НА УВЗ ДОКАЗАННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ШПИОНАЖ

Газета «Коммерсантъ» №39 от 4 марта 1994 год

СЛЕДСТВИЕ / ПРИГОВОРЫ

Прекращено уголовное дело против жителей Нижнего Тагила (Свердловская область) Максима Алешина и Игоря Моторина, которые, по данным российских спецслужб, в феврале-марте 1993 года предпринимали попытки сбора секретной информации о производственном объединении «Уралвагонзавод» и выпускаемой там боевой технике.

Как выяснилось в ходе следствия, у жителя Нижнего Тагила 22-летнего Максима Алешина, занимавшегося коммерческой деятельностью, возник долг перед одной из фирм. В декабре 1992 — январе 1993 годов он неоднократно выезжал в Москву и обращался в посольство США с намерением установить контакты с представителями посольства и получить от них задания по сбору секретной информации. Г-н Алешин рассчитывал, выполнив задание, получить до $50 тыс. и расплатиться с кредиторами.

В середине января Алешин вступил в контакт с сотрудницей посольства США, (как было впоследствии установлено, Келли Энн Хамильтон (Kelly Ann Hamilton)). Он несколько раз встречался с ней в здании посольства и по её заданию пытался собрать сведения об «Уралвагонзаводе». Хамильтон передала ему записку на английском языке, содержащую просьбу к сотрудникам посольства оказать содействие Алешину при его следующих приездах.

При содействии своего знакомого — 38-летнего Игоря Моторина — Алешин добыл четыре копии плановой застройки района «Уралвагонзавода», которые он передал Хамильтон. Однако американка не проявила интереса к этим материалам и поручила Алешину собрать секретную информацию о выпускаемом на заводе танке Т-82: данные о броне, электронной «начинке» и техническую документацию.

Алешин при содействии Моторина, который рассчитывал получить за свою работу $10 тыс., пытался получить указанные данные, но это ему не удалось.

Будучи допрошенным в ходе следствия, Моторин показал, что полагал, будто требуемые материалы нужны для передачи иностранной фирме, преследующей коммерческие интересы по отношению к «Уралвагонзаводу».

Решение о прекращении уголовного дела было принято на том основании, что Алешин и Моторин ранее к уголовной ответственности не привлекались, дали правдивые показания и раскаялись в содеянном, а также не причинили реального ущерба государству.