МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ \НИЖНИЙ ТАГИЛ\

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Логинов М.П.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Уральского института управления – филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, mikhail.loginov@uapa.ru

Муринович А.А.

депутат, Нижнетагильская городская Дума (Россия), 622034, Россия, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 1а, murin.an.an@gmail.com

Одной из основных функций муниципальных органов власти является управление развитием социальной сферы, включая как городскую инфраструктуру, так и объекты различного назначения.

Управление развитием социальной сферы города осуществляется, как правило, в рамках социально- экономической программы развития муниципалитета, приоритетными целями которой являются: повышение качества жизни населения, обеспечение жизнедеятельности хозяйственных субъектов, экономическое развитие города, создание технологически современной конкурентоспособной экономики, активизация инвестиционной деятельности и т.п. [1].

Функционально управление социальным развитием города осуществляется через различные программы и проекты. Однако, на уровне органов власти проектная методология практически не используется.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении проблем, возникших в органах муниципальной власти города Нижний Тагил, при реализации социальных проектов в 2013 году. Для исследования использовались материалы открытой печати города. Авторами с помощью экономических методов проанализированы различные аспекты проектной деятельности в муниципалитете, выявлены особенности и проблемы управления социальными проектами.

Процесс управления реализацией муниципального социального проекта определяется сложным взаимодействием многих факторов, обусловленных как состоянием внешней и внутренней среды местной хозяйственной системы, так и спецификой самого проекта как объекта управления.

Широкий диапазон целей и задач, решаемых в процессе разработки и реализации социальных проектов, а также разнообразие условий их реализации требуют соответствующей дифференциации подходов к управлению ими.

Эффективное функционирование процесса управления социальными проектами возможно только при наличии системы обеспечения, которая состоит из следующих элементов [2]:
— научно-методическое обеспечение, включает комплекс методических разработок и материалов по планированию и разработке проектов, с целью установления единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным, экологическим и другим стандартам;
— организационно-правовое обеспечение, включающее нормативные документы, регламентирующие взаимодействие всех участников, наличие организационных структур, осуществляющих действия по инициированию, разработке, реализации и контролю над проектами;
— ресурсное обеспечение, включает весь спектр имеющихся ресурсов, использующиеся в ходе подготовки и реализации муниципального проекта.

Концепция управления социальными проектами в современных российских условиях включает в себя: обоснование целей проектов; выработку основных принципов их реализации; разработку методов, инструментов и механизмов, включающих весь спектр воздействия для подготовки и реализации проектов.

В рамках подготовки муниципального социального проекта в обязательном порядке должно осуществляться стратегическое планирование, результатом которого становится система организационно-правовых и финансово-экономических документов. Эти документы содержат основные экономические показатели, характеризующие результаты проекта, а также описывают проблемы, с которыми придется столкнуться на пути реализации проекта. [3]

Основными результатами управления социальными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно выбирая соответствующие технологии управления проектами, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации муниципальных проектов. Для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, управление коммуникациями, персоналом и т.д. [4]

Основным вопросом при реализации муниципальных проектов является наличие ресурсов, необходимых для реализации проектов. При этом проблемой становится как отсутствие требуемых ресурсов, так и их внезапное увеличение, связанное с попаданием муниципалитета в какую-либо программу или целевое федеральное или региональное финансирование.

Рассмотрим реализацию муниципальных социальных проектов в 2013 году в городе Нижний Тагил. Данный год оказался для города прорывным в части изменившихся объёмов социального развития. Поручения Президента России, озвученные в апреле 2013 года на встрече с общественностью города, поставили перед городом грандиозные задачи, объединённые в муниципальные социальные проекты.

За счет федеральных средств бюджет города увеличился почти в два раза с 6,5 млрд.рублей до 11,8 млрд.рублей.

В таблице 1 приведены проекты, реализованные в городе Нижний Тагил в 2013 году. [5]

Одной из главных проблем при освоении значительно увеличившихся бюджетных средств, выделенных согласно поручению Президента России в 2013 году для муниципального образования город Нижний Тагил, стала недостаточная эффективность административно-управленческого аппарата при реализации мероприятий в соответствии с планом социально- экономического развития.

На пути реализации проектов у администрации города возникло множество сложностей, не все задачи удалось решить. Основным проблемами при реализации проектов стали следующие факторы:
– отсутствие методологических основ и практик управления проектами в органах государственной и местной власти;
– отсутствие организационной структуры в администрации города для управления проектами;
– отсутствие аккредитованных аутсорсинговых компаний для реализации муниципальных проектов;
– низкоэффективный региональный бюрократический аппарат, который перечислил денежные средства в муниципалитет только в июле 2013 года, при условии реализации большинства проектов до конца года;
– отсутствие проведения исследований о влиянии новых проектов на муниципальную экономику и последующую нагрузку на бюджет города;
– использование непроверенных технологий при строительстве дорог, что привело к необходимости нового ремонта дорог;
– установка муниципалитетом дополнительных постов автоматической фиксации нарушений ПДД, относящихся к ведению субъекта РФ, без частичного возврата штрафов в бюджет города.

Как показала практика, традиционный функциональный управленческий подход, действующий эффективно при реализации несложных повторяемых проектов, не справился с крупными проектами, финансируемыми из федерального бюджета [6].

Как правило, выделение бюджетных средств из вышестоящего бюджета на финансирование крупных муниципальных проектов носит разовый, локально-временной характер, происходит в результате включения региона, муниципалитета в федеральную программу развития.

Выделение финансирования зависит от распорядителя ресурсов, может осуществляться хаотично как во временном горизонте, так и в объеме выделяемых средств.

Одними из основополагающих факторов для муниципального социального проекта являются политические факторы, которые должны учитываться на всех стадиях реализации проекта. Без политической поддержки на местном, региональном и государственном уровнях, успешная реализация крупного муниципального проекта не представляется возможной [7].

Эффективное управление крупными региональными или муниципальными проектами в условиях высокой неопределенности возможно только в рамках проектного подхода. Регионы и муниципалитеты должны быть организационно готовы к реализации сложных проектов с участием различных источников финансирования и т.п.

Перед органами муниципальной власти ставится задача создать систему управления сложными социальными проектами, обеспечивающую достижение поставленных целей, сроков, бюджета, и соответствующих стратегий социально-экономического развития в условиях высокой неопределенности, меняющейся динамики бюджетного финансирования, способную дать синергетический эффект развития местной экономики [8].

Реализация муниципальных социальных проектов в городе Нижний Тагил будет продолжена в 2014-2015 годах, авторы выражают надежду, что рекомендации, данные в статье, будут использованы в работе органов местной власти.

Литература:

1. Аксаев Ф.Э., Казаков В.В. Инвестиционный критерий в обеспечении конкурентоспособности региона в период мирового экономического кризиса // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 130-132.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учебное пособие. Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Ин-т систем. анализа РАН, Центр. экон.-мат. ин-т РАН. М.: Дело, 2008.

3. Зубенко В.С. Управление проектами развития регионального инвестиционно-строительного комплекса: дис. канд. экон. наук. Москва, 2003.

4. Логинов М.П. Коноидный подход к исследованию систем // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 14. С. 40-44.

5. Муринович А.А. О роли предварительного исследования в проектном управлении муниципальными программами // Самоуправление. 2014. №5. С.28-30

6. Тургель И.Д. Методические аспекты реабилитации городов на нисходящей стадии жизненного цикла функциональной специализации // Вопросы управления. 2009. № 9. С. 64-74.

7. Яковлев Ю.В. Организационно-экономический механизм управления сложными инвестиционно- строительными проектами в современных условиях: дис. д-ра экон. наук. Санкт-Петербург, 2010.

8. Логинов М.П. Получение синергетического эффекта в системе ипотечного жилищного кредитования в условиях кризиса экономики Рос- сии // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. Т. 24. № 2. С. 168-177.