О ПАМЯТНИКЕ «МАТЬ РОДИНА» В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ИЛЬИНА
Заместитель директора по научной работе
Нижнетагильский музей изобразительных искусств 2015 г
В 1985 году в канун празднования сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне в Нижнем Тагиле состоялось открытие памятника «Мать Родина». Монумент был установлен на кладбище «Рогожино», где возвышается вот уже более тридцати лет и является до сегодняшнего дня одной из самых масштабных в числе установленных памятников города.
Автором монумента стал тагильский скульптор-монументалист, член Союза художников России Василий Михайлович Ушаков.
Образ Родины-матери – один из распространенных в советском искусстве. Само выражение — «Родина-мать», встречается в русском языке еще в XIX веке, использовали данное словосочетание в своем творчестве и русские поэты, например — Н.А. Некрасов.
Жизнь на чужбине никогда не считалась сложившейся, завидной, в фольклоре русского народа всегда бытовали сравнения земли, Родины с матерью, берегущей и ценящей своих детей.
Особую роль приобрел данный символ в ХХ веке, точнее в годы Великой Отечественной войны, когда он был абсолютно точно использован не просто в целях пропаганды, но сплочения народа для отпора фашистской армии.
Значительную роль в становлении образа сыграл плакат художника-графика Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина-мать зовет!», ставший первым и одним из самых мощных по силе воплощения. Художник начал выполнять его в тот момент, когда прозвучало сообщение Совинформбюро 22 июня 1941 года, а уже в середине июля плакат был известен по всей стране.
В послевоенные годы в Советском Союзе символ стал устойчивым и часто используемым инструментом пропаганды особенно в монументальном искусстве середины – второй половины ХХ века.
Наиболее известными монументальными воплощениями образа стали статуя Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде (1959-1967, скульптор Е.В. Вучетич, Н.В. Никитин) и на берегу Днепра в Киеве (1981, скульптор В. Бородай), а также на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге (1959, скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит). Первые два монумента – самые грандиозные по размерам и исполнению.
Памятники «Родина-мать» в честь Победы в Великой Отечественной войне были воздвигнуты в бывших советских республиках — Латвии (Рига), Туркмения (Мары), Узбекистан (Ташкент), Белоруссии (Минск). В Армении и Грузии образ Родины-матери был трактован авторами в соответствии с местными аналогами – «Майр Айастан» (Мать Армения, Ереван) и «Мать Картили» (Картлис Деда, Тбилиси).
Наибольшее количество изображений образа Матери-Родины было установлено в советское время на территории Украины – в городах Киев, Львов, Харьков, Краснодон (Луганская область), Торез (Донецкая область), что объяснимо – на территории Украины проходили одни из самых решающих и кровопролитных боев.
Кроме того, памятники Родине-матери были установлены советскими скульпторами и на зарубежных территориях – Германия (Берлин, Трептов-парк и Народный парк ШёнхольцерХайде), Испания (Мадрид, памятник советским добровольцам, воевавшим в Испании в годы гражданской войны).
В России в послевоенные годы памятники Родине-матери были установлен в городах Будённовске, Калининграде, Калуге, Набережные Челны (Татарстан), Нижний Новогород, Павловск (Воронежская область), Пензе, Томск, Старые Бурасы (Саратовская область), станице Вышестеблиевской (Краснодарский край), селе Кубенское (Вологодская область).
Всего в стране и за рубежом в 1950-1980-е годы было установлено около 30 памятников. Памятник в Нижнем Тагиле был, вероятно, одним из самых последних по времени создания.
В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование как держава и больше памятники подобного содержания не устанавливались.
Идея сооружения памятника Родине-матери в Нижнем Тагиле возникла в 1984 году в Административных кругах города Нижний Тагил. Сегодня неизвестно, кому именно принадлежит идея сооружения монумента. Однако, можно сказать, что в 1970-1980-е годы главный архитектор города В.И. Солтыс достаточно часто приходил в мастерскую к скульптору В.М. Ушакову. В числе прочих разговоры чаще всего касались опыта установки объектов монументального искусства, поскольку они были соавторами проектирования и установки ряда памятников: технологии изготовления больших монументальных скульптур, учете при проектировании веса памятника, его давление и тяжесть, законов сопромата и особенностей сооружения каркаса, несущего на себе всю массу скульптурного изображения.
По воспоминаниям Л.П. Ушаковой — жены и скульптора Василия Михайловича, не раз разговор заходил и о мемориале на Пискаревском кладбище в Ленинграде. В 1950-х годах Василий Ушаков был студентом Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, где в те годы преподавали скульпторы В.В. Исаева1 и Р.К. Таурит2, которые стали авторами шестиметровой скульптуры Матери-Родины мемориального ансамбля Пискаревского кладбища3, где находятся братские могилы ленинградцев, погибших в годы войны.
Студенты пятого курса ЛВХПУ, в числе которых был и В. Ушаков, были направлены для прохождения практики к авторам в то время, когда шел процесс увеличения модели и лепки фигура для Пискаревского кладбища.4 Полученный опыт работы с крупными мастерами стал поистине неоценимым для молодого человека и пригодился в дальнейшем.
Уже в 1957 году В.Ушакову в двадцать девять лет была поручена работа по созданию скульптуры солдата для мемориала «Борцам революции» на месте самого крупного на Урале захоронения в районе Красного Камня в Нижнем Тагиле. Вплоть до конца 1990-х годов он активно работает, создавая произведения монументального искусства5 и преподаёт6
В Нижнем Тагиле на кладбище Рогожино еще во времена Великой Отечественной войны было отведено место для захоронений солдат, которые погибали от ран в тагильских госпиталях. В условиях войны захоронения делались достаточно поспешно, раненых в госпиталях было много — как вспоминает Л.П. Ушакова «…их везли и везли с фронта и смертность была очень высокой…
В начале 1980-х годов была сделана попытка установить точное количество захороненных и их имена. В связи с этим участок братской могилы был вскрыт, произведен подсчет и сверка с документами. Здесь было много солдат разных национальностей, много и безымянных солдат, ведь привозили очень много солдат, многие умирали при подъезде к городу, и не у всех были документы.
Когда вскрыли одну могилу, там, в гробу друг на друге лежали две девушки, завернутые в одну шинельку. Может быть, тогда и пришла кому-то мысль о том, что раз есть захоронение, в котором лежат солдаты и санитары, медсестры, о котором надо как-то заботиться, установить памятник Матери-Родине, скорбящей о своих сыновьях и дочерях? Ведь памятник – от слова «память», нужно как-то помнить и передавать по поколениям сведения о войне, о тех, кто положил жизнь за будущее своей страны».
Действительно, любой памятник – это своего рода метка, знак, и всегда символ. Другое дело, что в ситуации смены общественно-политической формации и отказа от прошлого любой символ может быть девальвирован, что, к сожалению, и произошло в последние четверть века.
Памятники, установленные в советскую эпоху, приобрели иное значение. Идеологическое наполнение многим стало антипатично. Однако, события на Украине 2014-2015 гг. на многое позволили взглянуть по-иному.
Мысль о создании монумента на месте захоронения советских солдат была поддержана руководством города. Важную роль в создании памятника сыграл главный архитектор города В.И. Солтыс7, который лично вел работы по архитектурно-планировочной композиции и расчета постаментов, понимая всю ответственность дела.
Затем, руководство города обратилось к директору Нижнетагильского отделения Художественного фонда Союза художников России Д.П. Глухову8 — в те годы все работы по художественному оформлению города проводились через данную организацию, с целью организации конкурса на создание эскиза памятника-монумента павшим бойцам.
К сожалению, выделенная городом для сооружения памятника денежная сумма была слишком мала, с трудом покрывала прямые расходы, а время, отведенное на создание скульптуры столь больших размеров, было кратчайшим, и многие тагильские скульпторы отказались участвовать в конкурсе. Василию Михайловичу Ушакову было предложено заняться созданием памятника, на что он дал согласие, понимая значение замысла.
Эскиз размером более метра был создан достаточно быстро – менее, чем за месяц, в декабре 1984 года он был готов и утвержден к исполнению Художественным Советом Нижнетагильского отделения Союза художников России.
Тема будущего монумента — Родина-мать, супругами-скульпторами Ушаковыми В.М. и Л.П. была определена практически сразу – «…в тагильской земле лежат люди самых разных национальностей Советской страны, лежат они все вместе и должна быть какая-то единая тема, их объединяющая. Эта тема – страна, мать, которая всегда будет оплакивать всех своих сыновей и дочерей. Именно поэтому, без колебаний была избрана тема Мать-Родина»9.
Будучи «детьми войны» они прошли этот путь, как бы это ни пафосно звучало, вместе со всей страной, вместе с теми, кто был в тылу. «… Василию пришлось и голодовать, как всем, работать молотобойцем – это мальчишке-то в 14 лет! Вообще он был очень талантлив, был музыкально одарен – и во время войны, он подрабатывал тем, что играл в различных оркестрах (в том числе и на похоронах) на трубе и тромбоне, научившись этому в Тагиле в горнометаллургическом техникуме у одного профессионального музыканта, который собрал там мальчишек и затем перевел их всех в Клуб металлургов…»10.
Прообраза для создания фигуры как такового не было. Прекрасные знания анатомии, тонкая наблюдательность, умение конструктивно мыслить помогли Василию Михайловичу создать образ, который нес в себе многие качества – глубокой, потаенной горести, скрытой боли и внутреннего потрясения от случившейся гибели своих детей, и безмерной, безграничной любви к ним.
Был избран обобщенный русской образ — крепкая фигура много работающей женщины, характерный тип лица – несколько неприметного, но исполненного глубокой внутренней значительности, силы, мужества. Таких женщин на Урале, да и в России в молодости В. Ушакова было много. И именно про них — мудрых, крепких, сильных душевно и физически, говорили -«соль земли русской».
Л.П. Ушакова вспоминает: «…Образ Родины-матери нужно было найти может быть в традиционном для советского искусства решении – героической монументальности. Не мог это быть образ слишком молодой или слишком пожилой женщины, не мог быть и образ тоненький по фигурке, хрупкий – в таком образе не выразить силу и несломленность. Это все законы искусства, решения, которые идут от Древней Греции, от Микельанджело, Родена».
Сравнение образа Родины-матери с произведениями других авторов сороковых – восьмидесятых годов ХХ века показывает, что данное решение типично уже в силу точного выражения заложенного смысла, который легко считывается.
Несомненно, опыт, полученный Василием Михайловичем в работе у Р.К.Таурита, сыграл свою роль. «…Пластический образ был собран из многих русских и советских примеров и словно слился в одну тему – величественная, скрытая печаль. Тому способствовали и обобщенное одеяние, разные атрибутики скорби — разорванный, упавший венок, непокрытая голова, спущенный с головы платок придерживается на плече одной рукой, мерная поступь – все это атрибуты великой печали. Искался образ русской женщины, в который влились бы классические формы.
Печаль материнскую трудно воплощать вообще – со времен древних латынян она была каким-то высшим мерилом человечности. Разрушение памятников всегда было кощунством. Горе Матери, родившая и похоронившая своего дитя, человека – ни с чем несоизмеримо.».11
Исполнение утвержденного эскиза проходило в одной из шахт шламмового цеха Высокогорского механического завода (ВМЗ). «…Проблема была в том, что большого цеха не предоставили – обзор (а это главное при лепке фигуры больших размеров) был минимальным, увидеть всю фигуру целиком не представлялось возможным. Трудность лепки в этом и состояла – скульптура была словно разбита на три яруса, а скульптор всегда должен видеть работу целиком, чтобы во-время внести коррективы в пропорции.
«Я в основном работала на первом ярусе над лепкой складок развевающего платья и частью венка. Второй и третий ярус лепил Василий Михайлович. Время от времени я поднималась на второй и третий ярус, чтобы помочь ему советом или в лепке. Это была совместная работа, автор памятника – В.М. Ушаков…
Рабочие ВМЗ, выделенные в помощь, под руководством Василия Михайловича сварили металлический каркас из труб разного диаметра от мелких до крупных, поверх была сделана оплетка с крестами, которые должны были держать глину. Затем те же рабочие помогли накидать глину и набить основную массу, и только затем началась непосредственно лепка скульпторов…»12
Произведение было выполнено в немыслимо короткие сроки – приступив к собственно лепке в конце января-феврале 1985 год, художники окончили ее уже к концу марта.
Далее начались работы форматоров, которые проводил редкий мастер Эммануил Матвеевич Бернс и Лев Рукавишников. «…Рабочие ВМЗ удивлялись, как можно вытащить такую большую работу из цеха, считая, что это немыслимо. Митя Бернс начал формовать работы в кусковую форму, а затем отливал из бетона куски, которые собирались вместе непосредственно на месте. Поверьте, это большой подвиг установить такую большую скульптуру не допустив ошибок, идеально соединить швы. И вот стоит уже тридцать лет…»
8 мая 1985 года состоялось открытие нового монумента в городе. В газете «Тагильский рабочий»13 писали: «В канун сороковой годовщины Победы на братской могилой во весь рост поднялась скульптура скорбящей матери-Родины. Из ее рук спадает гирлянда – венок памяти павшим».
С протокольной точностью репортер газеты А. Тереб записал происходящее и сегодня спустя много лет возможно восстановить саму торжественную процедуру. «Солнечным весенним утром сюда устремились колонны машин. Со всего города прибыли представители организаций, комсомольцы, пионеры. В руках – венки, живые цветы. На костюмах участников войны сверкают боевые награды… Ветераны выстраиваются у братской могилы, несут почетный караул. На трибуну поднимаются члены бюро городского комитета КПСС, члены исполкома городского совета, ветераны войны и труда, почетные граждане города, победители трудовой вахты в честь сорокалетия Победы».
В те годы Председателем Нижнетагильского исполкома городского совета народных депутатов был В.А. Чердынцев14, который и открыл торжественный митинг. После краткой речи прозвучал Гимн Советского Союза, а затем слово было предоставлено первому секретарю Ленинского райкома партии В.И. Попову, сказавшему: «…В этой могиле покоятся те, кто отстоял для нас радость светлой жизни. Тагильчане всегда будут благодарны им за это…»
Политизированность общества тех лет требовало соблюдение протокола проведения митинга, и потому в речи В.И. Попова прозвучали слова, требуемые правилами политэтикета тех лет, а именно об одобрении решения апрельского пленума ЦК КПСС о «…развертывании социалистического соревнования за выполнение заданий пятилетки…», о необходимости «…ознаменовать трудовыми успехами предстоящий XXVII съезд нашей партии».
От ветеранов Великой Отечественной войны на митинге выступил участник войны, капитан второго ранга в отставке В.В. Кокуркин. Связь поколений, передача опыта, о которой говорил оратор что показывало не просто линию партии, но прежде всего еще сохраненные патриархальные основы общественного устройства, и потому один из призывов речи Кокуркина был к ветеранам «… отдавать все свои силы воспитанию молодежи…»
Выступления митинга содержали как сугубо официальные речи, так и более человечные. Сегодня трудно судить, но, вероятно, наиболее теплым было выступление младшего лейтенанта медицинской службы в годы войны В.К. Григорьевой, которая рассказав о том, как медики сражались за жизнь каждого раненого, говоря казенным языком «…выразила сокровенную мечту советских женщин о мире», а также сталевара мартеновского цеха Металлургического комбината Алексея Смирнова, выступающего от имени молодежи города, который сказал, что «… в этой могиле покоятся наши ровесники…»
Рассказывая о вкладе «…который внесли тагильчане в разгром фашистской Германии» ветеран труда производственного строительно-монтажного объединения «Тагилстрой» К.Ф. Ляпцев привел некоторые цифры, например, то, что: «…уже в начальный период войны город принял более сорока эвакуированных из западный районов предприятий».
Отметим, что если в предвоенный период население Нижнего Тагила составляло 160.000 человек, во время войны по некоторым данным – более 500.000 человек.
«…Предприятия эти в кратчайшие сроки стали выдавать продукцию и уже в декабре 1941 на фронт с Уралвагонзавода ушли первые «тридцатьчетверки», металлурги освоили выплавку броневой стали…»
Но все это – типичный митинг советской эпохи, наполненный как обязательными протокольными выступлениями, так и человеческими, теплыми, несмотря на регламентированность мероприятия. А вот чего не могли предусмотреть…
Скульптор Л.П. Ушакова вспоминает, что «…в тот момент, прозвучала музыка военного оркестра, отгремели звуки залпового оружия, произведенного солдатами почетного караула, в наступившей тишине вдруг раздалось курлыканье пролетавшей над кладбищем высоко в небе стаи журавлей… Все замерли,. Это была минута подлинного откровения, какого-то внутреннего потрясения и прозрения… Многие стоявшие на митинге, говорили, что это живых поблагодарили павшие, это их голоса…»
Таким необычным, почти фантастическим событием завершилось открытие памятника. «С тех пор Василию Михайловичу, потрясенному событием, пришлось увидеть стаю журавлей еще лишь один раз — в небе над Петрокаменском. Журавли – редкое явление на Урале».
В 1999 году скульптора Василия Михайловича Ушакова не стало. По решению властей города он нашел успокоение возле последнего своего монументального произведения.
1 Исаева В.В. 1898-1960, скульптор, преподавала в Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в 1950-е гг.
2 Таурит Роберт Карлович, 1906-1969, скульптор, жил в Петербурге-Ленинграде, Лауреат Сталинской премии в 1952, преподавал в Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в 1950-1960-е гг.
3 В создании ансамбля принимала участие группа мастеров — архитекторы Е. Левинсон и А. Васильев, скульпторы В. Исаева, Р. Таурит, М. Вейнман, Б. Каплянский, А. Малахин, М. Харламова. Конкурс был проведен в 1945 году, в 1956 году началось строительство мемориального комплекса, открытого 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Высота скульптуры 6 м
4 Монументальная статуя Матери-Родины для мемориального ансамбля Пискаревского кладбища СанктПетербург — самое крупное произведение Исаевой, авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Мать-Родина» и рельефы на боковых стенах),
М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле).
5 Ушаков В.М. автор 15 памятников и мемориальных досок: Глазов, Удмуртия — Героям Гражданской войны (1963); Алапаевск — Памятник П. И. Чайковскому (1965); п. Свободный, Свердловская область — Памятник Солдату (1968), Памятник В.И. Ленину (1971); Ивдель — Памятник Ленину (1972); п. Егоршино, Свердловская область — Памятник Воину-победителю (1982); Артемовский — Памятник Солдату Отечественной Войны (1985); Нижний Тагил — Памятник Горнякам, погибшим в боях с фашистами в годы ВОВ (1965); Памятник рабкору Г. Быкову (1977); Мемориальная доска Серго Орджоникидзе (1978); Памятник строителям Уралвагонстроя (1980); Мемориал «Мать-Родина» (1985); Стела на Алее Славы (1985); Памятник строителям треста № 7 (1987); Мемориальная доска «Шалва Окуджава» (1989).
6 Ушаков В.М. преподавал с 1956 по 1999 годы в Уральском училище прикладного искусства (1956-1959 и с 1974, в т.ч. 1974-1979 – директор), на художественно-графическом факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (1959-1974, первый декан факультета)
7 Солтыс Владимир Иванович–1934-1998,заслуженный архитектор России с 1983 г., главный архитектор города Нижний Тагил в 1969-1998 гг.
8 Глухов Дмитрий Петрович – 1925-1988, художник, в годы Великой Отечественной войны – летчик-бомбардировщик, гвардеец, директор Художественного фонда Союза художников России.
9 Запись разговора с Л.П. Ушаковой, 2015.
10 Запись разговора с Л.П. Ушаковой, 2015.
11 Запись разговора с Л.П. Ушаковой, 2015
12 Запись разговора с Л.П. Ушаковой, 2015.
13 Тереб А. «Не померкнет в веках». Тагильский рабочий, 10 мая 1985.
14 Чердынцев Валерий Александрович, 1941 г.р., председатель горисполкома в 1983-1990 гг.