ПЕРВЫЕ ТАГИЛЬСКИЕ МОНАХИНИ
ВЕСИ 2012 №6 ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МАРИНА НЕЧАЕВА, кандидат исторических наук, заведующая сектором локальной истории и истории повседневности Института истории и археологии УрО РАН. г. Екатеринбург
В XVIII – начале XX вв. в Нижнем Тагиле православных храмов было много, но монастырь был учреждён только в 1904 г.
Его история началась ещё в 1883 г., когда несколько жительниц Нижнего Тагила и окрестных деревень частным порядком поселились возле Скорбященской кладбищенской церкви, построенной купцом И.И.Сергеевым в 1864–1883 гг.
Это общежитие не имело даже собственного помещения, поэтому в первое время его обитательницы не пребывали возле церкви постоянно, продолжая жить у своих родственников или в услужении. Однако их стремление вести иноческую жизнь способно было преодолеть многие препятствия.
Впервые они официально объявили о своём желании в июле 1883 г., отправив епископу Пермскому Ефрему прошение об основании монашеской обители. Это письмо не было подписано, поэтому судить о составе тагильского религиозного общежития, сложившегося к тому времени, сложно.
Зато следующее послание, в марте 1884 г., подписали 14 сестёр. Первой стояла подпись Марии Васильевой Навзоровой, по праву считающейся одной из основательниц этой обители.
Крестьянская вдова, жительница Нижнего Тагила, она проявила не только религиозное рвение, но и организаторские дарования, позволившие сохранить общежитие в первые годы, добиться его официального признания и тем положить начало фактическому существованию монастыря.
Как и Мария Навзорова, её соратницы были крестьянками. Иулиания Егорова Балаханцева, Мария Григорьева Шмакова, Апполинария Никитина Кузнецова, Параскева Феодосиева Тянкина, Анна Феодо- рова Кожевникова, Дарья Васильева Грязнова, Афанасия Николаева Суходаева жили в самом Нижнем Тагиле (или, возможно, в Нижнетагильской волости). Вдова Афанасия Суходаева вела небольшую торговлю продуктами, имела свой дом, некоторый достаток.
Остальные тагильчанки, составлявшие это общежитие, кроме вдовы Дарьи Грязновой, были моложе, в браке никогда не состояли и, не имея существенных средств, жили либо с родственниками, либо в услужении.
Ещё шесть сестёр проживали в окрестностях Нижнего Тагила. Жили бедно, не имея ни состояния, ни своих домов. Занимались рукоделием и домашним хозяйством.
Из четырнадцати крестьянок, объединившихся в 1883–1884 гг. в своём желании принять монашество, немногие смогли пройти весь трудный путь от общежития при кладбищенской церкви до официально признанного монастыря, а, следовательно, и принять иноческий сан. Они оставались послушницами, и даже Марии Навзоровой не суждено было принять иночество.
Добиться учреждения монастыря в XIX в. действительно было непросто. Разрешение давалось только тогда, когда обитель могла доказать, что способна содержать себя самостоятельно. Поэтому, объявив в июле 1883 г. о желании открыть монастырь, Мария Навзорова и её соратницы постарались найти средства для существования своего общежития.
В прошении, посланном в марте 1884 г. на имя епископа, они уже могли указать, что общество первой части Нижнетагильского селения постановило выделить две десятины земли возле Скорбященской церкви, чтобы построить там дом для монашеской общины. Сёстры даже не просили у владыки никаких средств для обустройства, только стремились добиться его ходатайства перед П.П.Демидовым, владельцем завода, об отводе этих двух десятин.
Мария Навзорова и сама обращалась к П.П.Демидову, и тот вроде был готов удовлетворить просьбу. Но епархиальное начальство не поддержало стремления тагильчанок, предупредив их, что даже если заводовладелец согласится отвести землю, община не будет открыта, поскольку не имеет достаточных средств к существованию. Для четырнадцати женщин этот ответ стал тяжёлым ударом.
В сентябре того же года новое прошение подписали уже только 8 человек, остальные, вероятно, ушли из общежития, потеряв надежду. Но оставшиеся были тверды в своём намерении.
В сентябре они уже могли сообщить, что две десятины земли отведены и без епископского ходатайства, а на средства наследницы строителя Скорбященской церкви вдовы Марии Андреевой Колчиной начато сооружение ограды. Кроме того, одна из обитательниц общежития Мария Евсеева Белоусова пожертвовала свой дом. Тот, правда, находился в селе Воскресенском, но сёстры собирались перевезти его в Нижний Тагил с наступлением зимы.
Просьба тагильчанок была прежней: учредить монашескую общину. Но из Перми 28 сентября снова последовал отказ, хотя и позволялось завести женскую богадельню.
Это означало, что церковные власти пока не берут это общежитие под своё покровительство и контроль. Тем не менее, это был уже некий официальный статус: богадельня при церкви, а не просто частное общежитие.
Епархиальные власти помощи не оказали, но отметили, что богадельня может просить о ней местное общество и заводовладельца.
Обитательницы богадельни не отчаялись. В 1885 г. они перевезли дом из села Воскресенского, к осени собрали его и поселились все вместе. 16 сентября к ним присоединилась Феозва Константинова Крузе – будущая первая настоятельница общины и монастыря. Этой девушке суждено было стать верной сподвижницей Марии Навзоровой, долгое время вместе с ней добиваться учреждения обители, а после отхода последней от дел продолжать её начинание.
Феозва Крузе родилась в 1857 г. в Перми, в семье портного. Свою национальность на закате жизни она определяла довольно своеобразно: «русская, предки – немцы». В 12 лет Феозва осталась сиротой (к тому времени умер её отец, мать скончалась ещё раньше) и была отдана на воспитание в Пермский женский приют (по иным сведениям, обучалась в двухклассном городском училище). Неизвестно, сколько времени Феозва пробыла в приюте, но, вероятно, пожалев девочку, старшая сестра забрала её к себе. Так волей судьбы Феозва оказалась в Нижнем Тагиле.
Особых средств к существованию не было, замуж она не вышла и в возрасте 25–26 лет поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девушки оказался неплохой слух, и вскоре её назначили руководительницей монастырского хора. Эту обязанность она исполняла 17 лет, надо полагать, совмещая её с другими делами.
Мария Навзорова со своими сподвижницами продолжала доказывать, что они могут содержать себя сами и достойны называться общиной. В январе 1885 г. была открыта новая Екатеринбургская епархия, в состав которой вошёл и Нижний Тагил.
13 декабря того же года сёстры во главе с Марией Навзоровой вновь попытались добиться учреждения общины. Они напомнили, что помещение построили себе сами, что способны и желают трудиться, что у них уже сейчас есть некоторые наличные средства и многие благочестивые тагильчане готовы делать пожертвования. Для этого только требовалось разрешение епархиального начальства завести особую церковную кружку для сборов на общину.
Относительно нынешнего статуса они писали, что «богадельня есть место призрения сирых, престарелых, убогих, неимущих крова-пристанища и не могущих снискивать себе пропитания, следовательно, долженствующих помещаться и содержаться на чьё либо иждивение, а потому и должна служить постоянно обременением – лица, общества или же и целого населения.
Мы же себя ни к кому и ни с кем ставить в обязательства не намерены и не желаем». Доводы, однако, не убедили и новое епархиальное начальство. Зато со стороны местного благочинного протоиерея Иоанна Флавианова, с первых месяцев существования общежития не оставлявшего сестёр своим вниманием, они встретили понимание и помощь.
Он помог установить в богадельне строгие монашеские правила, подобрал для неё в качестве руководства устав Бородинской женской общины (Московской епархии), советовал, кого из обитательниц богадельни следует избрать в совет старших сестёр, управлявших ею вместе с Марией Навзоровой. Так, не получив официального статуса, община была создана фактически.
28 февраля 1887 г. в богадельне поселилась Татьяна Яковлева Деева, в будущем – первая казначея общины и монастыря. Она родилась в крестьянской семье в деревне Деевой Арамашевской волости Верхотурского уезда. Образование получила домашнее, но, по-видимому, достаточное для последующего ведения всех хозяйственных расчётов богадельни-общины-монастыря. Когда она поступила в богадельню, ей было 22–24 года. Одного возраста с Феозвой Крузе, она стала ближайшей её помощницей.
С годами Мария Навзорова начала постепенно отходить от дел, и бразды правления мирно и бесконфликтно переходили к Феозве Крузе и Татьяне Деевой. Но они были ещё молоды, и, когда в 1893 г. Мария Навзорова и Феозва Крузе снова рискнули просить епархиальные власти о переименовании богадельни в общину, начальницей богадельни они предлагали назначить монахиню крупнейшего в епархии и ближайшего к Нижнему Тагилу Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря Емерентиану.
Кандидатура казалась удачной во многих отношениях: монахиня Емерентиана имела жизненный опыт, пользовалась авторитетом в своей обители, обладала организационными навыками, руководя портняжной мастерской. Всё это весьма пригодилось бы тагильской обители. К тому же, Емерентиана была близка к настоятельнице Екатеринбургского монастыря Магдалине, что, вероятно, обеспечило бы новой общине покровительство этого крупного монастыря.
Тагильчанки рассчитывали, что присутствие Емерентианы укрепит иноческие порядки в их богадельне и станет ещё одним доводом к повышению её статуса. Но епархиальные власти не откликнулись и на эту просьбу, хотя в 1895 г. её поддержали местные благочинный, приходское попечительство и городское общество, обещавшее материальную помощь.
Богадельня и сама росла и обустраивалась. В 1892 г. там проживало 25, в 1898 – уже 60 человек. Недостаток своей земли компенсировался тем, что богадельне во временное пользование были безвозмездно предоставлены участки для хлебопашества и сенокоса.
Сёстры обзавелись скотом, более просторными домами, хозяйственными постройками, занимались рукоделием, по просьбам тагильчан читали псалтирь по умершим, провожали их с пением на Скорбященское кладбище.
Появились и наличные средства: в 1892 г. – 800, в 1895 – 1000, в 1897 – 6966 рублей.
Уважение местных жителей тоже принимало вполне ощутимые формы: в 1898 г. по подписке на богадельню собрали 3082 рубля, в 1896 – общественный сход постановил выделить ей в бесплатную аренду 28 десятин земли. Прошения о преобразовании в общину стали подавать не только сёстры, но и два церковно- приходских попечительства – Введенское и Скорбященское, а также Входо-Иерусалимский сельский сход Нижнего Тагила.
Епархиальное начальство на этот раз запросило дополнительные сведения о богадельне, главным образом о её благосостоянии, и впервые сочло возможным ходатайствовать перед Синодом об учреждении общины. Правда, не ранее, чем Уральское горное правление выделит ей землю в размере 100 десятин. Но в 1900 г. дело снова остановилось: в Нижнетагильском округе как раз шло наделение крестьян землёй, и до его окончания министр земледелия и государственных имуществ отказался решать этот вопрос.
В том же году епископом Екатеринбургским стал Ириней (Орда). Когда в ноябре Феозва Крузе, Татьяна Деева и Анна Евстафеева (совет богадельни) подали ему прошение об учреждении общины, он приказал снова собрать сведения о богадельне и без всяких предварительных условий подал в октябре 1901 г. ходатайство в Синод о переименовании её в общину.
Прошло ещё пять месяцев, и Синод издал указ (от 14/31 марта 1902 г. за № 1247) о переименовании богадельни в Скорбященскую женскую общину. Начальницу и казначею общины разрешалось выбрать самим сёстрам.
17 июня благочинный монастырей Екатеринбургской епархии Верхотурский архимандрит Арефа (ныне причисленный к лику святых) созвал общее собрание общины. Сорок девять голосов из шестидесяти пяти было подано за назначение начальницей общины Феозвы Константиновой Крузе (ей к тому времени было уже 44 года), а казначеей – Татьяны Яковлевой Деевой. Епископ Екатеринбургский утвердил этот выбор 4 июля того же года.
Прошло ещё несколько месяцев, и 2 мая 1903 г. в общине появилась первая монахиня, которой стала начальница Феозва Крузе. Нарекли Феозву в иночестве Марией. Тогда ей было уже 45 лет, и к этому сану она шла почти 18 лет – срок искуса весьма внушительный.
В 1904 г. епископ Владимир, объезжая епархию, посетил Нижний Тагил. Побывав в общине, он познакомился с жизнью, бытом её насельниц, которые удостоились его лестного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении монастыря.
Тогда в общине было уже 90 сестёр, имелись приличное хозяйство, крепкие и опрятные кельи, церковно-приходская школа с 40 учащимися.
Епископ исполнил обещание, и Синод указом от 23 октября 1904 г. переименовал общину в Скорбященский женский общежительный монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Мария (Феозва Крузе), казначеей – Татьяна Деева.
26 мая 1905 г. состоялось торжественное открытие монастыря. Бывший на празднестве епископ Екатеринбургский Владимир совершил закладку второго монастырского храма – во имя Вознесения Господня, который был построен и освящён в 1913 г.
Освящение Вознесенской церкви в Нижнетагильском женском монастыре. 1910 г.
Монахиня Мария (Феозва Крузе) в 1909 г. указом Синода была возведена в сан игуменьи.
В 1913 г. «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды и заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» она была награждена от Синода золотым наперсным крестом.
В 1919 г. «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили её к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.
Люди, стоявшие у истоков Скорбященского монастыря, не только вынесли на своих плечах многолетние труды по созданию, обустройству своей обители, но и сформировали вокруг себя состав монашеской общины, став её ядром и притягательным центром.
К 1913 г. в монастыре жили уже 140 монахинь и послушниц.
В 1917 г. наступили тяжёлые времена. При новой власти монастыри были обречены на уничтожение. Тагильский Скорбященский монастырь закрыли в 1919 г. Его насельницы попробовали приспособиться к новым условиям и организовали сельхозкоммуну «Улей», но и она в 1920 г. была разогнана.
По свидетельству игуменьи Марии (Феозвы Крузе), девушки разъехались по разным местам, в основном, вернулись в родные деревни, некоторые вышли замуж.
Несколько человек остались в самом Тагиле и в окрестных селениях, но и они встречались друг с другом редко, как правило, в церкви. Община распалась, и монастырь прекратил своё существование.
Игуменья Мария после закрытия монастыря жила на улице Балагуровке (Малая Гальянская, д. 2) вплоть до февраля 1932 г., пока на духовенство Тагильского и Верхотурского районов не обрушились массовые аресты, проводимые в ходе агентурной разработки ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль». Как ни хотели чекисты обнаружить в Нижнем Тагиле контрреволюционную поповско-монашескую организацию, но и они вынуждены были в обвинительном заключении признать, что «эта группа организационно оформлена не была».
Весь антисоветский криминал, замеченный за тагильскими монахинями (из них по делу проходили 10 человек), сводился к бытовым разговорам о том, что при царском режиме не было очередей, церкви не закрывали и верующих не заставляли отказываться от своих убеждений.
Троих из них после допросов отпустили «за недоказанностью состава преступления», ещё троих признали отчасти виновными, но сочли достаточным сроком наказания восьмимесячное содержание под стражей в ходе следствия и после окончания дела освободили.
Ещё трём монахиням дали по три года ссылки в Казахстан, а одной – такой же срок, но в Сибирь. Игуменья Мария тоже оказалась под следствием. Её допросили, но она была так стара (75 лет) и слаба, что следователи вынуждены были через четыре месяца в мае 1932 г. принять решение о продолжении допросов только после её выздоровления.
В приговоре от 7 сентября она не упоминается, среди отпущенных «за недоказанностью состава преступления» – тоже. Свидетельства о смерти в деле нет, но, всего вероятнее, она не дожила до окончания следствия. Так закончила свои дни первая тагильская монахиня.
На территории монастыря в 1920 г. разместили концлагерь, в 1922 г. вместо него поселили детский дом…
Миновали десятилетия. Кончилась советская власть, началось возрождение православия в России. В 1998 г. был возрождён и Скорбященский монастырь.
Насельницы обители прилагают большие труды к реставрации чудом уцелевших храмов – Скорбященского и Вознесенского, ещё в 1992 г. возвращённых Русской Православной церкви, занимаются духовно-просветительской деятельностью, хозяйственными трудами, опекают воспитанников расположенного неподалёку детского дома. Вновь подняты и засияли купола монастырских церквей. Возродилась иноческая жизнь в Нижнем Тагиле.
Источники и литература:
1 Ганьжа С. Назови мне такую обитель. http://history.ntagil.ru/8_09.htm
2 Нечаева М.Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева // Нижний Тагил в лицах. Общественные деятели Тагила XIX – начала ХХ веков: Пособие по историческому краеведению. Нижний Тагил, 1998. С. 67–79.
3 Павловский С. Нижне-Тагильский Скорбященский женский монастырь // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 10. Отдел неофициальный. С. 305–320; № 11. Отдел неофициальный. С. 345–356.