ГОРОД КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Анализ топонимии Нижнего Тагила

ДОБРЕЙЦИНА Лидия Евгеньевна Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности доцент кандидат культурологии e-mail: dobreycina@yandex.ru. Уральский госуниверситет 2001 г

В исторический, а тем более культурологический оборот давно и прочно вошло понятие «менталитет». Наряду с архивными и археологическими документами важным источником его реконструкции, на наш взгляд, может служить топонимия.

Названия улиц, районов, каких-либо значимых мест — это целый мир культурных кодов, которые дают представление об истории и психологии людей, здесь живущих. И, что очень важно, эти знаки не просто фиксируют смену идей, но и, в свою очередь, оказывают влияние на внутренний мир «читателей», подспудно формируя его.

Яркую страницу такой городской «книги» представляет эпоха первой половины XX века, следы ее потрясений и идейных переломов явственно различимы даже в топонимии глубокой провинции.

Пример Нижнего Тагила — наглядное тому подтверждение.

До революции Тагил считался заводским поселком. Это определяло и род занятий его жителей, и его сущность: поселок — некий придаток завода. Следствие этого — однобоко гипертрофированное развитие тяжелой промышленности при отсталости гуманитарной культуры, здравоохранения, благоустройства и т. п. Поэтому предрасположенность к восприятию себя как человека-винтика формируется у тагильчанина задолго до складывания в стране тоталитарной системы.

Название «поселок» говорит и о полукрестьянском образе жизни рабочих — действительно вчерашних крестьян. Сохранение связи с природой — и в ландшафте дореволюционного Тагила, и в образе жизни, и в названии, с одной стороны, давало все же некоторую эмоциональную отдушину, а с другой — действовало затормаживающе на характер. Поэтому, может быть, активность тагильских рабочих, например, в годы революций была не столь велика.

Среди официальных наименований чаще всего встречается имя Демидовых — основателей Тагила. Демидовская больница, Павлушинский, позже ставший Авроринским, приют (по имени П. Н. Демидова и его жены А. К. Шернваль), Павло-Анатольевская женская гимназия (в честь братьев П. Н. и А. Н. Демидовых), Никольская церковь (посвященная св. Николаю — покровителю H. Н. Демидова). Имя А. Н. Демидова закрепилось даже за двумя железнодорожными станциями — Анатольская и Сан-Донато (по названию его княжеского титула).

Все эти официальные посвящения, конечно, не отражали привязанности большинства жителей к Демидовым, но исподволь внедрялись в сознание, рождая веру в хозяина-благодетеля.

Активно насаждалось «сверху» и имя царя. В честь Александра II были названы площадь (раньше — попросту Базарная),центральная улица и церковь Александра Невского. Интересно, что почти все эти официальные имена концентрировались в центре, где находилась заводская контора, жили чиновники и верхушка купечества.

На рабочих окраинах преобладали простые, стихийно возникшие названия по географическому принципу — Тагильская, Уральская, Малая Кушва, Салдинский тракт; по национальному — Вогульская; по характерным внешним признакам — Кочковатка, Садовая, Кладбищенская, Введенская (ведшая к Введенской церкви); по функциям — Этапная, Старо-базарная. Поселок делился на церковные приходы, но закрепились и дожили до наших дней народные названия: Кушва и Выя (по протекавшим через них речкам), Тальянка, Ключики.

Некоторые имена отражают особенности природы Урала: Красный камень, Голый камень, Медведь-камень, Лысая гора, Вшивая горка (из-за обилия на ней мелких камешков).

Официальные и бытовые названия уживались, по-видимому, вполне мирно. Субординация почтения к властям соблюдалась в центре, а в названии всего остального царила ограниченная во многом другом свобода творчества. Хотя фантазия не отличалась богатством.

Например, первые в городе кинотеатры получили стандартные для того времени названия: «Одеон» и «Иллюзия». А самый большой театр, находившийся почти на территории завода, так и назывался Заводским.

В 1919 году Тагил получил статус города. Еще раньше, в 1918 году, начались преобразования в духе времени. Александровская площадь стала площадью Свободы, как и кинотеатр «Иллюзия» (потом он был переименован в «Искру»).

Повсеместно убиралось имя Демидовых.
Больница стала 2-й советской, а потом и просто 1-й городской. Гимназия и приют превратились в обычные школы под номерами. Единственной «именной» школой стала школа-коммуна имени Н. К. Крупской, но в 30-е годы и она уже была просто школой № 1.

В 1931 году специальное заседание президиума горсовета волевым решением переименовало целый ряд улиц. Они получили названия, типичные для сотен советских городов: Октябрьской революции, Красноармейская, Красногвардейская, Мира, Карла Маркса. Александровская стала проспектом Ленина. Районы также были четко определены и зафиксированы как Ленинский, Тагилстроевский и Сталинский (позже — Дзержинский). Однако коренной тагильчанин и по сей день лучше и быстрее ориентируется по старым названиям.

Когда в 30-е годы на востоке строится новый завод, а при нем -жилой район, в его бытовом названии сразу фиксируется любовнопренебрежительное отношение жителей — «Вагонка». В нем отражены и целевая направленность его работы, и по преимуществу техническое мышление рабочих (аналог — вагранка, форсунка, Магнитка). И, как и до революции, заводское притяжение порождает противоположное стремление — к природе.

Вагонские микрорайоны получают имена: Пихтовые горы (Пихтовка), Валегин Бор (Валежка), Сухой Лог. Официальные названия «техпоселок №…» не прижились за весьма редким исключением (9-й поселок, Северный поселок).

Однако общая тенденция была такова, что новые названия насаждались сверху в соответствии с рангом города. Отражалось главное направление деятельности (ул. Строителей, Вагоностроителей, Машиностроителей), местная специфика проявлялась в улицах имени тагильчан — героев войны и труда, директоров заводов, отмечались исторические приоритеты времени (рудник III Интернационала, ул. Коминтерна, пр. Космонавтов, ул. Циолковского).

В советское время соотношение официального и народного склоняется в сторону все большей стандартизации как в названиях улиц, так и в душах и сознании горожан.