К 70-ЛЕТИЮ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ЖУРНАЛ «КУЛЬТУРА УРАЛА» — 2014 октябрь. — №8(24)

Агеева М.В, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств с 1989 года.

Осенью 1942 года в Нижнем Тагиле в Доме политпросвещения экспонировалась первая городская выставка произведений местных и эвакуированных на Урал художников.

На встрече её участников с представителями общественных и партийных организаций был решен вопрос об открытии в городе картинной галереи (впоследствии она была переименована в музей изобразительных искусств)

29 декабря 1943 года постановлением горсовета под галерею передали здание Первомайского клуба, который находился на том же месте, где располагается и современный музей.

Весь город принимал участие в ремонте будущей галереи и заготовке дров для печек. Большую роль в создании будущего музея сыграли председатель городского Совета Иван Афанасьевич Непомнящий и первый секретарь горкома партии Евгений Федорович Колышев.

Заботой первого директора Феликса Самойловича Лемберского (1913—1972), эвакуированного ленинградца, в те девять месяцев, когда музей создавался, было собрать хотя бы небольшую коллекцию.

В течение 1944 года приобрели в Свердловске подлинные работы художников И. Шишкина, В. Маковского, А. Бенуа, Е. Лансере. Обратились в Третьяков­скую галерею, оттуда прислали 23 произведения русских и советских художников, обратились в Русский музей Ленин­града — прислали 18 портретов и картин начала ХIХ столетия. Областное управление культуры выделило произведения уральских художников.

Консультировались у сотрудников Государственного Эрмитажа профессоров Киры Федоровны Асаевич и Татьяны Владимировны Каменской, обращались за помощью к реставратору Эрмитажа Федору Ивановичу Каликину. Музей начинал свою долгую жизнь.

Вторым директором была Мария Марковна Гуляева (1910— 1993), более двадцати лет она стояла «у руля» музея.

…Здание Первомайского клуба (бывший купеческий игорный клуб купца Аксенова 1865 года постройки), в котором разместился музей, в 1955 году частично обрушилось. Была тяжелая работа по перемещению коллекции в соседний дом и долгие годы хранения уникальной коллекции в тесных неприспособленных помещениях. Необходимо было не просто ремонтировать, но полностью перестраивать здание. Только Мария Марковна знает, сколько это потребовало сил и энергии!

В 1966 году директором музея стала скульптор Людмила Павловна Ушакова. При ней, истинном педагоге и воспитателе, зародились выставки детского творчества, которые проводятся в музее и поныне. В выставках экспонировалось до тысячи работ. После закрытия юные художники шли в центр города рисовать на асфальте мелками.

Удел всех директоров — пополнение коллекции. Ушакова первая «пробилась» в музейные фонды Министерства культуры РСФСР, так называемое РОСИЗО, и получила крупногабаритные картины для музея.

Коллекция пополнилась произведениями Бориса Малуева, Юрия Пенушкина, Елены Табаковой и других авторов. Людмила Ушакова получила впоследствии звание заслуженного работника культуры.

Элеонора Павловна Дистергефт сначала работала экскурсоводом, затем почти двадцать лет — главным хранителем и шесть лет — директором музея. Но она всегда ощущала себя прежде всего Хранителем, ответственной за коллекцию в две с половиной тысячи произведений. В деле хранителя надо многое знать о способах сбережения работ разных видов искусства, уметь, например, упаковать произведение так, чтобы оно не пострадало при транспортировке.

Сегодня, когда в музее есть реставратор и несколько хранителей — это делают они, а в прошлом Элеонора Павловна занималась всем одна. Она научилась ставить заплаты на прорванные холсты, делать профилактические заклейки в местах угроз осыпей, чтобы, не травмируя произведение живописи, доставить его в руки опытного реставратора. А сколько ею было привезено выставок в Нижний Тагил! Вспомнить хотя бы выставки картин из Третьяковской галереи, из литературного музея А.С. Пушкина…

Экспозиции японского искусства, прикладного искусства Грузии, рисунков талантливой девочки Нади Рушевой.

Особенно запомнилась выставка одной картины, приписываемой Рафаэлю Санти, — «Святое семейство», которую Элеонора Павловна привезла из Свердловской картинной галереи. Выставка пользовалась огромным успехом в Нижнем Тагиле.

Тагильчане писали в отзывах: почему так называемая «Мадонна из Нижнего Тагила» хранится в Свердловской картинной галерее, а не в Тагиле? Ведь она принадлежала династии Демидовых, и ее покупка была оплачена из денег тагильских заводов. Элеонора Павловна добилась в министерстве культуры, чтобы картину передали в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Э.П.Дистергефт составила, на начальном этапе вместе с искусствоведом Е.Л. Кронманом, и опубликовала первый научный каталог музея, изданный в 1973 году в Москве. Как говорил известный уральский искусствовед Борис Павловский: «Это же научная диссертация или по крайней мере искусствоведческий диплом!»

Следующий директор — Людмила Александровна Федосеева — искусствовед по образованию. При ней в коллекцию в 80-е годы были переданы портреты П.А. Демидова и Ф.И. Соймонова, относящиеся к XVIII веку, а также картины А. Самохвалова и двадцать других произведений советских художников, прошло несколько выставок из Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, что значительно подняло престиж Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Сегодня, отмечая семидесятилетний юбилей музея, мы благодарны директорам, которые в нелегкие времена его возглавляли, делали его коллекцию богаче, работу — интересней, просвещая, воспитывали у тагильчан любовь к искусству.