ЛЕГЕНДАРНЫЙ Т-35-85 НА ПАРАДЕ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ

МАТЕРИАЛ С ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
https://zen.yandex.ru/gurkhan

Статус танковой столицы России Нижний Тагил поддерживает наличием памятных и мемориальных комплексов.

Историко-духовным центром «Вагонки», как запанибратски называют тагильчане Дзержинский район своего города, в котором расположен «Уралвагонзавод», является предзаводская площадь. Здесь расположена центральная проходная завода, храм Дмитрия Донского, постамент со знаменитым Т-34-85, выставка вагонной продукции предприятия и музей бронетанковой техники.

В центре площади располагается постамент с танком Т-34/85. Это единственный на Вагонке исторический памятник федерального значения. Проект памятника был разработан художественно-графическим бюро отдела главного архитектора во главе с Александром Николаевичем Побединским, который прибыл на Уралвагонзавод с эвакуированным московским заводом в 1942 году. Его установка связана с торжествами по поводу празднования первого Дня танкиста.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года был установлен ежегодный праздник «День танкистов». В Указе говорилось: «Учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой, установить ежегодный праздник – «ДЕНЬ ТАНКИСТОВ».

«ДЕНЬ ТАНКИСТОВ» праздновать ежегодно во второе воскресенье сентября месяца.

Этот день отмечать во всех столицах Союзных республик, а также в Ленинграде, Сталинграде, Челябинске, Горьком, Нижнем Тагиле, Свердловске, Харькове, Омске, Хабаровске и Владивостоке – двадцатью артиллерийскими залпами».

В честь праздника, приказом директора завода, предусматривалось создание у центральной проходной памятника Великой Отечественной войне с установкой на нем Т-34. К знаменательному дню коллективами цехов и отделов были проведены большие благоустроительные работы на предзаводской площади: создан постамент для танка, разбиты газоны, высажены деревья и кустарники, заасфальтированы дорожки.

Первый День танкистов, проводившийся 8 сентября 1946 года, начался для заводчан утром массовым гуляньем на Пихтовых горах, в котором приняли участие сотни уралвагонзаводцев с семьями. «На большой поляне играл духовой оркестр, на соснах были установлены громкоговорители, из которых далеко разносилась по округе музыка, на грузовике участники художественной самодеятельности центрального клуба пели, играли на баяне, разыгрывали маленькие сценки, рядом в лощине разыгрывались военизированные игры», — писала газета «Сталинец».

В 19 часов перед центральной заводской проходной состоялся митинг, посвященный открытию танка-памятника и празднованию Дня танкистов. Танк Т-34/85 за № 43765 под управлением водителя-испытателя Андрея Бондаревского своим ходом взошел на пьедестал.

На митинге выступили директор завода С.А. Скачков, парторг ЦК ВКП(б) К.Д. Петухов, главный конструктор по танкостроению А.А. Морозов, председатель профкома И.И. Сусидко и знатный сборщик Радутный (имя-отчество история не сохранила не смотря на «знатность»). Митинг закончился торжественными звуками гимна Советского Союза.

В 9 часов вечера на заводском стадионе был произведен праздничный салют. Салюты были произведены также в центре города и на Вые (в месте дислокации 19-го отдельного учебного танкового полка).

С того дня, танк-памятник простоял на постаменте 39 лет. Одно время, в 1950-е годы, танк целиком был выкрашен золотой краской.

В 1985 году, в ходе подготовки к празднованию 40-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, было решено снять танк с пьедестала, по необходимости отремонтировать, и пустить во главе парадной колонны тагильчан по улицам города. Помня о том, что танк поднимался своим ходом, точно так же его решили и спустить. Открыли машину, проверили состояние узлов и агрегатов, заправили соляркой, водой, маслом, сжатым воздухом, заменили аккумуляторы и… о чудо! 40-летний ветеран завелся и медленно, осторожно своим ходом сошел на землю.

В цехе родного завода был проведен небольшой ремонт, машину привели в полный порядок, покрасили. 9 мая 1985 года лязгая траками под звуки фанфар танк гордо прошел в парадном строю по Нижнему Тагилу, а затем снова занял свое место на памятнике.

С тех пор, участие этого танка в праздничных мероприятиях тагильчан стало традиционным. А с 1999 года, этот Т-34 еще и стал открывать парад техники на международных выставках вооружений на полигоне «Старатель» «Нижнетагильского института испытания металлов».

Летом 2010 года ветерана свозили в Москву, где танк принимал участие в международной выставке вооружения и военной техники.

В 2006 году, руководство «Уралвагонзавода» приняло решение не возвращать Т-34 после парада на памятник, а в целях его лучшей сохранности, оставить в экспозиции обновленного Музея бронетехники. Однако постамент не должен был остаться пустующим и, дабы не смущать общественность, была проведена операция по замене танка на пьедестале. Взамен Т-34/85 №43765 был поставлен точно такой же Т-34 с №4070928. Т-34/85 №4070928, выпущенный в сентябре 1945 года, до того экспонировался в Музее бронетехники, но представлял собой пустую коробку – в нем отсутствовал двигатель и большинство необходимых систем. Для полного сходства машинам поменяли набор опорных катков.

Пожалуй, стоит рассказать несколько городских легенд, касающихся танка-памятника Т-34/85.

Первая гласит, что в сентябре 1946 года на постамент взошел юбилейный 35000-й танк Т-34, выпущенный Заводом №183 с момента начала серийного «тридцатьчетверок». Это событие произошло 26 мая 1945 года, а танк Т-34/85 №43765, судя по номеру, так же был выпущен в мае месяце того же 1945 года.

Однако, есть пусть и не совсем точная, но все же информация о том, что «35-и тысячный» Т-34 ушел эшелоном сразу на Дальний Восток, где принял участие в войне с Японией. Да и каким образом он мог находиться на предприятии до сентября 1946 года?

Вторая легенда рассказывает о том, что этот танк имел некие дефекты и никак не мог пройти военную приемку – ну никак не хотел ездить, постоянно ломался на сдаточных пробегах. Именно поэтому он не мог покинуть «Уралвагонзавод» и направиться в войска. Назревал большой скандал и соответствующие оргвыводы, но установка «бракованного» танка на памятник разрешила проблему ко всеобщему удовлетворению.

В 1985 году, наблюдая сход танка и последующее его прохождение на параде, ветераны завода, якобы помнящие ту историю с танком, «который никак не хотел идти в армию», с восторгом говорили: «Вот ведь, от судьбы не уйдешь! Видать судьба сразу так за танк решила, что ходить ему через 40 лет на парадах!».