ПАМЯТНИКИ НИЖНЕГО ТАГИЛА ПОСВЯЩЁННЫЕ ВОЕННОЙ ТЕМЕ.

МУЗЕЙ И ВОЙНА: СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ, КОЛЛЕКЦИЙ ЗДАНИЙ

Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции 4—6 апреля 2016 г.

ШЕМЯКИНА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Памятники издавна несли главнейшую функцию-сохранение памяти нации. Сегодня не вызывает сомнения то, что народ, не помнящий своей истории, не может себя правильно позиционировать в окружающем мире-тогда его представление о своей истории и собственном месте в ней резко не совпадают с мировой исторической памятью. Это ведёт к глубокому кризису, который испытывает нация как внутри своего общества, так и во внешнем мире.

В то же время памятники, посвящённые историческим событиям, содержат в себе политическую семантику, отражающую отношение к государственному строю и его историческим вехам.

И, наконец, памятники являются элементами городского ландшафта. Если они значимы, удачно исполнены, гармонично вписаны в окружающую среду, то будут приняты и оберегаемы обществом, станут местом притяжения для жителей, а если нет-их не будут замечать и, следовательно, не вспомнят о том, кому или чему они посвящены. В таком случае памятники не будут играть своей главной роли-сохранение памяти.

В Нижнем Тагиле установлено менее полусотни объектов монументального искусства-это памятники, обелиски, мемориальные комплексы, памятные знаки, городская скульптура.1 И в основном их тематика связана с памятью о войне -Великой Отечественной, Гражданской, локальных конфликтах-то есть военных потрясений XX века, которые так или иначе затронули город и каждого его жителя.

Так уж сложилось, что в Нижнем Тагиле долгое время установка памятников отнюдь не была массовым явлением. Причина кроется в самой истории возведения у нас памятников-первый монумент в небольшом горнозаводском посёлке был посвящён Н.Н.Демидову (1830-е годы, работа скульптора Ж.Б.Бозио), во второй половине XIX века Тагил обзавёлся ещё двумя памятниками -А.Н.Карамзину и Александру II. Переделанный из памятника Александру II и открытый в 1919 году2 памятник Свободе стал первым объектом в Нижнем Тагиле, установленным согласно ленинскому плану монументальной пропаганды.

В 1925 году появляется памятник вождю мирового пролетариата В.И.Ленину, а в 1930-е годы ознаменовались созданием памятника И.В.Сталину, которым заменили разрушившийся к тому времени памятник Свободе.

Только уже после Великой Отечественной войны началась массовая установка памятников и городской скульптуры, в которой ведущей темой было прославление вождей революции и «счастливой социалистической жизни»3.

Первый монумент, посвящённый давно ушедшим событиям Гражданской войны, появился в Нижнем Тагиле только в 1957 году, а главные «военные» памятники создаются и устанавливаются в период с 1965 по 1988 год. Основной всплеск в сохранении памяти о Великой Отечественной войне путём открытия монументов в Нижнем Тагиле пришёлся на 1970-е годы, что соответствовало идеологическим установкам в стране и подъёму патриотического воспитания.

Упомянутый памятник Героям Гражданской войны 1957 года-первый в городе объект, посвящённый войне вообще.

Уважение и почёт, оказываемое событиям 1918-1919 годов, был чрезвычайно велик, их герои становились легендами, о них слагались песни. Поэтому увековечивание событий этого периода жизни молодого советского государства получило массовое распространение ещё в ленинском плане монументальной пропаганды, когда старые памятники переделывались в связи с новыми политическими установками.

Тогда было создано большое количество не только памятников революционерам и прогрессивным деятелям культуры (К.Марксу, Ф.Энгельсу, Н.Добролюбову, Чернышевскому, Д.Гарибальди, Т.Шевченко, А.Радищеву, Ф.Лассалю и др.), но и скульптурные монументы, символически передавшие образы Свободы и Революции.

Так, в Москве открываются памятник -обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся (7 ноября 1918, Александровский сад; переделан из обелиска С.А.Власьева, установленного в 1914 году в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых), мономент советской конституции (1919, Тверская площадь, архитектор Д.П.Осипов, скульптор Н.А.Андреев).

В Петрограде возводятся памятник Героям Революции (1917-1918, Марсово поле, архитектор Л.В.Руднев), Красногвардеец (1918, 1-я линия), Великий Металлист (1918, площадь Труда), Призывающий к Труду (1920, Каменный остров). Наравне с ними во многих городах появляются монументы, увековечивающие память погибшим в годы Гражданской войны большевиков.

В Нижнем Тагиле необходимость маркировки захоронения памятным знаком была связана с сществовавшим ещё в 1930-е годы Генеральным планом нового Тагила. Над ним работали две мастерские -А.М.Мастакова и М.Я.Гинзбурга. Именно мастерская М.Я.Гинзбурга разработала подробный план застройки района Красный Камень, где центральная площадь отмечалась высоким обелиском в честь героев Гражданской войны, захороненных на этом месте в самой большой братской могиле. Памятник, по задумке авторов, должен был стать архитектурной доминантой всего района. Установке этого монумента, как и вообще претворению всех планов по строительству нового Тагила , помешала начавшаяся война 1941-1945 годов.

Уже после её окончания, в 1947 году, решением Горисполкома установка памятников и памятных знаков, посвящённых Гражданской войне, планировалось по всем трём направлениям, по которым шли бои за Тагил в 1918 году-на Красном Камне, на Малой Кушве и в районе посёлка Горбуново, ставшем теперь уже частью города. Здесь обелиск скульптора И.Я.Боголюбова был открыт лишь в 1978 году.

Захоронение на северном направлении, в районе станции Сан-Донато, где шли самые ожесточённые и наиболее страшные по своим потерям бои, было отмечено в 1957 году памятником работы скульптора В.М.Ушакова и архитектора Н.Я.Черпакова с привлечением к исполнению рельефов художников Л.П.Ушаковой и Ю.П.Петрова.

В художественном решении памятника на фоне небольшой гранёной стелы выделена фигура красноармейца в шинели и будёновке, левой рукой сжимаюшего винтовку со штыком. Основание обелиска фланкировано по боковым сторонам двумя тематическими рельефами-«Бой» и «Реквием». Памятник выполнен в лучших традициях советского социалистического реализма; в фигуре бойца удачно сочетаются реалистические и романтические тенденции, характерные для периода 1950-х. Чем дальше уходили в прошлое события братоубийственной войны, тем больше они романтизировались в представлении последующих поколений, не знавших и не видевших её, что и определило содержание и образное прочтение памятника.

В 2000-х годах, с переменой политических взглядов и новой исторической оценкой событий Гражданской войны, появилось предложение и другого прочтения памятника, внесённое при ведении реставрационных работ в 2006-2007 годах архитектором музея М.В.Подольским. Сохраняя внешний вид памятника, он задумал расширить его ансамбль, добавив на прилегающей территории несколько элементов-две стелы, словно раскрытые книги со словами М.И.Цветаевой:

Белый был-красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был-белый стал:
Смерть побелила.

Эти строки, по задумке автора, позволили бы считать памятник посвящением не Героям; а Жертвам Гражданской войны. В такой трактовке он мог стать скорбным объединяющем символом-памятью всем, и «красным» и «белым», погибшим в «мясорубке» революционных лихолетий. По причинам недостаточного финансирования и расхождения во взглядах членов историко-краеведческой общественности и Администрации города на появление неординарного прочтения традиционного по своей образности монумента эта задумка не была осуществлена.

Другой вариант памятника, отражающего события Гражданской войны,-более романтичный и в то же время трагический, был открыт уже в 1981 году. Эта работа тагильского скульптора А.Г.Неверова, посвящённая первым городским комсомольцам, уходящим на фронт, стала одной из визитных карточек Нижнего Тагила. Композиционно фигуры юноши и девушки буквально воспроизводят слова песни «Дан приказ ему на запад…»: её герой развёрнут резким трёхчетвертным поворотом в западном направлении, а героиня -в восточном. Движение и ритм были призваны заострить образ юности на трагическом переломе эпох, воплощённый в двух уходящих на фронт влюблённых, «цепляющихся» прощальными взглядами друг за друга при расставании. Недаром в городе их прозвали «тагильскими Ромео и Джульеттой».

Скульптурный монумент и памятник -монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными в стране в первые три десятилетия после Великой Отечественной войны. В это время повсюду началось массовое открытие памятников, обелисков, памятных знаков на местах недавних боёв и братских могил. Выходит постановление правительства о создании бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда, которые должны быть установлены на их родине в память о совершённых подвигах.

Нижний Тагил как город, находившийся далеко от линии фронта и ковавший победу в тылу, первоначально оставался в стороне от тенденций открытия таких памятников, к тому же в городе не было дважды Героев. Но вскоре была взята линия на увековечивания памяти тех, кто отмечен высоким званием единожды-путём открытия мемориальных досок на домах проживания героев.

Несмотря на то, что сразу после войны генеральной линией советского монументального искусства стало сохранение памяти о Великой Победе и подвиге нашего народа, в Нижнем Тагиле памятники, посвящённые военным событиям, стали устанавливаться только с 1965 года — с момента официального празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. В год, когда праздник становится государственным, был открыт памятник горнякам Высокогорского железного рудника, павшим в боях с фашизмом.

Тематический рельеф, отражающий «мощный сплав тыла и фронта в завоевании Победы», выполнен скульпторами В.М.Ушаковым, М.П.Крамским и Ю.П.Клещевниковым. Его шестифигурная композиция разделена на три смысловые парные группы-работающие в шахте горняки, провожающая солдата на фронт женщина и бой. Жесты рук и позы людей создают строгий сложный ритм, прочитывающийся как единый порыв, своеобразная передача «эстафеты мужества». Включённая в ансамбль памятника вертикальная стела с изображением ордена Отечественной войны завершает строгую архитектурную композицию памятника, точно выражая основные тенденции изобразительного искусств 1960-х годов, тяготеющего к лаконизму, чёткости, пластическому минимализму. В 2005 году ансамбль был дополнен вечным огнём, горелка которого выполнена в виде пятиконечной звезды.4

В последующие годы в городе появляются не только памятники, но и два монументальных комплекса, выполненных в русле официальных идеологических требований в искусстве. В 1968 году в Дзержинском районе открыт комплекс «Площадь Славы» (скульпторы И.Я.Боголюбов, В.И.Стеканов; архитекторы Д.С.Попов, А.И.Обухов). В 1970 году-мемориал, посвящённый металлургам НТМК, погибшим в годы Великой Отечественной войны в Тагилстроевском районе (скульпторы Л.И.Перевалов, В.И.Тетюцкий; архитектор В.И.Солтыс). Большинство памятников в силу общего идеологического диктата в стране устанавливаются на средства промышленных производств, увековечиваю память рабочих предприятия.

Всего в период с 1965 по 1988 год в городе было установлено шестнадцать «военных» памятников, а с 1988 по 2010 год-ещё четыре, то есть всего двадцать объектов монументальной скульптуры, так или иначе отражающих подвиг тагильчан на фронтах Великой Отечественной или локальных войн.

Среди них выделяются следующие памятники; работникам Коксохимпроизводства (1965, автор П.Колобов), работникам ВМЗ (1971, скульптор М.П.Крамской, архитектор А.И.Обухов), рабочим Уралхимпласта (1975, оформитель А.Н.Михальков, скульптор О.В.Подольский, архитектор В.И.Солтыс), горнякам Рудника им. III Интернационала (1976, архитектор А.А.Кузьмин).

Друг за другом были открытыпамятник железнодорожникам (1978, скульптор А.Г.Неверов, архитектор В.И.Солтыс) и строителям Треста -88 (1980, скульптор В.М.Ушаков, архитектор В.И.Солтыс). Эти два сооружения являются, пожалуй, наиболее интересными и удачными.

Первое представляет собой единственную в городе многофигурную композицию, решённую пластически сильно и образно, второе-стоит особняком даже в ряду произведений самого автора. В работе А.Г.Неверова «предельная обобщённость формы и продуманный гротеск отдельных его деталей, правдивость -придают художественным образам горельефа силу и монументальность»5 Скульптор избирает сложную и простую одновременно композиционную схему, «зажав» движение высокого горельефа между двумя рельсами, что символически выражает и настоящий трагизм, и героический пафос работы железнодорожников.

Памятник строителям Треста-88 первоначально даже не читается как военный. В трёхфигурной композиции скульптор В.М.Ушаков, не изобразив ни одного солдата и апеллируя к самой сути профессии мирного времени, сумел лишь несколькими атрибутами (военная каска на скорбно склонённом знамени) соединить разные времена и поколения, связать прошлое с настоящим, отдать дань погибшим на войне ради общего дела Победы строителям города. Скульптурная группа состоит из трёх представителей разных строительных специальностей (присевший сварщик, стоящие работница и монтажник), расположенных на фоне конструкций подъёмного крана. Главная задача которую решал художник, -создание круглой скульптурной группы на низком, расположенном практически вровень с землёй постаменте, которая бы динамично смотрелась со всех сторон. Задача была решена мастерски: энергичные развороты фигур, их позы и жесты создают особый образный строй и сложное композиционное решение.

Следует отметить, что все памятники города были открыты к юбилейным датам или в предверии юбилеев Победы, только воздвижение памятника погибшим в войне железнодорожникам состоялось к 100-летию железной дороги сообщением Екатеринбург-Пермь, которое отмечалось в 1978 году.

Другая особенность состоит в том, что в Тагиле нет ни одного памятника конкретной личности, герою, свершившему подвиг и обесмертившему своё имя, и все памятники открыты на производствах.

Ещё одной характерной чертой тагильской военной монументалистики является то, что все памятники созданы местными скульпторами, без обращения даже в областной Свердловск. Этому способствовали высокий профессиональный уровень скульпторов старшего поколения (многие из них закончили московские и ленинградские высшие заведения) и созданием в Нижнем Тагиле серьёзного, крупного городского отделения Союза художников со своим художественным фондом.

Долгое время в Нижнем Тагиле не было общегородского монумента, посвящённого событиям войны, но постепенно таковым стал считаться мемориал на центральном кладбище «Рогожино», открытый в 1985 году, когда в стране торжественно и массово отмечалось 40-летие Победы.

В конце 1984 года Городской Администрацией было принято решение о создании скульптуры на мемориале, посвящённом бойцам, умершим от ран в госпиталях Нижнего Тагила. Создание скульптурного изображения было поручено В.М.Ушакову. Ученик ленинградского мастера Р.К.Таурита, одного из мастеров мемориала на Пискарёвском кладбище, проходивший практику во время лепки этого знаменитого монумента, естественным образом обратился к образу Родины-Матери, оплакивающей своих сыновей, решив его по-своему и дав образу новую жизнь.

Последним монументальным объектом советской эпохи стал установленный в 1988 году памятник рабочим треста «Тагилстрой»-ещё одна работа скульптора А.Г.Неверова. Данный монумент также нельзя назвать «строго военным»: в его композиционный строй автор включает историю строительства города от демидовских времён до современности, посвящая памяти погибших на войне строителей только одну сторону четырёхсторонней рельефной композиции.

Таким образом, памятники В.М. Ушакова А.Г.Неверова ясно демонстрируют происходящие в идеологическом климате страны изменения, в них присутствует не простое лобовое прославление героев войны, а либо их очеловечивание (В.М.Ушаков), либо историзм (А.Г.Неверов). Так художники стараются идти в ногу со временем, отвечать на его запросы.

В 1960-х годах государством берётся курс на патриотическое воспитание общества. Это было время грандиозных национальных амбиций, выразившихся в создании масштабных монументов. Городские власти ответили на требования времени организацией памятных мест в Тагилстроевском и Дзержинском районах, пришедшейся на тот же период, что и создание Мамаева кургана, мемориальных комплексов в бывших лагерях Освенциме, Бухенвальде и т.д., монументов за рубежом (Трептов-парк в Берлине, «Алёша» в Болгарии и др.). Во всех приведённых примерах важная, ведущая роль принадлежит скульпторам. Искусствоведами расценивается этот «вал сооружения памятников-мемориалов как новый , современный им этап ленинского плана мемориальной пропаганды»6

Идеология в стране в период массового открытия мемориалов и памятников отличалась от идеологии предыдущих времён: после Победы прошли уже многие годы, постепенно начали уходить ветераны, и в разгар холодной войны 1970-х годов необходимо было напомнить , кому Европа обязана миром.

Памятник -это мощное идеологическое оружие как внутри страны (для поддержания имиджа власти, сохранения её престижа), так и для решения внешних проблем (для повышения значимости государства, его идеологической победы над противником из другого политического лагеря). Отсюда -повышенный пафос, гигантские формы, монументальное обобщение, присущие мемориальным комплексам. Возле них проходят минуты памяти и митинги, они играют важную воспитательную роль в жизни советского общества.

Но всё больше и больше в стране людей, ничего не знающих о войне, всё дальше и дальше уходит это время, и общество начинает подходить к сохранению памяти о войне формально, что называется, «для галочки». И происходит это именно потому, что официальная доктрина не совпадает с личными переживаниями и окружающей действительностью. Грандиозные величественные формы мемориалов не трогали сердце, и только в минуты торжеств, когда играла музыка и произносились праздничные речи, поднимался патриотический настрой.

Последний памятник, посвящённый войне, был открыт в мае 1985 года. Кризис советского общества в 1970-1980-е и последующие годы перестройки отразился в прекращении установки памятников даже к юбилейным датам.

Например, в 1995 году, когда праздновалось 50-летие Победы в Нижнем Тагиле не было открыто ни одного памятника или мемориальной доски, так же произошло и в 2000-м, в 2005-м состоялись лишь ремонт и реконструкция старых памятников, и только 2010 год ознаменовался открытием памятника Героям Советского Союза, пока ещё не ставшим общегородским монументом.

Следующий этап войн, в которых Советский Союз и Россия как преемница государственности приняли участие, пришёлся на последние двадцать лет прошлого века. Нашу страну не миновали потери в локальных конфликтах в Афганистане, Чечне и других горячих точках планеты. Лишения поколения, которое только начинало жить, его гибель в угоду политических амбиций не могли оставить художников равнодушными. Военные события в Афганистане и понесённые людские потери некоторое время замалчивались, потом переосмысливались, и первые памятники, посвящённые погибшим в Афганистане, начинают появляется в России только в перестроечный период, после вывода войск в 1989 году7.

В Нижнем Тагиле первым открывается небольшой памятный знак в виде тумбы, выполненной в форме пятиконечной звезды. Он был включён в комплекс самого почитаемого места в Дзержинском районе -Аллею Славы. А в 1999 году на набережной нижнетагильского пруда, в центральной части города, открывается памятник тагильчанам, погибшим в локальных войнах планеты (скульптор А.Г.Неверов, архитектор В.Н.Гусевский). Он представляет собой фигуру вернувшегося с фронта десантника в скорбной коленопреклонённой позе, отдающего дань памяти своим погибшим друзьям.

Автор памятника считает генерацию людей с исковерканными несправедливыми войнами судьбами «поколенным поколением», то есть поколением надломившимся, лишённым своей внутренней опоры, не сумевшим окончательно адаптироваться в мирной жизни, пережить последствия так называемого «афганского синдрома». Этот надлом автор выразил через обрубленные по колена ноги солдата. Такой острый приём вызывает сильный дискомфорт в восприятии скульптуры, чего и добивался художник.

Сегодня можно наблюдать как отрицательные, так и положительные тенденции в вопросе восприятия памятников и их сохранения. К отрицательным тенденциям относится несомненное разочарование в той идеологии, которая насаждалась в советское время, и, следовательно, стремление к низвержению её символов. Такие тенденции положили начало «войне с памятниками».

Подобное явление -отнюдь не ново, оно всегда сопровождало человеческое общество в переломные времена. Социологи и культурологи, изучая его, отмечают одни и те же его причины: «Разрушить такой памятник-выразить своё отношение к прошлому, расстаться с идолом прежней разоблачаемой власти» (Елена Петровская, культуролог); «Поставить, изуродовать или сломать памятник-это сильный идеологический жест, поэтому интерес к городской монументалистике сильно обостряется в периоды резкой смены идеологических парадигм…»(Андрей Зорин, филолог); «Уничтожить памятник значительно проще, чем стереть отложившуюся в нём память. «Война с памятниками» есть война с теми, кто отождествляет себя с эпохой или традицией породившей эти памятники. Поэтому это …знак реального социального напряжения, гражданского противостояния или смены официального политического курса» (Илья Калинин, филолог, историк культуры, критик)8.

Нижний Тагил не избежал этой «войны с памятниками»: если в 1990-е годы разрушались объекты Площади Славы в Дзержинском районе и памятник Героям Гражданской войны на Красном Камне, когда их металлические части были украдены и сданы на металлолом с целью обогатиться и выжить в сложной экономической ситуации, то в 2006 год отмечен сразу двумя актами вандализма-варварским обезображиванием старейшего памятника В.И.Ленину (он был сброшен с постамента, а голова и рука отделены от скульптуры и украдены, а впоследствии выброшены в реку) и обливанием краской памятника первым комсомольцам. И в том, и в другом случае отмечается надругательство как раз над памятниками, которые так или иначе касались советской идеологии. Памятники Великой Отечественной войны не были вовлечены в подобные бои и не затронуты ими. Видимо потому, что эта война в сознании тагильчан стоит над любыми идеологиями, постановлениями и установками. Она -выше этого, и память о ней-священна, неприкасаема.

И вот тут надо говорить о положительной тенденции сегодняшнего времени -повышения интереса к подвигу предков, когда о войне говорят не абстрактно, а обращаясь к личной памяти каждого россиянина. Возрастает потребность к изучению истории собственной семьи, дети начинают гордиться прадедами, а 70-летнии юбилей показал, что ныне живущим очень важно увидеть фамилию родного человека на памятнике, чтобы она запечатлелась «на века». Абстрактное, плохо понимаемое и измеряемое понятие «подвиг народа» стало конкретным подвигом каждого человека, когда через историю своей семьи мы постигаем историю страны.

Повышение патриотизма идёт от частного к общему, что способствует его укреплению. Отсюда не принуждаемое никем желание людей выйти на демонстрацию, пройти с портретом прадеда в «Бессмертном полку», побывать на месте захоронения, поучаствовать в поисковой работе, как-то помочь ещё оставшимся в живых ветеранам. Эти же мотивы лежат в основе стремления сохранить , а где-то и улучшить, отремонтировать памятники, посвящённые войне.

В Тагиле есть этому примеры: в 2010 году неравнодушная и активная группа ветеранов Дзержинского района выступила с инициативой срочного ремонта разрушающихся объектов Аллеи Славы. Для первого этапа работ деньги собирались по подписке, участие в этой акции было сугубо добровольным, а на собранные средства был отремонтирован постамент центральной вертикальной стелы с вечным огнём. Ввязавшись в этот достаточно дорогостоящий ремонт, необходимо было достойно его и завершить. И городские власти подхватили частную инициативу, а найдя спонсоров в лице дирекции «Уралвагонзавода», довели первую очередь ремонтно -восстановительных работ до конца. Вторая очередь этих работ, проведённая в 2014-2015 годах, была беспрецедентно масштабной: полной перепланировке и реконструкции подверглись все объекты Площади Славы. Это место стало, наконец, приятным и удобным для современного отдыха жителей района, утраченные рельефные композиции были воссозданы, а простые невзрачные постаменты для них заменены на сложные и символически наполненные конструкции.

Еще один прекрасный пример активного участия тагильчан в ремонте памятника – это работы по реконструкциии ремонту памятника строителям треста «Тагилстрой». Многострадальный объект монументального искусствабыл полностью отремонтирован на деньги спонсоров.

Глава города С.К. Носов обратился к строительным организациям с просьбой помочь в ремонте разрушающегося бесхозного памятника, от которого балансодержатели отказались еще 15 лет назад. Откликнулись не только строительные организации, но и предприятия, работающие с камнем, а кто не мог участвовать финансами, тот помогал техникой, оборудованием, рабочей силой. И среди спонсоров не возникло каких-либо проблем, связанных с их обязательствами, наоборот, очень часто возникал вопрос о возможности дополнительной помощи в деле реставрации памятника. Безусловно, это замечательный пример внутренней убежденности в правильности своего поступка, зиждущейся на патриотических чувствах,воспитанных в том числе и этими военными памятниками.

 

1 Памятников Великой Отечественной войны – 11, мемориальных комплексов – три, памятников В.И. Ленину – четыре, памятников другим историче-ским деятелям – пять, героям Гражданской войны – два, объектов, посвященных исключительно профессиям, – три, памятников солдатам локальных войн –один, памятных знаков – два, технических комплексов (танки) – три, объектов садово-парковой и городской скульптуры – 17.

2 Скульптор-самоучка А. Банников создал первоначально статую из бронзы, а после ее уничтожения колчаковцами в 1919 году воссоздал скульптурууже только в гипсе. Так она простояла до 1930-х годов, пока окончательно не развалилась из-за недолговечности материала, тогда и было принято решениезаменить памятник Свободе на памятник И.В. Сталину.

3 1949 год – установка двух памятников В.И. Ленину; послевоенное открытие аллеи бюстов вождей революции у Горно-металлургического техникума;установка парковой скульптуры с советской тематикой (спортсмены, пионеры, Ленин и Сталин на скамейке, образы материнства и т.д.) в скверах Ленинскогои Дзержинского районов.

4 Авторы реконструкции: А.И. Иванов, В.И. Павленко.

5 Карамышева, А.Н. Памятник железнодорожникам, автор А.Г. Неверов. Город, монумент и годы… [Текст] / А.Н. Карамышева, личный архив.

6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Советское_изобразительное_искусство.

7 Большую роль во всех городах, где были установлены подобные памятники, сыграл Союз ветеранов Афганистана