РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ НА УРАЛЕ (1946 — 1985 гг.)
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 2009 год.
Личман Борис Васильевич, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки России, академик Академии гуманитарных наук и академик Академии военно-исторических наук.
1. Послевоенный период (1946 — 1958 гг.)
После Великой Отечественной войны правительством была поставлена задача -восстановить разрушенное народное хозяйство страны и значительно превзойти его довоенный уровень.
Быстрый рост промышленного производства достигался за счет возобновления производства на заводах и фабриках на территориях, освобожденных от немецкой оккупации. Их оснащали новым оборудованием, полученным в значительной части за счет репараций с германских предприятий.
Заводы же, эвакуированные в годы войны на Восток, в первую очередь на Урал, остались на новых местах и продолжали производить главным образом военную продукцию. С этого периода Уральский регион сохраняет и укрепляет свою роль как одного из центров военно-промышленного комплекса страны.
В связи с резким обострением международной обстановки, началом «холодной войны» и гонки вооружений Советский Союз уделял первоочередное внимание ликвидации американской монополии на обладание атомным оружием.
В 1946 -1949 гг. невиданными темпами на Урале строились комбинаты и заводы, которые должны были обеспечить крупномасштабное производство делящихся материалов (плутония-239 и урана-235). Урал становится крупнейшим центром атомной промышленности страны [1].
Под флагом Первого главного управления при Совете Министров СССР (впоследствии — Министерства среднего машиностроения) строились целые новые города.
В 1947 г. начал выпускать металлический уран, перерабатывая урановые руды и концентраты, Чепецкий механический завод (г. Глазов Удмуртской АССР).
В 1948 г. вступил в строй крупнейший комбинат «Маяк» (Челябинск-40, вблизи г. Кыштыма), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы-конверторы для получения плутония. Именно здесь были накоплены первые килограммы плутония-239, из которого были изготовлены заряды первых ядерных бомб.
С 1949 г. работает Уральский электрохимический комбинат в Верх-Нейвинске (Свердловск-44). Его основной профиль — разделение изотопов урана. Из четырех аналогичных предприятий России это самое мощное.
С 1948 г. работает завод «Электрохимприбор» в г.Нижней Туре (Свердловск-45) Его профиль — разделение стабильных изотопов лития.
В 1948 г. на базе изумрудных копей г. Асбеста было создано Малышевское рудоуправление, занимающееся добычей и обогащением бериллсодержащей руды. Труженики Урала внесли значительный вклад в создание советского ядерного оружия.
Промышленность Урала в послевоенные годы встретилась с определенными трудностями в своем развитии. В стране основная часть капиталовложений направлялась на восстановление промышленности в районах, освобожденных от фашистской оккупации. На Урал поступала весьма незначительная часть. Поэтому станочный парк, созданный еще в годы первых пятилеток, не обновлялся.
С окончанием войны на Урале начал ощущаться и недостаток рабочей силы. В 1945 г. численность работников уральской промышленности превышала довоенный уровень на 56%, в то время как в целом по стране она была ниже на 13,5%, что было достигнуто за счет притока рабочей силы из западных районов страны.
После войны эвакуированные возвращаются в свои родные места, начинает ощущаться нехватка рабочих рук. В августе 1946 г. Постановлением Совета Министров СССР были введены 20% надбавки к заработной плате рабочим и ИТР, занятым на добыче руды, угля, нефти на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Одновременно продолжает широко использоваться, как и в годы первых пятилеток, труд так называемого «спецконтингента» — заключенных. Удельный вес труда заключенных на Урале традиционно был особенно высок в лесозаготовительной и добывающей отраслях промышленности. Однако все это не решило проблему.
В 1946 — 1947 гг. в промышленности Урала наблюдалось некоторое падение темпов производства в связи с конверсией, переводом производства на мирные рельсы.
Но уже в 1947 г. начался подъем.В годы пятилетки были построены Широковская ГЭС на реке Сосьва в Пермской области, ТЭЦ на Березниковском магниевом заводе, угольные шахты на Гремячинском месторождении и др.
В Свердловской области была пущена аглофабрика на Серовском металлургическом заводе, в Курганской -построен завод сельскохозяйственных машин, в Оренбургской — продолжалось строительство металлургического комбината [2].
Ввод новых мощностей энергоемких производств требовал форсированного развития энергетической базы Урала.
В 50-е гг. в индустриальном потенциале региона упор делался на развитие энергетической базы. В Пермской области дала первый ток Камская ГЭС, началось строительство Воткинской ГЭС. В Свердловской и Челябинской областях были введены новые мощности на Средне-Уральской и Южно-Уральской ГРЭС. В Курганской области были построены Курганская, Шадринская и Катайская ТЭЦ. В Тюменской области — возведена теплоэлектроцентраль. С пуском ТЭЦ мощность электростанций в области увеличилась в два раза.
Развернулись геологоразведочные работы в Тюменской области. По прогнозам ученых, недра Западно-Сибирской равнины имеют огромные запасы ископаемых богатств, особенно нефти и газа. Геологические поиски увенчались успехом.
23 января 1953 г. в районе поселка Березово ударил мощный фонтан — до миллиона кубометров природного газа в сутки.
С 1955 г. расширились изыскательские работы в северных районах области. Особенно широкий размах эти работы приобрели к концу 1957 — началу 1958 годов. За первое полугодие удалось открыть пять месторождений газа, месторождения бурого угля и меди.
Уральские предприятия в послевоенные годы активно осваивали производство новых видов продукции.Только на Уралмаш-заводе был освоен выпуск блюмингов, мощных буровых установок, шагающих экскаваторов, металлургических кранов и прессов.
На территории края действовали три железные дороги — Свердловская, ЮжноУральская и Оренбургская. Росла сеть железных дорог. Вступили в строй линии Сосьва -Алапаевск, Серов — Ивдель. Строилась электрифицированная железнодорожная линия Пермь — Кизел. Перевозка железнодорожным транспортом в районах Урала к 1950 г. возросла по сравнению с 1940 г. более чем в два раза.
В 1958 г. на долю железнодорожного транспорта приходилось свыше 80% всех перевозок грузов.
В 1956 г.в Пермской области была введена в эксплуатацию электрифицированная железнодорожная линия Пермь — Кизел (165 км). На Южном Урале была построена линия, соединившая Миасс (Челябинская обл.) и Учалы (Башкирия) [3].
Развернулось строительство железной дороги от Магнитогорска (Челябинская обл.) на Белорецк и Уфу (Башкирия).
Флот Камского речного пароходства в 1953 — 1958 гг. вырос примерно в два раза (по количеству судов), появились новые типы судов и барж.
Были реконструированы крупные порты и пристани, в том числе Пермский речной порт. Завершение строительства плотины Камской ГЭС позволило освоить новые судоходные участки на притоках реки Камы, расположенные выше плотины [4].
В 50-е гг. в регионе начал развиваться трубопроводный транспорт. В 1957 г. был сдан в эксплуатацию нефтепровод Альметьевск — Пермь, в 1959 г. — газопровод Шканово — Магнитогорск. Через Уральские области — Челябинскую и Курганскую — ранее было проложено несколько ниток трубопровода на Восток, в частности, к Омску.
2. Строительство и ввод новых мощностей (1959-1965)
В годы семилетки (1959-1965 гг.) на Урале развернулось промышленное строительство, сопоставимое лишь с годами первых пятилеток.
Перед промышленностью Урала во весь рост встала проблема развития сырьевой базы. В первые послевоенные годы основная масса капиталовложений направлялась на восстановление западных районов страны, и геологоразведочные работы на Урале практически не велись.
Между тем уже к середине 50-х годов стала видна ограниченность запасов горы Магнитной — основной базы черной металлургии Урала. Аналогично обстояли дела и в цветной металлургии, где разработка рудных запасов велась с XVIII века и крупнейшие месторождения легкодоступных и богатых руд были почти полностью отработаны.
Резервами сырьевой базы металлургии в этих условиях было вовлечение в переработку бедных руд и комплексное использование рудного сырья.
В мае 1957 г. в Свердловской области началось строительство крупнейшего в мире Качканарского горно-обогатительного комбината — предприятия по добыче и обогащению титано-магнетитовых руд. В глухой тайге в кратчайшие сроки были построены карьер и обогатительная фабрика, а также целый город для работников комбината.
В 1963 г. пущена первая очередь Качканарского ГОКа. Пуск новых мощностей несколько смягчил рудный голод, но не снял полностью проблему. По нарастающей железная руда завозилась из Казахстана, с Соколовско — Сарбайского месторождения.
Крупнейшей стройкой цветной металлургии явилось создание Гайского горно-обогатительного комбината в Оренбургской области. Руда Гайского месторождения по содержанию меди (свыше 4%) — самая богатая на Урале, и ее освоение позволило бы не только удовлетворить потребности заводов Урала, но и отказаться от импорта меди.
Как и Качканар, Гай был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой.
В 1961 г. была введена в эксплуатацию первая очередь рудника, в 1962 г. — вторая. Рядом с комбинатом был построен поселок городского типа — Гай. Началось строительство Бурукальского никелевого комбината в Оренбургской области.
Важным направлением решения сырьевой проблемы на Урале было повышение комплексности использования рудного сырья. В медных рудах Урала содержится от 25 до 40 ценных компонентов (цинк, кобальт, сера, драгоценные металлы и т.д.), в никелевых — свыше десяти, в бокситах — до 45, в железных — до 8%. В годы семилетки началась работа по извлечению этих ценных компонентов.
Была разработана технология извлечения ванадия из Качканарских руд, добычи медного концентрата из железных руд Богословского рудоуправления, изготовление серной кислоты на Челябинском электроцинковом и Среднеуральском медеплавильных комбинатах. Но эта работа еще только начиналась.
На металлургических заводах Урала скопились миллионные отвалы шлаков, накопленные за сотни лет. Удельный вес содержания железа, меди и других металлов позволял рассматривать их как потенциальную рудную базу для металлургии.
Одновременно с расширением рудной базы проводилось расширение металлургических заводов. Были введены мощности на Орско-Халиловском, Серовском металлургическом комбинатах; в результате расширения почти вдвое выросли мощности Магнитогорского комбината, Челябинского цинкового завода. На Нижнетагильском комбинате был пущен цех большегрузных конверторов. На Березниковском магниевом комбинате — налажен выпуск титана.
В годы семилетки стало больше внимание уделяться развитию химической промышленности. Здесь Советский Союз значительно отставал от развитых стран.
В 1963 г. была пущена вторая очередь Березниковского калийного комбината мощностью 1 млн. тонн. Комбинат стал крупнейшим в Европе предприятием по производству калийных удобрений.
На Верхнекамском калийном месторождении началось строительство второго комбината на крупнейшем в мире месторождении, сосредоточившем 30% мировых запасов калия [5].
На Красноуральском медеплавильном заводе был построен цех двойного суперфосфата и налажено производство серной кислоты. Пущены новые мощности на Оренбургском и Свердловском заводах РТИ, Первоуральском хромпиковом, Березниковском содовом заводах и др.
По-прежнему ключевой отраслью уральской промышленности оставалось машиностроение. Для периода семилетки характерно повышение технического уровня, освоение производства новых машин.
На Челябинском тракторном заводе освоено производство тракторов с дизельным двигателем мощностью 250 л.с. Модель была удостоена премии ВДНХ.
Пермский завод им. Дзержинского единственный в стране освоил производство мотопилы «Дружба-4», пользовавшейся огромным спросом.
Ижевский машиностроительный завод начал производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер», Уральский автомобильный освоил производство большегрузных автомобилей «Урал-375».
Флагманом уральского машиностроения оставался Уралмашзавод. В результате проведенной реконструкции его мощность выросла почти вдвое. Впервые в мире на Уралмаше было освоено производство блюминга-автомата — 1300, производительность которого превышала любые аналоги в мире. Было освоено производство шагающих экскаваторов ЭШ-25/100 с емкостью ковша 25 кубометров и длиной стрелы 100 метров, не имеющего себе равных в мире.
Продолжался курс на укрепление энергетической базы региона. За семилетку производство электроэнергии выросло в Свердловской области на 50%, в Челябинской, Пермской, Курганской областях -вдвое. В 1963 г. был пущен первый блок Белоярской атомной — первой атомной электростанции на Урале мощностью 200 тыс. кВт.
И тем не менее уральские энергетики не успевали за развитием промышленности региона. Дефицит покрывался за счет переброски энергии из других регионов страны. Была построена высоковольтная линия ЛЭП-500, соединяющая уральскую энергосистему с Волжской ГЭС им. В.И. Ленина.Тем самым уральская энергосистема вошла составной частью в единую энергосистему европейской части страны [6].
Происходил перевод Уральского региона на природный газ — топливо высокоэффективное и экологически чистое.
В 1963 г. было завершено строительство первой очереди газопровода Бухара — Урал (до Челябинска); в 1964 г. газопровод дошел до Свердловска. Это изменило топливно-энергетический баланс региона.
В июне 1960 г. в Тюменской области у поселка Шаим геологами было открыто месторождение нефти. Запасы «черного золота» и «голубого топлива» оказались настолько грандиозны, что их открытие стали называть открытием века.
Больше внимания стало уделяться развитию легкой промышленности, увеличению производства товаров народного потребления, были введены в строй комбинаты шелковых тканей в Оренбурге, Чайковском (Пермская область), камвольный комбинат в Свердловске, заводы пластических масс в Свердловске и Нижнем Тагиле.
Направлением увеличения пропускной способности железных дорог стала их электрификация. Темпы роста электрификации транспорта на Урале в силу большой грузонапряженности дорог были выше, чем по стране. Если по СССР удельный вес электрифицированных железных путей составил в 1960 г. 10,9 %, в 1965 — 18,9, в 1970-25 %, то в Свердловской области, соответственно, 19,9, 29,6 и 36,3%.
Электрификация позволила существенно повысить скорость движения, вес поездов, грузоподъемность вагонного парка, автоматизировать управление.
В 60-е гг. начал осуществляться перевод на электротягу не только отдельных участков дорог, но и целых направлений. В 1962 г. электровозы пошли по участку Чепца -Пермь, в 1963 г. — между Пермью и Свердловском, в 1968 г. из Смычки (Н. Тагил) в Алапаевск и Богданович. В 1964 г. на электротягу была переведена линия Свердловск — Киров, Горький — Москва протяженностью 1800 км. Электрифицированные пути позволили широко использовать электровозы [7].
В годы семилетки была завершена электрификация железнодорожного транспорта. Южно-Уральская железная дорога была электрифицирована на 97%, Свердловская — на 90%.
Железнодорожный транспорт стал оснащаться только тепловозами и электровозами, притом все более мощными, с лучшими техническими характеристиками, приспособленными для вождения тяжеловесных составов. Был завершен переход от двухосных вагонов к четырехосным грузоподъемностью 62 — 65 т, начали внедряться шестиосные вагоны грузоподъемностью 95т.
Широкое распространение получили прогрессивные перевозки грузов в контейнерах различной вместимости. Шло техническое перевооружение всего путевого хозяйства Урала. Новую технику получали сортировочные и грузовые станции, локомотивные и вагонные депо, подразделения связи, энергетики.
В 1964 г. в Свердловске впервые для сети дорог был составлен на электронно-вычислительной машине план работы сортировочной станции на предстоящие шесть часов.
На Урале железные дороги помогали осваивать «новые» богатые ресурсами территории. Перспективы в лесной промышленности открылись с постройкой железных дорог Ивдель — Обь и Тавда — Сотник. Началось строительство железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут протяженностью 710 километров.
Формируется ускоренными темпами сеть трубопроводного транспорта. В 60-е гг. четыре трубопровода связали Урал с Сибирью. Пять трубопроводов отходили на Запад. Были построены крупнейшие газопроводы Бухара — Урал и Игрим — Серов — Нижний Тагил. В Тюменской области был построен первый нефтепровод Шаим — Тюмень.
Получил развитие водный транспорт.
Возросла абсолютная величина речных перевозок. По рекам Урала в 1960 г. было перевезено 24 855 тыс. т грузов, в 1965 г. — 27 128 т. На развитие речного транспорта Урала повлияло сооружение Камского и Воткинского гидроузлов, в результате чего была создана глубоководная транспортная артерия от Соликамска до Волги. Росла транспортировка грузов по рекам восточного склона Урала.
3. Предкризисная ситуация (1966-1985)
Период 1966-1985 гг. — восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая пятилетки качественно не отличались друг от друга, решали схожие задачи и фактически представляли собой единое целое.
Для этого периода характерен ряд следующих черт.
Во-первых, шло определенное выравнивание экономических и промышленных потенциалов уральских областей. В Уральском регионе сложились как бы две группы. Свердловская, Пермская и Челябинская области — старопромышленные, где промышленность развивалась в течение сотен лет и где в годы индустриализации концентрировалась основная промышленность региона. И менее развитые в промышленном отношении Оренбургская, Курганская, Тюменская области и Удмуртская, Башкирская республики.
На Урале стала вырастать доля капиталовложений, направленных в развитие промышленности Тюменской, Курганской, Оренбургской областей, Башкирской и Удмуртской АССР при относительном снижении удельного веса капиталовложений в развитие старопромышленных районов [8].
Одновременно в самой промышленности растет удельный вес перерабатывающих отраслей (машиностроение, металлообработка) и сокращается удельный вес традиционных для региона добывающих отраслей (металлургии, лесозаготовительной, топливной и др.). Данная тенденция порождена курсом правительства на опережающее развитие военнопромышленного комплекса (ВПК) на Урале.
Во-вторых, в промышленности региона, наряду с продолжающимся строительством новых предприятий, осуществляемым преимущественно в Оренбургской, Курганской, Тюменской областях и Удмуртской республике, все большее внимание уделяется и техническому перевооружению действующих предприятий.
На Урале значительное количество предприятий (главным образом металлургических) было построено еще в XIX в. и ранее. Техническая мощность их соответствовала времени постройки, производительность труда была крайне низкой. Поэтому широко развернулась реконструкция старых предприятий, переориентация их на производство новых видов продукции.
В топливно-энергетическом комплексе Урала происходило изменение структуры топливного баланса. Из-за отработки залежей местного угля в Свердловской и Челябинской областях резко сократилась его добыча.
В 1970 г. на Урал завозилось из других регионов страны(Кузбасса, Экибастза, Караганды) почти столько же угля, сколько добывалось в регионе. В то же время в топливном балансе региона резко возрастает доля таких высокоэффективных видов топлива, как природный газ и нефть.
В 1966 г. недалеко от Оренбурга было открыто одно из самых крупных в стране газовых месторождений, уступающее по запасам лишь Уренгойскому в Западной Сибири. Было принято решение построить в Оренбургской области крупный комплекс по добыче и переработке газа, а также с участием стран — членов СЭВ газопровод к западной границе СССР
В 1974 г. была введена в строй первая очередь комплекса по добыче и переработке газа мощностью 15 млрд. м3 в год. В 1975 г. — вторая очередь. В 1978 г. с пуском третьей очереди газовый комплекс был выведен на проектную мощность 45 млрд. м3 в год. В Оренбургской области был создан крупнейший комплекс страны по добыче и переработке газа [9].
Резко возросла добыча нефти. Крупные запасы нефти были открыты в Пермской области. С конца 60-х гг. началась разработка Архангельского нефтяного месторождения в Удмуртии. К 1975 г. здесь добывали 6 млн. т нефти ежегодно.
В черной металлургии отставание сырьевой базы продолжало углубляться. Если в 1965 г. 85 % потребностей металлургических заводов Урала удовлетворялось за счет местных горных предприятий, то в 1980 г. лишь 50 %. Руду завозили не только из Казахстана, но и с Курского месторождения, и с Кольского полуострова. Перевозка руды из Курска на Магнитогорский комбинат занимала 8-10 суток, в зимнее время руда смерзалась, приходилось отогревать вагоны в специальных тепляках, что резко увеличивало стоимость сырья.
Аналогично обстояли дела и в цветной металлургии. Медеплавильные заводы Урала в 70-е гг. были обеспечены собственной рудой лишь на 10 — 30%. Сырье завозилось на Урал из Средней Азии, с Алтая, Северного Кавказа.
Продолжалось развитие чугунолитейного и сталелитейного производства.
Основную массу черного металла давали четыре предприятия-гиганта: Магнитогорский, Орско-Халиловский, Нижнетагильский и Челябинский комбинаты.
Начиная с 60-х гг., весь мир переориентируется на кислородно-конверторный способ выплавки стали вместо устаревшего мартеновского.
Первый на Урале цех конверторов был пущен на Нижнетагильском комбинате в 1963 г.
В 1968 г. был пущен конверторный цех на Челябинском металлургическом заводе [10]. Однако Урал, будучи пионером в производстве прогрессивной выплавки стали, в последующие годы сдает позиции.
В середине 80-х гг. кислородноконверторным способом на Урале выплавлялось лишь 15% стали против 35,4% по СССР в целом.
В регионе продолжалось ускоренными темпами развитие электроэнергетической базы. Основным направлением было увеличение мощности агрегатов. Введены новые мощные энергоблоки на Челябинской ТЭЦ, Южно-Уральской, Троицкой ГРЭС. Были построены Ириклинская ГРЭС (Оренбургская область), Рефтинская ГРЭС (Свердловская область), Сургутская ГРЭС (Тюменская область). На Белоярской атомной во второй половине 70-х гг. был введен самый крупный в мире блок с реактором БН-600 на быстрых нейтронах.
Наряду с крупными строились и относительно небольшие электростанции (Чайковская, Новосвердловская, Ижевская-2) для налаживания электроснабжения и централизованного теплоснабжения городов, промышленных узлов. И тем не менее их мощности не хватало для обеспечения нужд промышленности региона. Из-за дефицита электроэнергии на Урале сократилось число энергоемких отраслей.
В 70-е гг. энергосистема Урала стала частью энергосистемы страны, дефицит в энергобалансе покрывался за счет получения электроэнергии из Поволжья и Сибири.
Более быстрыми темпами по сравнению с добывающими отраслями развивались перерабатывающие предприятия, машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. Ведущее место занимало тяжелое машиностроение.
Урал сохранял передовые позиции в стране по выпуску металлургического и прокатного оборудования, машин для горной и химической промышленности. Вместе с тем в связи с сокращением рудно-сырьевой базы началась переориентация на развитие среднего и легкого машиностроения, не требующих больших затрат металла. Строятся и расширяются такие предприятия, как Камкабель, Ижевский и Курганский автомобильные заводы и др.
Легкая промышленность Урала традиционно отставала в своем развитии. По экономической эффективности в легкой промышленности Урал занимал к началу 80-х годов лишь 18 место из 19 промышленно-экономических регионов страны.
Транспортная часть Урала продолжала оставаться одной из самых крупных в стране. В структуре транспорта района железнодорожный и воздушный выполнял большую часть перевозок, чем в целом по стране, а автомобильный — значительно меньшую. Это можно объяснить географическим положением Урала: через него проходят главные широтные магистрали.
На рубеже 70-х гг. на Пермском, Свердловском, Челябинском, Оренбургском железнодорожных узлах велось оснащение автоблокировкой и диспетчерской информацией, механизировались и автоматизировались операции. В обход узлов сооружались железнодорожные линии.
Так, в 1974 г. было начато строительство линии Решеты — Арамиль в обход Свердловского узла. Продолжалась электрификация дорог на наиболее грузонапряженных участках. Во второй половине 70-х гг. были электрифицированы участки Челябинск — Каменск-Уральский, Магнитогорск-Белорецк.
Получили дальнейшее развитие такие крупные узлы, как Челябинск, Карталы, Курган, Орск. 5 августа 1975 г. пришел первый поезд в Сургут. Продолжались работы по электрификации направления Орск -Кувандык — Оренбург. Шире стали использовать модернизированные тепловозы ТЭ-116, трехсекционные электровозы ВЛ-11 и ВЛ-22М.
Однако излишняя перегруженность отдельных железнодорожных магистралей, особенно широтных, недостаточная маневренность транспортной сети осложняли эксплуатационную работу.
Наиболее ярко в 70-е — начале 80-х гг. проявилось наличие диспропорций в развитии провозной способности участков и пропускной способности железнодорожных узлов, станций, объектов локомотивного и вагонного хозяйства. Узкие места сказались на ухудшении работы транспорта.
На Урале стал увеличиваться рост грузооборота автомобильного транспорта.
В Свердловской области автотранспортом в 1956 г. было перевезено 249,0 млн. т грузов, в 1980 г. — 463,0 млн. т. Автомобильный парк пополнился новыми грузовыми автомобилями более совершенной конструкции: ЗИЛ-170, ГАЗ-53, Урал-375, МАЗ-500, КамАЗ, КрАЗ-219 и др.
Увеличилась протяженность автодорог с твердым покрытием, и автомобильный транспорт стал решающим по массовости средством транспортировки грузов.
На Урале автомобильный транспорт осуществлял в 70-е гг. 85,6% объема внутрирайонных перевозок (для сравнения железнодорожный — 10,7 %). В то же время на Урале по сравнению с СССР наблюдалась более низкая средняя дальность перевозок автомобильным транспортом.
В РСФСР в десятой пятилетке по наличию автодорог по 1000 км2 Курганская область занимала 52 место, Оренбургская — 37, Челябинская — 35, Свердловская — 50, Пермская область — 41, Удмуртская республика — 32 [11].
К концу 60-х гг. на Урале уже имелось 4246 км магистральных газопроводов и 2380 км нефтепроводов. В 70-е гг. растет мощь компрессорных станций, используются трубы повышенного диаметра, строятся трубопроводы с высокой пропускной способностью.
В мае 1973 г. было закончено строительство мощного 1900-километрового нефтепровода от Сургута (Тюменская обл.) до Альметьевска (Татарская АССР). Его трасса прошла через Курган, Челябинск, Уфу. Это первый магистральный нефтепровод, открывающий путь тюменской нефти на Запад.
В общем объеме грузооборота всех видов транспорта доля трубопроводного (без газопроводов) выросла и составила в 1970 г. 6% а в 1980 г. — 19,9%. Ширится сеть газопроводов.
В 70-е гг. странами СЭВ для эксплуатации Оренбургского месторождения построен газопровод «Союз». Его пропускная способность 2,8 млрд. м3 газа, что по энергетическому эквиваленту равно энергии пяти Братских ГЭС. Все большую роль на Урале приобретал воздушный транспорт.
Освоение природных богатств севера Тюмени вызвал на Урале ускоренные темпы развития авиационных перевозок. Прежде всего выросло значение Урала в первоначальных отправках грузов и пассажиров.
Шло быстрое перевооружение авиационного транспорта. Построены и оснащены современной техникой аэропорты в Свердловске, Челябинске, Перми, Уфе, Кургане, Оренбурге, Тюмени, Ижевске. На смену самолетам ТУ-104 и ИЛ-18 пришли более эффективные ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-134.
Оснащение местных авиалиний турбомоторными самолетами АН-24, реактивными ЯК-40, вертолетами МИ-2, МИ-8, КА-26 привело к дальнейшему росту местных сообщений. Перевозки воздушным транспортом для окраинных районов Урала стали иметь важное народнохозяйственное значение.
В целом в 70-80-е гг. на Урале, как и по всей стране, идет снижение темпов экономического развития. Деятельность предприятий регламентировалась десятками показателей, сотнями нормативных актов, спускаемых сверху. Оплата труда не была напрямую связана с его результатами.
Экономическая система, ориентированная на количественный рост, отвергала научно-технические усовершенствования, делала невыгодным их использование.
На Урале дело осложнялось еще и тем, что большая часть его промышленности была создана в годы первых пятилеток, а некоторые заводы существовали с XVIII — XIX вв. Техника устарела и требовала обновления. В значительной мере истощились природные ресурсы. Создалась предкризисная ситуация
ЛИТЕРАТУРА
1.История Урала XX в. Учебник / Под ред. проф. Б.В. Личмана и проф. В.Д. Камынина. Екатеринбург: Изд-во «СВ»,1966.С. 147.
2.Там же. С. 148.
3.Баталов Б.Д. Стальная магистраль // Рубежи свершений. Челябинск, 1981. С. 125.
4.Айзенбург Е.Б. Транспорт в системе хозяйства Уральского экономического района. С. 42.
5.Тиунов В. Индустриальная политика Западного Урала. Пермь, 1977. С. 291.
6.Гервиц М.Б. и др. Уральская энергосистема. Свердловск, 1977. С. 13.
7.Свердловская магистраль. Свердловск, 1988. С. 78.
8.Подсчитано по: Народное хозяйство РСФСР в 1970 г. М., 1974. С. 320; Народное хозяйство РСФСР в 1974 г. М., 1975. С. 311; Народное хозяйство РСФСР в 1975 г. М., 1986. С. 328, 329; Советское Зауралье. 1981. 22 янв.; Южный Урал 1981. 16 янв.; Звезда. 1981. 16 янв.; Удм. правда. 1980. 20 дек.
9.Блокнот агитатора (Оренбург). 1984. № 9. С.16.
10.КПСС и научно-технический прогресс. Свердловск, 1974. С. 62.
11.См.: Червяков А.Г., Казанцев А.П. Проблемы развития транспорта Урала и совершенствование территориальной организации производства // Совершенствование территориальной организации народного хозяйства. Свердловск, 1980. С. 31.