ПИСАТЕЛЬ — ЗЕМЛЯК (Памяти Д.Н. Мамина-Сибиряка)
ГАЗЕТА «ИРБИТСКАЯ ЖИЗНЬ» (ИЖ) /46 15 ноября 2017 г.
И.В.СУББОТИНА, главный архивист ГКУСО «Государственный архив в городе Ирбите»
ПИСАТЕЛЬ — ЗЕМЛЯК (Памяти Д.Н. Мамина-Сибиряка)
В детстве мы читаем «Алёнушкины сказки», «Серую Шейку», «Приёмыш», «Зимовье на Студёной».
Став взрослыми, обращаемся к романам «Приваловские миллионы», «Хлеб», «Горное гнездо» и знакомимся с десятками рассказов. Автор всех этих произведений уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).
Ирбитчанам его имя хорошо известно. В честь писателя, в Сиреневом сквере установлен бюст, а городская библиотека с 1954 года носит его имя.
В г. Ирбите Дмитрий Наркисович иногда останавливался в доме ирбитчан Мордяшовых, по улице Ницинской, 27. Ирбитчане старшего поколения вспоминают, что учитель школы № 1, орденоносец Георгий Петрович Мордяшов рассказывал: будучи маленьким, он сидел на коленях Мамина-Сибиряка, когда тот останавливался в их доме. В честь пребывания писателя, на этом доме в 1959 году, решением Ирбитского горисполкома, установлена мемориальная доска. К сожалению, при строительстве новых корпусов молокозавода, дом снесён.
Писатель не только неоднократно посещал Ирбит, но и хорошо знал наш город. Знаменитую ярмарку и её нравы он описал в романе «Приваловские миллионы» и в некоторых других своих произведениях. Но с Ирбитом Мамина-Сибиряка связывало не только творчество.
При посещении г. Ирбита писатель часто останавливался в гостинице «Биржевая», принадлежавшей председателю земской управы Дмитрию Аристарховичу Удинцеву.
Д.А. Удинцев так же, как и будущий писатель, учился в Пермской духовной семинарии, которую бросил, не закончив курса обучения в 1881 году. В 1890 году Д.А. Удинцев женился на сестре писателя Елизавете Наркисовне Маминой. Таким образом, Дмитрия Наркисовича связывали с Ирбитом и родственные узы. Всего братьев Удинцевых было четверо. Всех их Д.Н. Мамин-Сибиряк хорошо знал. Члены семьи Удинцевых стали прототипами некоторых героев произведений писателя.
Имя Мамина-Сибиряка связано не только с Ирбитом, но и с другими населёнными пунктами Ирбитского уезда. Одним из них было село Покровское. Сначала немного о биографии писателя.
Родился Дмитрий Наркисович 6 ноября 1852 г. недалеко от г. Нижний Тагил, в посёлке Висим (Висимо-Шайтанский завод), в семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина. Кроме Дмитрия было ещё трое детей: два брата и сестра. Семья жила очень скромно: приход у отца был маленький, и соответственно с этим были малы доходы, жалованье священника составляло всего 15 рублей в год.
В семье священника Наркиса Мамина очень любили читать, страсть к чтению рано передалась и юному Дмитрию. Мечтой отца было устроить старших сыновей в гимназию на казённый счёт. Непреодолимой преградой для отца являлась плата за учение, составлявшая 15 рублей в год за каждого, а ещё форма, учебники. Когда мечте об учёбе сыновей в гимназии не суждено было сбыться, отчаянию отца не было предела. Пришлось мальчикам, поступать в духовное училище, где дети священнослужителей, обучались бесплатно.
С церковью были связаны и оба деда будущего писателя. Оба служили дьяконами: дед Матвей Петрович Мамин — в селе Покровском Ирбитского уезда, дед Семён Степанович Cтепанов — в селе Горный Щит под Екатеринбургом.
В очерке «Отрезанный ломоть» Мамин-Сибиряк рассказал о своих горнощитских родственниках: «…прабабушка Феофила Александровна рано овдовела и осталась с двумя детьми на руках. Её дочь вышла замуж за дедушку Семёна Степановича и умерла очень рано, оставив двух дочек, мою мать и тётю Александру Семёновну. Феофила Александровна переселилась к зятю, воспитала сирот и выдала замуж. Между прочим, в роду Феофилы Александровны был какой-то швед, вероятно, один из тех пленных шведов, которых царь Пётр сослал на Урал для насаждения горного дела. Он прижился на Урале, женился и дал начало целой фамилии Воинсвенских — воин свенский — воин шведский. Дом деда Семёна Степановича стоял возле самой церкви села Горный Щит и сгорел во время одного из пожаров, неизменно посещавших село. Вскоре под самым селом были открыты золотые россыпи, и мирное когда-то село пережило все муки охватившей его золотой лихорадки».
Кстати, в середине ХIХ века на Урале фамилия Воинсвеских сохранялась. Так, в селе Арамиль в 1860-е гг. служил священник Павел Воинсвенский.
Далее в очерке Дмитрий Наркисович пишет: «У меня перед глазами был покровский дедушка, дьякон Матвей Петрович, человек крайне деятельный. У него была большая семья, которую поднимать на ноги стоили громадных трудов. Одного дьяконского заработка, конечно, не хватало, и у дедушки была устроена в нижнем этаже его дома громадная столярная мастерская, дававшая возможность пополнять бюджет. Кроме столярного ремесла, Матвей Петрович занимался ювелирным делом. Вообще старик отличался деятельным характером. И село Покровское не походило на Горный Щит, — это было настоящее бойкое сибирское село (Ирбитского уезда), вытянувшееся на целых семь вёрст. Зимой, когда открывалась ирбитская ярмарка, Покровское жило самой кипучей жизнью. День и ночь тянулись бесконечные обозы, летели тройки с купцами и т.д. В доме Матвея Петровича было всегда людно, особенно когда собиралась вся семья…»
Дмитрий Мамин в детстве любил бывать в Покровском, ему нравилось в доме дружного семейства покровского деда. В своём очерке Отрезанный ломоть он рассказал о приездах в с. Покровское, вспоминал о том, как он любил кататься с крутой горы в центре села.
Р.S. Село Покровское Ирбитского уезда связано с судьбой ещё одного великого писателя — А.А. Фадеева. Получилось так, что священник покровской церкви Матвей Мамин (дед писателя) венчал второй брак деда Александра Александровича Фадеева — Ивана Фадеева.