ИСТОРИЯ ТРАМВАЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ УВЗ

ТАГИЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ Городской электронный ресурс http://tagiltram.ru/

Строительство в предвоенные годы таких гигантов, как НТМК и УВЗ, явилось началом организации и развития трамвайного движения в городе.

Декретом Совета министров СССР девятого декабря 1935 утвержден технический проект на строительство трамвайных путей в городе Нижний Тагил. В 1937 году открывается однопутное движение трамваев от кинотеатра «Искра» до железнодорожного вокзала, а в январе 1940 года эти пути были продлены до Малой Кушвы по ул. Садовой.

В 1938 году началось строительство трамвайного пути от Вагонзавода до Военного городка (ныне ПОПАТ) протяженностью 6,4 км, а в 1940 году 8-го марта пошел первый трамвай по однопутной колее с четырьмя разъездами («Строители», «Подсобное хозяйство», «Кокс», «Военный городок»). Для трудящихся это был двойной праздник.

При открытии трамвайного движения ремонтной базы не было. В 1940—41 годах был построен холодный деревянный дощатый сарай со смотровой канавой на 2 вагона. На балансе цеха в то время числилось 5 моторных двухосных и 10 прицепных вагонов. В 1942 году цех получает еще 10 таких же вагонов и все военные годы и послевоенные до 1953 года цех работает с этим количеством подвижного состава.

Первыми начальниками организации и развития трамвайного движения были Романович Алексей Николаевич (1940—1941 годы), а затем с 1941 по 1947 год Шиманский Петр Евгеньевич и с 1947 по 1952 год Шетников Иван Владимирович.

В 1947 году по всему городу были проложены 2 колеи и пробит тоннель под путепровод в районе Малой Кушвы. Трамвайное движение осуществлялось от Вагонзавода до к/т «Искра».

В 1952 году начальником трамвайного цеха назначается Грачев Андрей Павлович и работает он по ноябрь 1961 года. Это первый комсомолец города, человек слова и дела, который взял на себя серьезную ответственность организовать в послевоенные годы транспортное обслуживание населения между районами. Его строгость, чуткость, теплые слова всегда находили у подчиненных взаимопонимание.

В 1953 году было построено деревянное депо, а в 1957 — пристрой с ремонтными мастерскими.

Благодаря настойчивости перед дирекцией Вагонзавода А.П.Грачеву удалось это организовать в кратчайшие сроки и в 1953 году получить 10 вагонов Рижского завода, по тому времени комфортабельных.

В 1957 году цех получил еще 10 таких же вагонов.

В 1960—70 годах началось активное строительство жилья в Дзержинском районе. Потребность в пассажироперевозках возросла. Построенные к этому времени завод «Пластмасс» и Химический завод нуждались в перевозках трудящихся на работу и с работы.

В 1960 году открывается первая очередь 6-го маршрута «УВЗ — Заводоуправление Пластмасс», а в 1962 году пути продолжены до Красного бора, в 1968 году открывается маршрут №7 «Красный бор — центр города».

Несмотря на все трудности, связанные с малой механизацией, неукомплектованностью рабочими и специалистами, цех работал ритмично и рентабельно. При полном кондукторском обслуживании и без права на льготный проезд пассажиров при оплате 3 коп., себестоимость пассажира обходилась 2,4—2,8 коп.

К концу 60-х годов на балансе было 57 вагонов.

В 1960—70 годы руководство УВЗ видело необходимость в перевозке своих трудящихся к месту работы и обратно и под нажимом партийных организаций района и цеха не упускало возможность в развитии трамвайного хозяйства УВЗ. Начальником цеха с 1961 года был Алексей Иванович Содовник.

В 1966 году открывается маршрут №8 «Красный Камень — УВЗ».

На балансе цеха к 69-му году было 127 единиц подвижного состава и 2 единицы снегоочистительной техники. Одна старая ремонтная база не позволяла обеспечить такое количество выпуска, поэтому администрация завода приняла решение по строительству новой ремонтной базы.

В 1966 году началось строительство первой очереди ремонтной базы профилактория, а в 1967 году профилакторий сдан в эксплуатацию с пропускной способностью 50 двухосных вагонов в день. Средний и малый ремонт в это время проводили на площадях трамвайного парка НТМК (на Красном Камне), оплачивая услуги за аренду площадей.

В 1973—75 годах строится ремонтная база, вторая очередь проекта для трамвайного хозяйства с пропускной способностью 50 четырехосных трамвайных вагонов. В 1973 году построена центральная диспетчерская в Дзержинском районе, а в декабре 1975 года сдана в эксплуатацию ремонтная база.

Трудности района с предоставлением жилья начали постепенно решаться. Начало строительства микрорайона «Пихтовые горы» заставило районных администраторов и администрацию УВЗ задуматься о транспортных перевозках трудящихся. В 1976 году началось строительство трамвайных путей 10-го маршрута на Пихтовые горы. В этом же году также Уралвагонзавод хозспособом построил трамвайное депо пропускной способностью 50 инвентарных четырехосных вагонов в день. В 81-м году открывается маршрут №11 «Пихтовые горы — Красный бор» и №12 «Пихтовые горы – Центр города».

В 1982 году управлению было присвоено звание «Высокой культуры», а в 1984 году звание «Образцовое управление». В эти же годы под руководством начальника цеха Сергея Максимовича Машошина в цехе своими силами осуществляли малый и средний ремонт (20—22 вагона в год). Выпуск на линию доходил до 80 вагонов в день.

Самые большие показатели по годовому пробегу были с 1980 по 1986 год, более 4 миллионов вагоно-километров в год, в 1988 году 5,15 миллионов, в 1989 году 4,5 миллиона. Максимальное количество вагонов числилось на балансе в 1986 году — 139 единиц. В этот период перевозили до 35 миллионов пассажиров в год. Это было звездное время расцвета трамвайного управления. В 1981 году было получено 20 новых вагонов модели 71-605, капитально отремонтировано на Пермском ремонтном заводе 3 вагона. Медленно улучшалось состояние путевого хозяйства трамвайного управления УВЗ. В 1995 году получен новый вагон серии КТМ модели 71-608К Усть-Катавского вагоностроительного завода.

В декабре 1996 года Глава города потребовал в своем постановлении от руководителя трамвайного управления Сергея Владимировича Оськина на основе выполнения мероприятий по стабилизации работы городского пассажирского транспорта ежегодно увеличивать выпуск трамваев на линию согласно утвержденной программе. В этом же году было отремонтировано одиннадцать вагонов и заказано на заводе 170 наименований деталей для ремонта.

Время работы в Трамвайном управлении никогда не было легким. В перестроечный период и постперестроечный появились свои трудности. Финансирование ухудшалось, прекратились централизованные поставки запасных частей. Без своевременного ремонта вагоны перестали выходить на линию. В 1994—1996 гг. продолжалось сокращение численности исправных трамваев, что повлекло за собой снижение их выхода на городские маршруты. По трамвайному управлению ГПО «Уралвагонзавод» в 1994 году — 108 вагонов, выход на линию — 50, в 1996 году — 103, выход на линию — 36.

В среднем 1996 году перевозили 14 миллионов пассажиров, пробег 1,919 миллионов вагоно-километров в год.

В 1999 году в цехе сплотился стабильный коллектив руководителей и специалистов, на балансе имелось 59 вагонов, было капитально отремонтировано 7 вагонов, на заводе заказано 190 наименований деталей. Выпускалось на линию 41—45 вагонов, остальные находились в резерве. В этом же году на территории цеха был построен новый холодный склад материальных ценностей. По итогам работы за 1999 год цеху было присвоено звание «Лучший цех в непромышленной группе»

С 77 до 87 вагонов в сутки вырос выпуск вагонов на линию в 2000 году. Себестоимость одного пассажира сократилась с 5,64 до 3,74 рублей. Численность работников увеличилась до 450 человек, текучесть кадров уменьшилась, вследствие этого стал образовываться штат профессиональных работников. По итогам работы за 2000 год цех занял 1-е место в соревновании среди цехов завода. Повысив профессионализм в обслуживании трамвайного парка, цеху было присвоено звание «Цех высокой культуры» и «Цех образцово-противопожарного состояния».

В 2001 году в трамвайном управлении был праздник — появился первый в городе трамвай нового типа «Спектр» модели 71-402 завода Уралтрансмаш. Его подарил Уралвагонзаводу губернатор Свердловской области Э.Э.Россель. Этот трамвай с бортовым номером 55 положил начало новому маршруту «УВЗ — Гальяно-Горбуновский массив», открытом в октябре 2001 г. В соревновании, приуроченном к 65-летию завода, цех вновь занимает 1-е место в непромышленной группе.

В 2002 году международная ассоциация промышленников — АДМ «Бизнес-консалтинг» — на церемонии в Стокгольме наградила трамвайное управление УВЗ знаком «Лидер отрасли-2002». Тогда же в парк прибыл вагон 71-608КМ. Ему присвоен номер 51. В 2004 году поставлено еще 2 вагона 71-608КМ (№53 и №60).

В данный момент Трамвайное управление имеет на своем балансе 52 километра пути, обслуживает пассажиров по 6 маршрутам: 1, 6, 8, 10, 11, УВЗ—ГГМ—УВЗ. В 20-х числах января 2007 года армию вагонов пополнили 3 трамвая модели 71-403.

На 01.06.2007 в парке числится:

66 единиц пассажирского ПС, в том числе:
54 вагона модели 71-605, из них 40 работает по СМЕ;
1 вагон модели 71-608К;
3 вагона модели 71-608КМ;
5 вагонов модели 71-402 «СПЕКТР»;
3 вагона модели 71-403;
2 единицы снегоуборочного ПС;
1 единица грузового ПС;
1 единица учебного ПС.
Данные актуальны и на 01.06.2008.

1 сентября 2008 года в рамках акционирования Уралвагонзавода трамвайный цех был передан обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания городским электротранспортом». С этого дня в городе работает единое предприятие по перевозке пассажиров электрическим транспортом.