И МНЕ ПРИЯТНО, И НАРОДУ НРАВИТСЯ

Тагильский рабочий-\№198\24 октября 2012 года

Тагильские мастера

И мне приятно, и народу нравится

Туесок, пайва, короб, лукошко, котомка… От этих подзабытых слов веет не только стариной, но и домашним уютом. Может, поэтому все больше тагильчан свое свободное от основной работы время посвящают изучению народных промыслов и мастерят удивительные вещи.

К примеру, Сергей Коротченя более 30 лет трудится в цехе технологической автоматизации коксохимпроизводства НТМК и почти 20 лет увлекается изготовлением кухонной утвари из бересты. Он создал около сотни хлебниц, солонок, сахарниц, сухарниц, но в его доме задержались лишь единицы, так как мастер с удовольствием дарит свои изделия друзьям и знакомым.

— И мне приятно, и народу нравится, — улыбается Сергей Коротченя. — С чего началось увлечение? Все очень банально: поехали за клюквой, и я увидел у приятеля пайву из бересты. Захотел сделать такую же, стал изучать литературу и методом проб и ошибок освоил это мастерство. Конечно, начал с азов: как правильно кору с березы снять, чтобы дерево не пострадало и материал не был поврежден, как подобрать цвет и фактуру для рисунка, из чего сделать донышко и крышку… С удивлением узнал, что изделия из бересты нельзя покрывать лаком, а красивыми и блестящими они становятся от растительного масла. В итоге первым стал простой туесок, потом долго возился с солонкой, затем появилась мечта сделать ковшик с черпаками. Очень горжусь, что сам придумал, как сделать хлебницу с солонкой и выдвигающейся досочкой для нарезания хлеба.

— Вы участник многочисленных городских и российских выставок, ваши изделия есть в музейных и частных коллекциях, вы стали «Мастером года» в своей номинации в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства имени Худояровых. О чем мечтаете теперь?

— Хочется перейти от бытовых вещей к художественным. Но сначала я должен разгадать секрет бесшовного николопавловского туеска, который мне подарили друзья: ему около 60 лет, и он сохранил все свои качества. В таких раньше и воду держали, и грибы солили, и молоко в них долго не портилось. Красивая и на 100 процентов натуральная посуда.

Став победителем проходившего недавно в Екатеринбурге регионального конкурса «Многоликое дерево» в номинации «Художественная обработка бересты», Сергей Коротченя не забыл в очередной раз поблагодарить семью художников Камневых и Ларису Голубецкую, которые помогли ему поверить в свои силы и стать мастером. И высказал сожаление, что в Нижнем Тагиле по-прежнему очень мало тех, кто занимается художественной обработкой бересты, мало единомышленников. Может, пора уже возрождать и это старинное ремесло?

Людмила ПОГОДИНА