ЮБИЛЕЙ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ 18.09.2018

Галина ОСЕТРОВА, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.

В фондах музея-заповедника хранится фотография, которой в этом году исполняется 85 лет. На ней запечатлены работники доменного цеха Нижнетагильского металлургического завода и один из известнейших ученых металлургов СССР М.А. Павлов. Эта памятная фотография была сделана весной 1933 года в период проведения на доменной печи № 2 опытных плавок титаномагнетитовых руд на обыкновенном коксе.

Использование титаномагнетитового сырья для получения специальных сталей позволяло обеспечить экономическую независимость советского государства в 1930-х, когда стояла задача создания новых промышленных предприятий. Для этого необходимо было разработать удобные, экономичные технологии получения составляющих титаномагнетитовых руд в виде спецчугунов, шлаков, ванадия, окисей титана, которые можно будет использовать не только в металлургии, но и в машиностроительном и транспортном производстве, химической промышленности, строительной индустрии.

Как писала газета «Тагильский рабочий» от 26 апреля 1932 года, «окончательное разрешение этой проблемы даст советской промышленности — автотракторной, мостостроительной, металлургической, химической, авиационной – ванадиевый чугун, титан, феррохром – освободит нас от иностранной зависимости».

В 1932 году на Тагильском заводе проводилась работа по выявлению экономически выгодного и технологически обоснованного способа переработки титаномагнетитовых руд, которые должны были стать основным источником сырья для советской металлургии.

Опытные плавки по методам профессора Н.А. Шадлуна и академика Э.В. Брицке, проведенные в мае-июле 1932-го, показали, что промышленное использование титаномагнетитовых руд в принципе возможно, хотя оба способа имели недостатки и требовали дальнейшей доработки.

Предстояли опыты Ленинградского института металлов по методу академика М.А. Павлова.

В начале марта 1933 года бригада научных работников Ленинградского института металлов прибыла в Нижний Тагил. Для работы была выделена доменная печь № 2, задутая после ремонта 2 ноября 1932 года.

6 марта, в 14 часов, началась загрузка титаномагнетитовой руды и кемеровского кокса без соли, 7 марта, в 13.10, на домне № 2 состоялся первый выпуск ванадиевого чугуна. Смена старейшего мастера С.С. Дружинина выпускала первую плавку в присутствии бригады М.А. Павлова. Сам академик так охарактеризовал первую пробу: «Получен весьма характерный в изломе ванадистый чугун».

В 23 часа 8 марта администрация завода рапортовала в Москву о результатах первой опытной плавки. Вот текст этой телеграммы: «Срочная. Москва, ЦК ВКП (б), Сталину, Наркомтяжпром, Орджоникидзе, ЦК металлургов, Опоркову, Редакции ж. «Техника» На Нижнетагильской домне № 2 бригадой Ленинградского института металлов, рабочими и ИТР завода под руководством академика Павлова 7 марта в 13 часов 15 мин получен первый ванадистый чугун из Кусинских титаномагнетитов на обыкновенном кузнецком коксе без соли. Чугун содержит ванадия – 0,6 %, хрома – 0,8%, серы — 0,018%, кремния — 0,6 %, марганца — 1,25 % фосфора — 0,07%. Чугун горячий, белый (передельный), с типичным зеркальным изломом ванадисто-хромистого чугуна. Шлаки жидкие горячие содержат 30% титановой кислоты. Печь в течение 2-х суток идет нормально, подтверждая полную возможность промышленной эксплуатации титаномагнетитов на обыкновенном коксе без примеси соли. Директор Харыбин, Секретарь парткома Иващенко. Председатель завкома Войнаков».

В цехе начинается соревнование смен на лучшее проведение опытов. Достаточно известный в то время мастер смены, потомственный доменщик, А.С. Дружинин вызвал на соревнование смены Тележникова и своего отца С.С. Дружинина. На ежедневных производственных совещаниях, подводились итоги, выявлялись недостатки, намечались меры по их устранению.

А недостатков хватало. Газетные репортажи, выходившие в марте 1933 года, с одной стороны, восторженно отзывались о проведении плавок на НТЗ, рапортуя об успешно выполненном государственном задании, с другой, не могли обойти молчанием те недочеты и неувязки, которые имели место в процессе проведения плавок, да и в работе цеха в целом.

В газете «Тагильский рабочий» № 72 от 27 марта 1933 года появилась перепечатанная из «Правды» за 21.03.33 статья Я. Ушеренко и М. Неймана «Шляпы» руководят на Нижнетагильском металлургическом заводе». В ней были раскрыты общие недостатки в работе доменного цеха: подача кокса и руды недостаточно раздробленными, несоответствие веса бураков заявленным нормам, несоблюдение правил шихтовки. Все это приводило не только к невозможности провести опыты с определенной долей достоверности, но и снижало выполнение плана цехом по производству чугуна. И в этой же газете рапортичка «Есть советский ванадистый чугун!», в которой отмечается, что опыты проведены удачно. Главные задачи: получить хороший бессернистый ванадиевый чугун из сырых титаномагнетитов на обыкновенном коксе; получить жидкие титановые шлаки, получить хороший доменный газ — выполнены.

Документы заводского архива ярко показывают нам напряженность работы, попытки избавиться от недостатков в процессе проведения плавок.

Сразу же с началом опытов (6-7 марта 1933 г.) руководство завода берет на заметку все имеющиеся огрехи, и уже 7 марта, директор предприятия Т.А. Харыбин издает приказ, в котором отмечает, что «в первый день работы на титаномагнетитах выявил целый ряд организационных неполадок, создающих угрозу срыва опытов». Из-за того, что крупные фракции руды и кокса перед дробилкой не разбивались, задерживалась ее работа, из-за задержки подачи руды печь шла на сбавленном дутье, точности во взвешивания руды и кокса не было. Сразу же делаются оргвыводы, определяются наказания виновным и выдвигаются требования к руководителям подразделений по обеспечению слаженной бесперебойной работы во время опытных плавок

Итак, апробация метода Павлова проводилась с 6 по 27 марта 1933 года на доменной печи № 2. Если первые три дня печь шла хорошо и в телеграммах, отправляемых в вышестоящие органы, это отмечалось, то дальнейший ход плавок был неравномерным. Неожиданностью для бригады Ленинградского института металлов стали затруднения при спусках шлака, который периодически густел и не выходил из печи, в связи с чем приходилось ставить обыкновенную шихту и добавлять кварцевый песок. Но шихта не успевала прийти в горн, как «шлак направлялся и хорошо вытекал из горна».

По окончании опытных плавок на заводе было проведено техническое совещание в составе работников доменного цеха завода, заводоуправления, членов бригады академика М.А.Павлова и представителей различных организаций. По словам технического директора завода А.М. Бородина, была доказана возможность получения высококачественных чугунов по способу академика Павлова, несмотря на неблагоприятные условия, возникшие на заводе. Поэтому совещание высказывается за перевод домны НТЗ на промышленную эксплуатацию титаномагнетитов.

«Востокосталь» поставила задачу перед Нижнетагильским заводом осуществить переход на промышленные плавки. Был принят план мероприятий по подготовке предприятия к работе на титаномагнетитах. Но средства на выполнение данного плана выделены не были. В конечном результате НТЗ не был переведен на плавки титаномагнетитовых руд. Видимо, научные проработки потребовали большего количества времени, и вести их одновременно с промышленным производством не представлялось возможным. Каждое предприятие имело свою производственную программу в рамках пятилетки, которая, несомненно, должна была выполняться в полном объеме, для обеспечения строительства новых заводов.

К тому же разработчики методик по использованию титаномагнетитового сырья продолжали работу по их совершенствованию. Опыты проводились как в лабораторных, так и в промышленных условиях. В 1930-е годы итоги этих работ были представлены в статьях, опубликованных в журнале «Советская металлургия». Достаточно успешные опыты, проведенные на Чусовском заводе, позволили, наконец, перейти к промышленному использованию титаномагнетитового сырья в 1939 году на этом предприятии.

• ФОТО М. Павлов с работниками доменного цеха.

Галина ОСЕТРОВА, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.