпуск № 26 (26399) 15.02.2018 Электронный ресурс http://www.gudok.ru/newspaper/

Евгения Мусихина, соб. корр. «Гудка» Челябинск

В феврале 1878 года из локомотивного «сарая» в Нижнем Тагиле на контрольный пост был выдан под рабочий поезд первый паровоз. Так началась история первого на Свердловской дороге пассажирского депо.

Через восемь месяцев было открыто движение по Уральской горнозаводской железной дороге протяжённостью 715 км, которая соединила Пермь и Екатеринбург через Чусовскую и Нижний Тагил.

В хрониках «сараем» названо здание депо. На деле это два каменных дома, которые стоят и поныне. (В одном из них находится цех обслуживания электропоездов «Ласточка».) Были и деревянные сараи – в них работали вспомогательные службы.

В депо 140-летней давности было два пути для осмотра и ремонта паровозов. Из оборудования имелось пять станков, которые приводил в движение локомобиль.

Депо обслуживало три плеча – от Нижнего Тагила до Екатеринбурга, Бисера и Салды. Скорости поездов по нынешним мерками были невеликими – пассажирские редко достигали 50 км/ч, а грузовые и вовсе 20 км/ч.

В страницы истории депо Нижний Тагил вписано немало важных событий – революция, восстановление после освобождения Тагила от колчаковцев и белочехов, трудовой подвиг подростков и женщин, которые заменили мужчин, ушедших на фронты Великой Отечественной.

После войны на предприятие стали поступать новые паровозы. Деповчане расширяли цеха, строили хозяйственно-бытовые помещения.

15 июня 1975 года в депо прибыли первые восемь тепловозов ТЭ3. В связи с переходом на тепловозную тягу началась коренная реконструкция предприятия. В ходе её, по сути, было построено новое депо. Тогда же был утверждён проект строительства цеха для ремонта и обслуживания моторвагонного подвижного состава (МВПС), который приступил к работе в ноябре 1980-го. В течение полугодия отрабатывалась технология ремонта в объёме ТО-3 и ТР-1, и только с августа 1981 года в депо начали производить ТР-2 МВПС.

В Нижнем Тагиле продолжилось строительство новых цехов, помещений и даже теплицы. В июле 1982 года взамен электросекций СР поступил первый электропоезд ЭР1. Позже пришли ЭД2Т, ЭТ2М, ЭД4М, а на смену тепловозам серии ТЭ3 прибыли 2ТЭ116.

Развивалась и социально-бытовая база: в 1997 году введён в строй дом отдыха локомотивных бригад, оборудован спортивно-оздоровительный комплекс с сауной, оборудована химчистка для спец-одежды.

Продолжил меняться к лучшему и подвижной состав. В феврале 2002 года по маршруту Нижний Тагил – Свердловск-Пассажирский был запущен первый на Свердловской дороге поезд повышенной комфортности, переделанный собственными силами из электропоезда ЭД4М-0053.

Новейшая история предприятия ведёт отсчёт с июля 2007 года, когда локомотивное депо Нижний Тагил было реорганизовано в моторвагонное и стало структурным подразделением Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. А тепловозный парк с эксплуатационным и ремонтным персоналом перешли в состав локомотивного депо Серов.

В 2008 году депо Нижний Тагил получило рельсовые автобусы серии РА1 и РА2. В ноябре 2015 года на Свердловскую дорогу впервые прилетела «Ласточка», на которой из Нижнего Тагила в Екатеринбург можно добраться меньше чем за два часа – вдвое быстрее обычного электропоезда.

«Сегодня мы выполняем работу в пригородном пассажирском движении на шести плечах – до Екатеринбурга и Каменск-Уральского, Егоршино, Серова, Чусовской, Качканара, Нижней Туры, – рассказывает начальник депо Борис Стахнёв. – Парк подвижного состава насчитывает 293 электросекции, шесть рельсовых автобусов и 103 пассажирских вагона».

В ближайшее время на предприятии ожидают получения нового станка для обточки колёсных пар – это сделает возможным обслуживание электропоезда ЭС2Г «Ласточка». В планах и завершить ремонт во втором здании депо, построенном 140 лет назад, и организовать в нём музей.