ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

МУЗЕЙ И ВОЙНА Судьбы людей, коллекций, зданий.

Всероссийская научно-практическая конференция

Сборник докладов 4-6 апреля 2016 года

Агеева Марина Владимировна, директор музея с 1989 года.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Нижний Тагил — один из областных российских городов, имеющий музей изобразительных искусств с богатейшей художественной коллекцией.

Бывшая демидовская вотчина, он возник как заводской посёлок, а став в 20-е годы XX века городом, развивался как индустриальный центр России.

В XX веке стремительное развитие культуры здесь, как ни странно, пришлось на годы Великой Отечественной войны. Это связано с тем, что сюда в это время были эвакуированы с запада военные заводы, а вместе с ними техническая и творческая интеллигенция из блокадного Ленинграда и оккупированной Украины.

Создание в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле картинной галереи, распахнувшей свои двери для зрителей 30 сентября 1944 года, — явление величайшей важности для развития художественной культуры города.

Осенью 1943 года в Нижнем Тагиле произошло знаменательное событие — была создана Нижнетагильская организация «Союз художников России». В Доме Политпросвещения открылась Первая городская художественная выставка, в которой принимали участие как мастера, эвакуированные на Урал, так и немногочисленные тагильские авторы.

Организаторами выставки стали ленинградские художники Феликс Самойлович Лемберский \1913-1970\1 и Михаил Павлович Крамской \1917-1999\2, а также харьковчанин Михаил Гордеевич Дерегус \1904-1997\.

На встрече художников с представителями общественных и партийных организаций был решён вопрос об открытии в городе картинной галереи. Большую роль в создании будущего художественного музея сыграли председатель Городского Совета депутатов трудящихся Иван Афанасьевич Непомнящий и первый секретарь горкома партии Евгений Фёдорович Колышев.

Было написано письмо в Областной Совет депутатов трудящихся, и уже 12 ноября 1943 года он за № 2083 принял решение » Об организации в Нижнем Тагиле Областной картинной галереи»4. А 29 декабря 1943 года для развития картинной галереи Постановлением Исполкома Нижнетагильского Горсовета депутатов трудящихся за № 692 «Об организации Областной картинной галереи»5 было выделено до конца 1943 года 50 тысяч рублей. Для её размещения было отдано здание Первомайского клуба, который находился на улице Уральской, на том же месте, где располагается современный музей. Позднее галерею переименовали Постановлением Совета Народных комиссаров №532 от 6 июня 1945 года6 в Государственный музей изобразительных искусств.

Город, ковавший в тылу победу для фронта, выпускавший знаменитые танки «Т-34» и снаряды, одновременно обустраивал здание постройки 1865 года, до революции принадлежавшее купцу П.Т.Аксёнову.

Весь Нижний Тагил принимал участие в ремонте будущей галереи, присылая рабочих с заводов ремонтировать и красить полы, белить стены, заготавливать дрова для печек. «Особенно отличились 13 строй. участок \тов. Лисенко\ и Уралмашстрой \т. Красильников\» — писала газета «Тагильский рабочий»7 за 1 октября 1944 года.

Ещё долго для музея осенью основной проблемой было запасти дрова на всю зиму. По воспоминаниям Элеоноры Павловны Дистергефт, долгие годы занимавшей должность главного хранителя и директора музея, сотрудники ездили в лес и на выделенных делянках распиливали срубленные деревья. Лишь в 1960-е годы после капитального ремонта появилась своя котельная, топившаяся на угле.

Главной задачей города с 29 декабря 1943 года, когда был принят официальный документ об открытии галереи, до 30 сентября, когда областная картинная галерея распахнула свои двери для зрителей, было собрать небольшую коллекцию.

В это время \с 29 декабря 1943-го года по апрель 1944-го\ директором будущего музея был Феликс Самойлович Лемберский. Ему удалось купить в Нижнем Тагиле у эвакуированных с запада жителей керамическое блюдо с изображением персиянки Ильи Ефимовича Репина, скульптуру Евгения Александровича Лансере «Горцы», также были приобретены живописный этюд Константина Алексеевича Коровина и картина Витольда Каэтановича Бялиницкого-Бирули «Утро».

В течении 1944 года сотрудники будущего музея в Свердловске с помощью местных музейщиков купили подлинную графику «Итальянская комедия» Александра Николаевича Бенуа, три живописные картины Алексея Ивановича Корзухина, каслинскую отливку скульптуры Евгения Александровича Лансере «Джигитовка», скульптуру Петра Карловича Клодта «Запорожец». Закупку оплатило Областное Управление культуры.

При начальном формировании коллекции музея не было некоего исходного источника. Активное участие в формировании коллекции будущей галереи сыграла политика самого государства в этой области.

Приказом Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР от 20.06.1944 за № 663 25 августа 1944 года от него поступило 16 произведений. Среди них-картина Ивана Ивановича Шишкина «На опушке леса», полотно Владимира Лукича Боровиковского «Портрет Николая Яковлевича Свербеева», работа Николая Алексеевича Касаткина «Мужской портрет» и др.

Одновременно пришли в музей произведения, переданные Приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР № 69 от 17.06.1944, в том числе пейзаж Константина Алексеевича Коровина «К осени». Позднее, при составлении экспозиции музея, эти произведения заняли своё место в постоянной экспозиции русского дореволюционного искусства.

Тем же приказом Совета Министров были переданы 27 произведений русских и советских художников из запасного фонда Третьяковской галереи Москвы: пейзажи Демьяново Апполинария Михайловича Васнецова, этюды Виктора Михайловича Васнецова «Голова борца» и Василия Дмитриевича Поленова » Из жизни Христа», картины Николая Михайловича Ромадина «Озеро.Осень» и Владимира Ивановича Соколова «Сергиев Посад», и др.

Обратились сотрудники и в Русский музей города Ленинграда — оттуда прислали 20 картин XVIII- начала XIX века; в основном портреты. Наиболее интересный из них относится к концу XVII века и считается работой неизвестного художника «Портрет царя Алексея Михайловича». Впоследствии оказалось, что это «Портрет Ивана Грозного» того же времени.

В числе переданных произведений были портреты неизвестных художников с изображением русских императоров Павла I, Александра I ребёнком, императриц Екатерины II, Елизаветы Алексеевны. Помогал перевозить картины Уралвагонзавод.

Активно участвовали в создании галереи в Нижнем Тагиле старшие научные сотрудники Государственного Эрмитажа, находившегося в эвакуации в Свердловске, — профессора Кира Фёдоровна Асаевич и Татьяна Владимировна Каменская. У них сотрудники галереи консультировались по вопросам создания музея и слушали лекции.

Обращались за помощью и к эрмитажному реставратору — Фёдору Ивановичу Каликину, который приводил в порядок поступающие на постоянное хранение картины.

В приказе Свердловского отдела по делам искусств № 184 от 4 октября 1945 года отмечено, что «…К.Ф.Асаевич принимала самое активное участие в организации Нижнетагильского музея изобразительных искусств, как его стационарной экспозиции, так и всех периодических выставок»8

Одновременно с постоянной экспозицией в нижнетагильской картинной галерее 30 сентября открылась передвижная выставка «Урал-кузница оружия». Она объединила три уральские области: Свердловскую, Молотовскую и Челябинскую. В ней также приняли участия мастера Москвы, давшие на выставку более 30 живописных и графических произведений, и эвакуированные на Урал художники Ленинграда, Киева, Харькова. Все они активно выступили в прекрасном творческом союзе. Выставка экспонировалась в Нижнем Тагиле после Свердловска, с 30 сентября до конца 1944 года.

Часть этой выставки уже при формировании была передана инспектором ИЗО Свердловской области отдела по делам искусств К.Ф.Асаевич директору нижнетагильской галереи Марии Марковне Гуляевой \акт передачи Свердловского областного отдела по делам искусств от 10.10.1944, без номера\.

Владимир Юрьевич Матвеев, заместитель директора по выставочной работе, пишет: «Филиал (ГЭ)принял участие в работах областного Отдела искусств по организации в Нижнем Тагиле Художественного отдела музея: для работ по устройству экспозиции и развёртывания в залах музея выставки «Урал-кузница оружия» в Тагил были командированы н.с. К.Ф.Асаевич и реставратор Н.Н.Максимов»9

Выставка была условно разделена на три части: прошлое Урала, Урал в годы войны, портретная галерея. В первом разделе демонстрировались произведения известных мастеров — величественные пейзажи Леонарда Викторовича Туржанского «Август месяц», Алексея Кузьмича Денисова-Уральского «Лесной пожар», Ивана Кирилловича Слюсарева «Вечерний закат», Василия Васильевича Рождественского «Пейзаж. Урал зелёный».

Наибольший интерес вызывал раздел, представляющий Урал в годы войны, то есть современные картины Николая Порфирьевича Голубчикова «Наступление начинается здесь», Михаила Николаевича Манюкова «Проводы на фронт», Льва Ильича Аронова «Мартеновский цех Чермозского металлургического завода», Василия Ивановича Гранди «Выстрел с Урала».

Значительную часть выставки составляла портретная галерея героев труда: «Портрет сталевара Т.Новикова» Ивана Игнатьевича Россика, «Портрет шахтёра-орденоносца т. Шайхутдинова» Павла Викторовича Райкова, «Сталевар Базетов» и «Илларион Янкин-лауреат Сталинской премии» Петра Васильевича Васильева, скульптурный портрет Швецова Зиновия Моисеевича Виленского.

5 января 1945 года выставка была отправлена из Нижнего Тагила в Молотов (ныне Пермь). В 1945 году, после экспонирования выставки «Урал-кузница оружия» в Свердловске, Нижнем Тагиле, Молотове и Челябинске, переданные картины вернулись в Нижнетагильскую картинную галерею. Это картины Василия Васильевича Мешкова «Танковый рейд в горах», Николая Митрофановича Никонова «Уральцы под Москвой», Василия Сергеевича Пшеничникова «Вручение переходящего знамени ЦК ВКП(б) Молотовскому заводу», Ивана Кирилловича Слюсарева «Монастырская роща. Сумерки» и «Ворота Рязанского сада» и др.

Филиал Государственного Эрмитажа, находящийся в Свердловске, продолжал шефствовать над Нижнетагильским музеем изобразительных искусств. Из Свердловска была привезена эрмитажная выставка «Отечественная война», переданная на экспонирование в Нижнетагильский музей 20 февраля 1945 года. Акт передачи на временное хранение подписан директором филиала Эрмитажа Владимиром Францевичем Левинсоном-Лессингом (1893-1972), научным сотрудником Эрмитажа Кирой Фёдоровной Асаевич и исполняющей обязанности директора Нижнетагильского музея Верой Николаевной Костиной.

В состав выставки было включено 71 произведение живописи и графики. В экспозиции демонстрировались полотна В.В.Мешкова «Донбасс», «Взморье», «За водой»; А.А.Лебедева-Шуйского «Красная Пресня.Москва»; А.И. Лактионова «Речь товарища Сталина»; А.А.Осмеркина «Верея»; Е.М.Чепцова «На страже»; П.А.Радимова «Базар», Деревня на Волге», «У пристани»,; Г.Г.Ряжского «Портрет Временко» и др.

Была представлена графика Л.В.Сойфертиса «В музее трофеев», «У штаба», «Письма»; Г.С.Верейского «Непрошенный гость», «Портрет Гуманенко»; М.Г. Дерегуса «Миргородчина», «Тут был немец» и многие другие.

Государство пополняло коллекцию музея и в последний военный год. 8 мая 1945 года вышел приказ Управления по делам искусств при СНК РСФСР, по которому поступили картины русских художников дореволюционного времени — Сергея Алексеевича Коровина «В казарме» и Евгения Александровича Плюшара «Спящая итальянка», работа западного неизвестного художника XVIII века «Нахождение Моисея», произведения советского времени -Николая Петровича Крымова «Ночь», Георгия Константиновича Савицкого «Сын» и др.

Сразу же после войны от «Всекохудожника» поступили работы Бориса Николаевича Яковлева «Воздушная тревога», Николая Яковлевича Белянина «Летний день», Константина Фёдоровича Богаевского «Над Окой», Кукрыниксов «Ремонт стрелки», переданные по акту от 20 июня 1945 года.

А.Андерс писал в газете «Тагильский рабочий» за 01.10.1944; «На днях в здание, где помещается галерея и где прежде находился призывной пункт, вошёл боец Красной Армии, который в прошлом году именно отсюда был призван на фронт. Он помнил запущенное помещение, а попал в музей. Поражённый, он даже остановился и, помолчав немного сказал: «Ишь ты, пока мы там воюем, и вы здесь видно время зря не теряете» Да, дорогой товарищ, советский народ времени зря не теряет! И в этом залог и его близкой победы, и радостного созидательного будущего»10

Музей, созданный в годы войны, бережно хранит и экспонирует не только коллекции собранные в далекие военные годы, но и постоянно приумножает их, выполняя свою миссию — нести людям радость познания и удовлетворения эстетических потребностей.

Примечания:

1. При рождении Фалик Самойлович Лемберский- учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1935—1941).. В декабре 1941 защитил диплом в блокадном Ленинграде. Окончил институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Стачка» по мотивам Уральских заводов 1905 года. Ранен на защите Ленинграда в июле 1941, тяжело болен. В 1942 был эвакуирован из блокадного Ленинграда на Урал, в Нижний Тагил, где находился до апреля 1944 года. Работал с Павлом Бажовым и Мариэттой Шагинян. Участвовал в художественной жизни, писал портреты и пейзажи. Принял активное участие в создании местной организации художников и картинной галереи, положившей начало Нижнетагильскому Государственному Музею изобразительных искусств, а также первой в Нижнем Тагиле в советское время школы для начинающих художников.

2. Крамской Михаил Павлович 07.11.1917 д. Будаговищи, Белевской район, Тульская область –16.03.1999 Нижний Тагил, Свердловская область Скульптор, монументалист, педагог. Почетный гражданин города Нижний Тагил. Член Союза художников СССР с 1945 Жил до 1942 в Ленинграде, с 1942 после ранения в Нижнем Тагиле. Работал в области монументальной и станковой скульптуры. Учился 1932-1935 в Ленинградском доме художественного воспитания у скульптора Л.А. Дитриха; 1935- 1936 — подготовительные курсы при ЛИНЖСА им. И.Е. Репина ВАХ; 1937-1941 и 1946-1947 на отделении скульптуры в ИНЖСА им. И.Е. Репина у профессора М.Г. Манизера. Ветеран Великой Отечественной войны. Участвовал в обороне Ленинграда, контужен в 1941, эвакуирован в Нижний тагил. Преподавал: 1945-1957 с момента открытия в УХПУ-УУПИ в Нижнем Тагиле, 1969-1996 с момента открытия на ХГФ НТГПИ в должности доцента, один из организаторов творческой группы художников в Нижнем Тагиле в годы войны Принимал участие в открытии в 1944 УХПУ, 1944 Нижнетагильского МИИ, 1954 Нижнетагильских ХПМ ХФ, 1959 ХГФ НТГПИ. С 1947 — неоднократно избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся 1940-1970-е — член Градостроительного совета города, член Правления Свердловской организации СХ РСФСР, Нижнетагильского отделения Свердловской организации СХ РСФСР, в разные годы член Выставкома ХПМ ХФ Участник выставок с 1938: городских Ленинград 1938-1941 — ежегодные академические выставки ИЖСА; Нижний Тагил 1940-1990-е НТМИИ — 1945 – Нижнетагильских художников; 1947 — Художественная; 1957 — Произведений нижнетагильских художников; 1967 – К 50-летию Советского государства; 1971 — VI весенняя отчетная выставка тагильских художников; 1972 — VII тагильских художников к 250-летию Нижнего Тагила; 1975 — К 30-летию Победы в ВОВ; 1976 — К XXV съезду КПСС; 1976 — «Тагил в произведениях тагильских художников»; 1977 — «Люди нашего города»; 1978 – К 100-летию со дня рождения П.П.Бажова; 1978 — К 60-летию ВЛКСМ; 1980 – К 25-летию создания Нижнетагильских ХПМ; 1981 — К XXVI съезду КПСС; 1981– К 75-летию городской партийной организации; 1982 — К 260-летию Нижнего Тагила; 1985 — К 40-летию Победы в ВОВ; 1987 — К 70-летию Октября; 1994 –«Тагильские художники в собрании НТМИИ» В рамках фестиваля искусств «Тагильская весна»; 1995 — к 50-летию Победы в ВОВ; 1999 — К 40-летию ХГФ; 1999- «Рождественские дары тагильских художников»; 2003 — «Памяти достойны». Выставка произведений тагильских художников; 2003 — К 125-летию П.П. Бажова из коллекции НТМИИ; 2003 – К 60-летию НТГО СХР; 2010 — К 65-летию Победы в ВОВ; 2012 — 70 лет НТГО СХР

3. Михаил Гордеевич Дерегус (22.11(05.12)1904 с. Весёлое Харьковской области -31.07.1997 Киев, Украина) Выдающийся украинский живописец и график, педагог и культурный деятель. С 1923 года по 1930 год учился в Харьковском художественном институте у М. Шаронова, С. Прохорова, О. Кокеля. В 1932 – 1941г.г. и в 1944 – 1950 г.г. преподавал в Харьковском художественном институте. С 1955 по 1962 год Михаил Гордеевич Дерегус был председателем правления Национального союза художников Украины. С 1958 года Михаил Гордеевич Дерегус становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Позже — академик АИ Украины, профессор с 1995 года. В 1963 году М. Г. Дерегусу присвоено почётное звание Народный художник СССР. В 1969 году стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко. НСХУ утвердили ежегодную премию им. М. Дерегуса для молодых художников. М.Г.Дерегус вошел в историю советского искусства как иллюстратор классической украинской литературы, советского исторического романа. Талантливый живописец, он создал в своих полотнах сложные многофигурные композиции, работал в области портрета, пейзажа и бытового жанра. Автор циклов иллюстраций к произведениям И.Котляревского, Л.Толстого, Т.Шевченко, Марко Вовчок, повестям Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», «Тарас Бульба».

4. ГАСО ф88-р ОП. 1 Д. 5201 Л. 224

5. Архив НТМИИ ОП. 1 Д. 1 Л. 3

6. Архив НТМИИ ОП. 1 Д. 1 Л. 4

7. Андерс. А.Законная гордость. [Текст] /А. Андерс // Тагильский рабочий.- 1944.- 1 октября.

8. Матвеев В.Ю. Эрмитаж «уединенный» или выставочная мозаика. ЭРМИТАЖ. Т.1. [Текст] /В.Ю.Матвеев//- С.-Петербург, 2014.- С.216.

9. Матвеев В.Ю. Эрмитаж «провинциальный» или империя ЭРМИТАЖ. Выставочная деятельность музея в регионах СССР и Российской Федерации. [Текст] /В.Ю. Матвеев//- С.-Петербург, 2011.- С.44.

10. Андерс. А.Законная гордость. [Текст] /А. Андерс // Тагильский рабочий.- 1944.- 1 октября.