КОНСТАНТИН БЕКМАН – ГЛАВНЫЙ ЛЕСНИЧИЙ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ЗАВОДА ДЕМИДОВЫХ
Статья Государственного архива Свердловской области
В юбилейном 2016 году в ходе проведения мероприятий по подготовке выставок и публикаций архивных документов к 315-летию уральской металлургической промышленности в Государственном архиве Свердловской области были выявлен целый ряд интереснейших комплексов архивных документов.
Фото Константин Богданович Бекман
Один из них – ряд документов о службе Главным лесничим Нижнетагильского завода Константина Богдановича Бекмана, а также новой организации лесной стражи в Нижнетагильском заводе и распределении обязанностей между главным лесничим и заводскими управителями по производству лесных работ.
11 января 1863 года Главноуполномоченный Главной конторы П.П. Демидова С. Добровольский писал в Управление Нижнетагильских заводов: «В записке о состоянии лесов Нижнетагильской дачи, представленной Павлу Павловичу Демидову и основанной на данных, заимствованных из лесного отделения заводского управления, между прочим, объяснено, что все выгоды и расчеты лесного отделения о количестве заводского лесного материала оказываются в высшей степени гадательными, не имеющими никакого прочного основания. Неверность лесной дачи, доходящая до явного противоречия натуре, самовольные распоряжения в лесах заводских крестьян и, наконец, самый способ лесных работ, все это должно очень скоро довести Нижнетагильские леса до окончательного расстройства, а потому, во избежание этого, Павел Павлович и признал необходимым теперь же поставить во главе заводского лесного управления особенного специалиста, как для приведения в известность настоящего положения заводских лесов, так для устройства их на будущее время» [1. Л. ].
Таким специалистом избран Константин Богданович Бекман, отставной полковник корпуса лесничих, бывший профессор Учебного Лисинского лесничества и изучавший лесоводство в России и за границей. В течение своей короткой службы К. Бекман успешно заведовал большими лесными хозяйствами и считался особенно сведущим по части углежжения. Павел Павлович, определяя в заводы К. Бекмана, был уверен, что это назначение принесет заводским лесам безусловную пользу.
В качестве главного заводского лесничего К. Бекман подчинялся непосредственно заводскому начальству и должен был принять в свое ведение как сами заводские леса, так и все административные заводские учреждения по лесной части. Отъезд К. Бекмана в заводы в начале будущего февраля месяца. [2. Л. ]
Так, уже 28 января 1863 года в Управление Нижнетагильских заводов П.П. Демидова было направлено сообщение о том, что «господин отставной полковник корпуса лесничих Константин Богданович Бекман, определен Павлом Павловичем Демидовым с 1 февраля сего 1863 года Главным лесничим Нижнетагильской дачи. По предметам своего ведомства К. Бекман подчиняется Управляющему заводами и Совету заводского управления и затем все административные заводские учреждения по лесной части поступают в ведение К. Бекмана. Жалование К. Бекману назначено по две тысячи пятьсот рублей серебром (2500 р.) с квартирой и отоплением, разъезды К. Бекмана по делам службы относятся также на счет заводов». [3. Л. ]
После прибытия в Нижнетагильский завод уже 12 июля 1863 года Главный лесничий на рассмотрение заводоуправления представил доклад о новой организации лесной стражи в заводах и распределении обязанностей. Так, предваряя представление новой схемы организации лесной стражи в заводе, Константин Богданович главной причиной того, что в лесном хозяйстве Нижнетагильского завода царит беспорядок, называет следующие: 1) плохая организация управления лесами, 2) отсутствие контроля за действиями тех лиц, которым поручены лесные операции и 3) сосредоточение лесной стражи при заводах, где большая часть лесообъездчиков заняты разного рода поручениями, не соответствующими прямым и главным их обязанностям. [4. Л. 16]
Чтобы положить начало правильному и разумному лесному хозяйству первым делом К. Бекман считал необходимым организовать работу лесной стражи и распределить ее по даче таким образом, чтобы каждый лесообъездчик имел объезд, ясно и точно обозначенный, и жил в ближайшем от него расстоянии. А для этого необходим строгий отбор людей деятельных и знакомых с лесом.
На основании такого положения К. Бекман разделил всю заводскую дачу на 79 объездов, охрану которых и возложил на лесообъездчиков. Из числа этих 79 лесообъездчиков (л. 17) назначаются 38 человек жить в самих заводах: в Лайском, Висимо-Уткинском, Висимо-Шайтанском, Черноисточинском, Нижнетагильском, Верхнесалдинском и Нижнесалдинском.
Часть лесообъездчиков была определена жить в деревнях. Сверх этого К. Бекман полагал нужным в помощь лесным смотрителям учредить должности еще 9 лесообъездчиков-сторожей, а также двух младших лесообъездчиков при главном лесничем для выполнения разных поручений.
И, наконец, было решено устроить около Нижнетагильского завода, в более удобных пунктах 5 домов и поместить в них 10 человек лесообъездчиков, которым было поручено наблюдение за жителями деревень, чтобы предотвратить самовольный вывоз леса.
Желая улучшить порядок в лесном хозяйстве Нижнетагильских заводов, Совет Управления согласился с вышеизложенными предложениями и постановил утвердить и привести их в исполнение. Главному лесничему было вменено в обязанность составить подробные инструкции для лесообъездчиков всех разрядов и определить возлагаемые на них обязанности, а также проект своеобразного договора с ними, гарантирующего добросовестное исполнение ими своих обязанностей.
Был утвержден штат лесного производства при Нижнетагильском заводе, который составили смотрители лесов, помощники, писцы, записчики штемпелей, лесообъездчики – всего 174 человека. [6. Л. 27] .
Во власти заводских управителей в лесной части оставался, таким образом, наем лесных рабочих и строгое наблюдение за выполнением принятых ими на себя обязательств, заботы по своевременной вывозкой в заводы и на рудники лесных материалов, организация работ при возникновении лесных пожаров, кроме того, управители и сами должны были отправляться на место пожара и вместе с лесной стражей принимать все меры не только к ликвидации пожара, но и установления причин его возникновения.
Главному лесничему, согласно выработанной инструкции, было вверено лесное хозяйство и межевая часть в Нижнетагильских заводах на следующих основаниях: техническая часть работ по заготовлению лесных припасов и материалов, как для заводских, так и частных надобностей, охранение лесов от пожаров, самовольной или неправильной их вырубки, содержание лесных и других карт в постоянной исправности, наблюдение за сбором лесных пошлин, а также ведение отчетности перед горным начальством.
По заведованию межевой частью в обязанности Главного лесничего входило постоянное наблюдение за исправностью границ и сохранностью межевых знаков, охранение прав заводовладельца на земли, леса, рудники и другие угодия.
Полиция в лесах также принадлежала непосредственно Главному лесничему, который в этой области своей деятельности действовал согласно Горному и Лесному уставам.
Несмотря на такую строгую регламентацию деятельности и распределение обязанностей между заводской конторой и главным лесничим, между ними возникали разногласия. Так, согласно письму, отправленному К. Бекманом Павлу Павловичу Демидову 17 мая 1865 года, последний жаловался на то, что «некоторые из управителей употребляют состоящих при заводах лесообъездчиков для присмотра за работами при поправке и починке дорог и мостов и тем отвлекают их от прямых обязанностей в такое время года, когда каждый лесообъездчик и без того имеет весьма много дел: ибо весной и летом совершается раздача постатей, производятся заготовления, требующие внимательного наблюдения и тщательной отметки работы, постоянно угрожают лесные пожары, производятся самовольные расчистки покосов и т.д. Вследствие всех этих причин прошу Вас, Милостивый Государь, предписать циркулярно управляющим на будущее время не употреблять лесообъездчиков для занятий, не входящих в круг их обязанностей» [7. л. ].
Такую поддержку Константин Богданович получил. Мы это видим на помете-резолюции на его письме: «сделать циркулярное распоряжение конторам, чтобы лесообъездчики не исполняли никакие другие обязанности, кроме указанных в их подписках» [договорах]. [8. л. ]
Константин Богданович сыграл заметную роль не только в упорядочении лесного хозяйства Нижнетагильского округа, улучшении охраны лесов, но и подготовке кадров для российской лесной отрасли. Он преподавал лесоводство и топографию в Нижнетагильском реальном училище, был почетным членом Лесного общества (1880), действительным членом УОЛЕ (1870) Почетный мировой судья по Верхотурскому уезду и гласный Верхотурского уездного земства, член Нижнетагильского общества Красного креста. Умер Константин Богданович в Нижнем Тагиле 27 декабря 1892 года.