НИЖНЕМУ ТАГИЛУ 300 лет. МАЛАЯ ЗЕМЛЯ ВАГОНКИ. МЕФОДИЙ ВЕРЕМЬЕВ
ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ 29. 07 2019 г
По материалам выставочного комплекса Уралвагонзавода.
105 лет назад, 2 июля 1914 года, родился один из самых выдающихся конструкторов Уралвагонзавода Мефодий Николаевич Веремьев. За вклад в развитие криогенного производства он был удостоен Ленинской премии и ордена Ленина.
Созданная под руководством Веремьева техника низких температур оказалась востребованной во всех космических программах Советского Союза, а криогенные цистерны и стартовые заправочные комплексы стали традиционной тагильской продукцией.
Будущий инженер появился на свет в семье крестьянина на хуторе Малахова Брянской области. После окончания техникума был направлен в Бежицкий институт транспортного машиностроения. В 1939 году, после восьми лет учебы, дипломированный специалист поступил работать на Уралвагонзавод мастером цеха платформ. Спустя год Мефодий Веремьев стал начальником отделения цеха, но вскоре перешел в конструкторский отдел. Вероятно, у молодого специалиста было большое желание испытать себя в творческой деятельности, ведь интеллектуальный труд в те времена ценился невысоко, оклады конструкторов были ниже, чем у цеховых работников.
Веремьев попал в головное в СССР конструкторское бюро по разработке грузовых вагонов под руководством Дмитрия Лоренцо, где вырос до заместителя главного конструктора. А в январе 1953 года на Уральском заводе имени И.В. Сталина (Уралвагонзаводе) создали две группы, конструкторов и технологов, для разработки криогенных цистерн для перевозки жидкого кислорода (окислителя ракетного топлива) для заправки новой баллистической ракеты Р-2, разработанной С.П. Королевым. Конструкторами руководил Мефодий Николаевич.
Таких цистерн в СССР не выпускали. На основе трофейной документации на немецкие цистерны, перевозившие жидкий кислород для боевых ракет ФАУ-2, группа тагильских конструкторов создала новый образец – 8Г52. Первая отечественная цистерна отличалась простотой, надежностью, технологичностью. Серийный выпуск новинки начался в октябре 1953 года. Он знаменовал рождение в стране новой отрасли – криогенного транспортного машиностроения. Веремьев с ролью организатора научно-технического проекта справился блестяще.
Родилось ОКБ-250
В том же 1953 году завершались работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 под руководством Сергея Королева и началось строительство космодрома Байконур. Но старт «семерки» оказался под угрозой срыва из-за отсутствия мощных заправочных средств.
Главный конструктор наземного стартового оборудования Владимир Бармин спешно искал разработчиков. К середине 1954 года остался один вариант – Уралвагонзавод. 27 августа 1954 года Бармин и Королев утвердили техническое задание на разработку и изготовление средств для заправки ракеты Р-7 жидким кислородом и азотом. Затем они обратились в правительство СССР с просьбой о создании на УВЗ особого конструкторского бюро по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию. ОКБ-250 было организовано 1 октября 1954 года, главным конструктором назначен Мефодий Веремьев.
К весне 1957 года тагильские криогенщики подготовили целый комплект транспортных заправочных средств. Но долгожданный старт «семерки» стал аварийным, и в неудаче пытались обвинить УВЗ. Веремьев убедительно опроверг все обвинения и дал гарантию на успешную работу подвижных заправочных средств при последующих пусках ракеты. После третьего запуска Р-7, доставившей на орбиту первый искусственный спутник Земли «ПС-1», не осталось и тени сомнения в профессионализме коллектива ОКБ-250. Сергей Королев лично внес фамилию Веремьева в список кандидатов на присуждение самой престижной награды СССР – Ленинской премии. После первого полета человека в космос Мефодий Николаевич был удостоен ордена Ленина.
Подвижные заправочные средства, произведенные на УВЗ, обеспечили успешный запуск ракеты-носителя «Восток-1», положивший начало пилотируемой космонавтике, и последующие старты кораблей серий «Восток» и «Восход». С 1959 года специалисты ОКБ-250 вплотную приступили к покорению вакуума. Первые отечественные цистерны с порошково-вакуумной изоляцией (8Г512 и 8Г513) были разработаны в 1960 году и обеспечили доставку на космодромы криогенных жидкостей практически без потерь от испарения. Впервые в истории отечественной промышленности была обеспечена вакуумная герметичность сосудов больших объемов, а группа специалистов ОКБ-250 получила первое авторское свидетельство на изобретение за устройство цистерны 8Г513. Она стала базовой конструкцией для нового поколения современных криогенных цистерн.
Появление ракеты-носителя «Союз» потребовало реконструкции системы хранения и заправки жидкого кислорода и азота на космодроме Байконур. Главный конструктор ОКБ-250 сумел обосновать эффективность создания стационарной системы вместо транспортных средств заправки. Строительные и монтажные работы производились между пусками ракет и не влияли на их график. Первая стационарная система 11Г722 была создана в 1964-1966 годах. Она обеспечивала длительное хранение жидких газов и не требовала сложных подготовительных работ по ее эксплуатации. В модернизированном виде система 11Г722 применяется и в настоящее время.
В 1965 году тагильские криогенщики стали участниками программы создания ракеты-носителя нового типа — «Протона». Основным компонентом топлива для него являлись керосин и переохлажденный жидкий кислород, обладавший большей плотностью, чем обычный жидкий кислород. Необходимо было решить ряд технических проблем, главная из которых – поддержание заданной температуры (до минус 195 градусов) во время нахождения на старте, когда бак, не имеющий теплоизоляции, нагревался. По предложению Мефодия Веремьева переохлаждение жидкого кислорода перед подачей в разгонный блок достигалось путем прокачки его через теплообменник, находящийся в жидком азоте.
С 1966 года тагильчане работали над созданием комплекса средств доставки, хранения и заправки жидким кислородом и водородом особой чистоты лунного орбитального комплекса РН «Н1-ЛЗ». В 1968-1969 годах на Байконуре впервые было успешно испытано оборудование для хранения и заправки жидкого водорода – самого эффективного, но чрезвычайно взрывоопасного ракетного топлива. Его транспортировка на космодром требовала создания особой железнодорожной цистерны, за разработку которой также взялся коллектив ОКБ-250. Работа завершилась созданием железнодорожной цистерны ЖВЦ-100. В ней был осуществлен совершенный принцип изоляции – экранно-порошково-вакуумный. Цистерна ЖВЦ-100, серийный выпуск которой начался в 1969 году, стала новым этапом в мировой криогенной технике.
С 1976 года конструкторы и работники многих цехов УВЗ были обеспечены уникальной работой. Они создали оборудование азотообеспечения универсального комплекса «стенд-старт» и стартового комплекса ракеты-носителя, систем хранения и заправки жидким водородом и кислородом корабля «Буран». К моменту триумфального запуска РКС «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года Мефодий Николаевич уже покинул КБ и Уралвагонзавод, выйдя на пенсию в 1986 году.
Свой опыт Мефодий Николаевич обобщил в диссертации «Разработка конструкции оборудования и технологии по транспортировке, хранению и применению криогенных продуктов, используемых в ракетно-космической технике». Ее успешная защита прошла 30 ноября 1979 года.
Конструкторское бюро, которым руководил Веремьев, и криогенное производство, прозванное в народе «Малой Землей Вагонки», превратились в центр научной и технической мысли, школу подготовки высококвалифицированных кадров.
Мефодий Веремьев похоронен на кладбище на Пихтовых горах, над могилой первого главного конструктора шефствуют сотрудники Уралкриомаша, поскольку его родственников в Нижнем Тагиле не осталось. На доме №30 на проспекте Дзержинского, где он жил, установлена памятная доска, а на территории предприятия — бюст конструктора.
В этом году криогенное производство отмечает 65-летие. Последователи Веремьева работают над новыми масштабными проектами. Специалистами Уралкриомаша в последние годы создан комплекс заправочного оборудования для первого российского гражданского космодрома «Восточный».
По материалам выставочного комплекса Уралвагонзавода.