УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Газета Тагильский рабочий №52, С.26, от 10.05.2018 г.
НАТАЛИЯ ЗЛОБИНА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива
Быстрый рост народного хозяйства и культуры Свердловской области и города Нижний Тагил, острый недостаток в учителях с высшим педагогическим образованием создали необходимость открытия в области второго педагогического института. Первым был Уральский индустриально-педагогический институт, открытый в 1930 году.
История Нижнетагильского учительского института началась 27 июня 1939 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о реорганизации педагогических училищ Наркомата просвещения в учительские институты. В списке новых вузов числился Нижнетагильский учительский институт, в который планировалось принять 150 студентов.
Объявление о приеме студентов в учительский институт 1939 год. (НТГИА. Ф.212.Оп.1.Д.7.Л.36)
28 июля 1939 года президиум горсовета принял постановление об открытии в Нижнем Тагиле учительского института с предоставлением ему здания начальной школы № 4. В августе того же года институту было передано здание татарской начальной школы № 14.
С 1 сентября 1939-го студенты и преподаватели приступили к занятиям. Основные его учебные здания располагались по ул. Уральской, 2 и 4. НТУИ состоял всего из трех факультетов: физико-математического, русского языка и литературы и исторического. Первыми руководителями института были: директор Варфоломей Павлович Бедняков, он же преподавал историю народов СССР, его заместитель по учебной части Алексей Фёдорович Пяткин и помощник по административно-хозяйственной части Никита Артемьевич Зайцев. В первый год работы института преподавали: физику — В.А. Грехнев и А.М. Виноградов; математику — П.А. Трифонов и В.Т. Пономарёв; психологию и педагогику О.А. Зубринская; русскую литературу — М.А. Батин; русский язык — А.И Силина и другие.
Первые государственные экзамены в учительском институте совпали с началом Великой Отечественной войны. Институт окончили 79 студентов, из них 9 человек получили дипломы с отличием.
И без того недолгая работа учебного заведения в связи с начавшимися боевыми действиями оказалась под угрозой. Это связано было, прежде всего, с тем, что многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Кроме этого молодому вузу пришлось потесниться. В Нижний Тагил были эвакуированы два технических вуза с оккупированных фашистами территорий – Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Осенью 1941 года в учебные помещения и общежитие института (ул. Уральская, 2, 4, 6, 8), вначале на правах арендатора, был вселен Орджоникидзеградский машиностроительный институт. Под влиянием руководства эвакуированного института горисполкомом вынесено решение о передаче в августе 1942 года учебных корпусов машиностроительному институту, это решение было утверждено СНК СССР. Лишь незначительная часть общежития по ул. Уральской, 8 оставалась за студентами учительского института, проживающими в нем на правах нежелательных квартирантов. Однако летом 1943 года и эти помещения отошли машиностроительному институту.
С начала 1942-1943 учебного года Нижнетагильский учительский институт переехал в новое здание бывшей школы глухонемых по ул. Мопра, 25 (в настоящее время пр. Мира, 27). Какое-то время это двухэтажное здание с институтом делили Торгпит и эвакопункт. Кроме этого на первом этаже размещалось студенческое общежитие, прежде занимаемые студентами площади были переданы в распоряжение горвоенкомата. Такое сокращение мест в общежитии вынудило уйти из института иногородних студентов.
За 1941-1943 годы положение института оставалось нестабильным из-за частой смены руководящих кадров. В июле 1941 года его возглавлял эвакуированный в Нижний Тагил бывший секретарь Минского горкома коммунистической партии Белоруссии и депутат Верховного Совета Белоруссии, историк по образованию, Парфен Петрович Савицкий. С февраля 1943-го, после его возвращения в Белоруссию, обязанности директора некоторое время выполнял Лев Михайлович Шнеерсон. С мая по декабрь 1943-го институт возглавлял Пантелеймон Антонович Моргун, в декабре он был отозван на родину – в Харьков. В марте 1944 года на должность директора института получил назначение Михаил Андрианович Батин.
Однако, несмотря на все потрясения, за период с 1941-го по 1943 годы институт дал стране более 300 молодых педагогов. На третий год работы института в условиях военного времени в нем обучалось 230 студентов. За счет эвакуированных в город работников образования улучшился профессорско-преподавательский состав – вместо одного преподавателя с ученой степенью, имевшегося в предвоенные годы, в 1944 году в институте было уже семь сотрудников с учеными степенями и званиями, из них четыре штатных.
Количество высококвалифицированных специалистов выросло, хотя состав их менялся. Кафедру русского языка и литературы возглавлял кандидат филологических наук Кирилл Михайлович Емельянов, кандидат физико-математических наук Петр Ефимович Бурцев руководил кафедрой физики и математики, где работали профессор А.А. Ребиков, кандидат технических наук Б.М. Яворский, доцент А.С. Лашко. Доцент В.Г. Левен возглавлял кафедру истории, доцент Е.П. Ересь – кафедру педагогики и психологии. Доцент В.П. Турченко вел цикл военно-спортивных дисциплин, в силу преимущественно женского состава обучающихся главная роль отводилась санитарной подготовке.
Сотрудники института сами производили заготовку топлива для учебных помещений и общежитий, их ремонт, раскорчевывали участок для подсобного хозяйства, обрабатывали его, собирали урожай. Студенты института во главе с преподавателями в военные годы выезжали в летнее время в колхозы, осуществляя социалистическую помощь сельскому хозяйству, помогали в выполнении плана военным заводам, участвовали в сооружении 3-й комсомольской домны Нижнетагильского металлургического завода, за что получили благодарность от руководителей строительства. В связи с этим в 1945 году 23 человека были представлены к награждению медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
К сожалению, многие специалисты покинули Нижний Тагил, в том числе из-за тяжелых материальных условий. Преподаватели не были удовлетворены квартирами и плохим снабжением топливом, а те, кто не имел ученой степени и звания, не могли пользоваться льготным дополнительным питанием.
К концу войны квалификационный уровень преподавательского состава значительно снизился. Научно-исследовательская работа в институте замерла. В 1944 году было принято решение об объединении двух факультетов в одно историко-филологическое отделение, однако это не дало должных результатов, поскольку многим студентам было тяжело справляться с дополнительной нагрузкой, что отражалось на качестве подготовки по специальности. Разделение произошло только в 1946 году.
По итогам 1944-1945 учебного года 95 студентов успешно сдали государственные экзамены, три из них получили дипломы с отличием. Всего за годы войны институт выпустил более 400 молодых учителей. Некоторые из выпускников направлялись на работу в другие регионы страны, в которых наиболее значительно ощущалась нехватка преподавательских кадров. Многие оставались в школах Свердловской области, особенно в ее северных районах, на которые в основном и была ориентирована работа Нижнетагильского учительского института.
В послевоенное время значительно увеличился контингент студентов. В соответствии с паспортом учительского института в 1946-1947 учебном году значилось 213 человек на заочном и дневном отделениях, а в 1948-1949 учебном году число студентов увеличилось до 507.
На основании приказа Министерства высшего образования СССР об изменении в сети педагогических и учительских институтов РСФСР от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение — Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ). С этого момента начался новый этап в жизни института – крупнейшего в городе вуза, дающего своим выпускникам законченное высшее образование по широкому спектру педагогических профессий.