ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА У РАБОТАЮЩИХ НА КАНЦЕРОГЕННО -ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ \НА ПРИМЕРЕ Н. ТАГИЛА\

Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Чеботарькова Светлана Александровна, канд. мед. наук, доц.; e-mail: titulaS@mail.ru

Одним из актуальных направлений медицины труда на современном этапе является объективная оценка онкологической заболеваемости среди производственных контингентов и разработка системы профилактических мероприятий [2, 3].

Лица, имеющие профессиональный контакт с канцерогенными факторами, формируют группу повышенного онкологического риска. Она достаточно многочисленна и по самым скромным подсчетам, основанным на материалах экономически и социально благополучных стран Европейского Союза, на ее долю приходится 4—5% всех случаев смерти от злокачественных новообразований (ЗН) [6].

В биологическом и клиническом отношении ЗН, вызванные воздействием канцерогенов на производстве, неотличимы от опухолей, возникших под влиянием других, непроизводственных факторов. Это обстоятельство существенно затрудняет определение причинного фактора заболевания конкретного работника.

Вероятность развития большинства ЗН зависит от комплексного действия различных факторов. При этом профессиональная экспозиция к канцерогенам и некоторые особенности образа жизни (курение, злоупотребление алкоголем и др.) часто усиливают неблагоприятное воздействие друг друга, многократно увеличивая онкологический риск [4].

ЗН имеют длительный латентный период развития (в среднем 15—18 лет), что в значительной мере осложняет установление их связи у работников с действием профессиональных факторов, особенно у лиц, оставивших канцерогенно-опасное производство.

В Нижнем Тагиле количество работающего населения в 2010 г. составило 204 028 человек, из них работающих во вредных условиях — 79 898 (39%) человек, в том числе 36 806 (35%) женщин, в основном на предприятиях черной металлургии, машиностроения, огнеупорном производстве и в добыче полезных ископаемых.

В городе под воздействием канцерогенных факторов на производстве находятся 11 027 человек, в том числе 3442 женщины, по сравнению с прошлым годом численность работающих под воздействием указанных факторов снижается, но растет число женщин, подверженных влиянию канцерогенов в производственной среде.

По данным паспортизации канцерогенно-опасных производств, приоритетными загрязняющими веществами- канцерогенами являются масла минеральные нефтяные, формальдегид, бенз(а)пирен, кремния диоксид кристаллический, никель, хром (VI) триоксид, бензол, асбесты, кадмий и его соединения, хлорметилоксиран+ (эпихлоргидрин). По данным надзора за канцерогенными предприятиями, из 39 объектов только на 20 разработаны паспорта.

Как показал социально-гигиенический мониторинг, проблема онкологической заболеваемости по прежнему является приоритетной для города, в 2010 г. показатель первичной заболеваемости раком среди лиц трудоспособного возраста составил 198,4 на 100 тыс. населения и имеет тенденцию к ежегодному росту.

По данным эпидемиологического мониторинга злокачественных новообразований, проводимого в городе с 1994 г., профессиональная экспозиция к канцерогенам выявлена у 40,5% заболевших раком. Остается проблемой крайне низкая выявляемость связи злокачественных новообразований с профессиональной деятельностью больных, подавляющее большинство случаев профессионального рака остается неучтенным, что снижает эффективность социальных и медико-профилактических мероприятий, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни больных [1, 5, 7].

Методические подходы в данной работе предусматривали оценку индивидуальных факторов риска в эколого-эпидемиологическом исследовании по типу случай—контроль. В опытную группу по ретроспективным данным отбирали всех больных с ЗН, работающих или работавших на канцерогенно-опасных производствах Нижнего Тагила за период с 1994 по 2004 г., что составило 790 человек, в том числе 264 (33,4%) женщины.

На основе базы данных по мониторингу ЗН методом случайного отбора была составлена контрольная группа — 557 лиц трудоспособного возраста, работающих или работавших на канцерогенно-опасных производствах, но не имеющие ЗН. На каждого из них с помощью специальной анкеты была получена персонифицированная информация, касающаяся возраста, пола, социального статуса, трудового стажа, медицинского анамнеза, вредных привычек.

При анализе профессиональной занятости онкологических больных трудоспособного возраста, по данным проведенного исследования, профессиональная экспозиция к канцерогенам была выявлена у 40,5% заболевших ЗН. Однако за последние 5 лет обнаружено всего 15 случаев профессиональных раков, в том числе 4 случая в 2010 г. (0,9% от впервые выявленных ЗН в трудоспособном возрасте).

В ходе профилактических осмотров работающего населения в 2010 г. зарегистрировано 2,2% онкологических больных. Наиболее распространенные по локализации ЗН у работников канцерогенно-опасных производств Нижнего Тагила: среди женщин на 1-м месте рак молочной железы (37,1%), на 2-м — желудка (9,9%), на 3-м — ободочной кишки (8,3%); среди мужчин на 1-м месте — рак органов дыхания (33,7%), на 2-м — желудка (15,8%), на 3-м — прямой кишки (8,4%).

По результатам исследования отмечена достаточно высокая распространенность курения: как в опытной, так и в контрольной группе курят 53,5% работающего населения, среди них 7% женщин. Стаж курения более 20 лет имеют 66% лиц в контрольной группе и 74% в опытной. Среди больных раком легкого курят 75% опрошенных, в том числе 14% женщин. Риск развития рака легкого у работающих на канцерогенно-опасных производствах и курящих в 3,27 раза выше, чем у некурящих (отношение шансов (OR) — 4,4), и зависит от интенсивности курения, что было отмечено и в нашем исследовании; 64% опрошенных курили более 10 сигарет в день в опытной группе и только 34% в контрольной.

В исследованиях Г. Липатова и соавт. [4] отмечена повышенная роль табачного дыма в развитии ЗН у женщин, работающих в металлургическом производстве. В наших исследованиях распространенность рака легкого среди курящих женщин в 2,29 раза выше, чем у некурящих (OR — 2,4).

Результаты эпидемиологических исследований подтвердили неблагоприятное влияние поведенческих факторов образа жизни и производственной среды на риск развития рака у работающего населения города.

Предложены профилактические мероприятия, которые вошли в «Комплексную программу демографического развития города Нижний Тагил «Тагильская семья» до 2015 года», «План основных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и реабилитацию населения муниципального образования «Город Нижний Тагил», на период 2011—2013 годы» и «Комплексный план обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Нижний Тагил на 2010—2012 годы», а также комплекс мер, включающий обучение и информирование населения, медицинских работников по вопросам формирования здорового образа жизни, создания благоприятной среды обитания, снижения онкологических рисков и сохранения здоровья работающего населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдинов Г. Т., Гончаров А. В., Бледный А. В., Кочубей Д. Г. Канцерогенная опасность в производстве изделий из пластических масс. Уральский медицинский журнал. 2010; 11: 28—29.

2. Базарова Е. Л., Ошеров И. С., Рослый О. Ф., Тартаковская Л. Я. Динамика заболеваемости злокачественными новообразованиями работников металлургического предприятия по производству титановых сплавов. Уральский медицинский журнал. 2010; 11: 15—16.

3. Заридзе Д. Г.Эпидемиология и профилактика рака.Вестник РАМН. 2001;9: 6—14.

4. Липатов Г. Я., Лестев М. П., Нарицина Ю. Н. Курение и рак в условиях производства. Уральский медицинский журнал. 2010; 11: 71—74.

5. Гурвич В. Б. и др. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза паспортов канцерогенно-опасных организаций в Свердловской области. Уральский медицинский журнал. 2010; 11: 11—12.

6. Смулевич В. Б. Профессия и рак. М.: Медицина; 2000.

7. Шабуров А. П., Кашанский С. В. Состояние диагностики профессиональной онкопатологии в муниципальных образованиях Свердловской области. В кн.: Гигиеническая безопасность и здоровье населения в промышленных регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: ФГУН «ЕМНЦ ПОЗРП»; 2006: 177—79.