МАСТЕРАМИ ИЗ ТАГИЛА НЕМЦУ РОЕТСЯ МОГИЛА…
Сайт газеты ВГОК «Высокогорский горняк» 26 марта 2016 год http://gazeta-vgok.ru/
Пополнение
С началом Великой Отечественной войны Нижний Тагил и его предприятия приняли большое количество эвакуированных с европейской части Советского Союза. На Урал прибыли люди из Тамбовской, Воронежской, Одесской областей, Керчи и Кривого Рога.
В 1941 году ВРУ возглавил прибывший в составе большой группы криворожан Андрей Жмайло. Перед ним стояли серьезные задачи: стране был нужен металл для изготовление оружия, и тагильскому горнодобывающему предприятию требовалось значительно, в разы поднять добычу руды. Благодаря тому, что вместе с людьми прибывали и эшелоны с оборудованием и материалами, удалось расширить производство и создать новые рабочие места. В ВРУ выросли показатели добычи руды, стройка аглофабрики стала ударной, и в 1942 году объект был сдан в строй.
Сохранились данные, позволяющие понять, как жили люди в то время. В отчете за 1943 год значится: на руднике имеется 33377 кв. м. жилья, на этой площади живут 6186 человек, в том числе 2655 – в домах, 2110 – в бараках, 1421 – в общежитиях.
Бараки составляли от 20 до 30 процентов жилья. Общежития организованы по цеховому и национальному принципам, для узбеков и казахов открыты спецстоловая и чайхана. Семьи горняков приняли переселенцев, делили с ними кров и еду.
Всем желающим выделяли участки под картошку на окраине города. В подсобном хозяйстве рудника увеличивались площади пахотных земель и поголовье крупного рогатого скота. Был создан отдел рабочего снабжения, который занимался заготовкой сена и организовывал рыболовецкие и охотничьи артели на Северном Урале. Так, только в одном 1944 году было доставлено в Нижний Тагил 2500 тонн рыбы.
Многие из тех, кто прибывал на рудник, имели весьма слабое представление о горняцких профессиях. Их обучали в школах ФЗО и в самом рудоуправлении, где был создан рудничный учебно-курсовой комбинат. Применялись такие формы обучения, как краткосрочные курсы, вечерние школы без отрыва от производства, метод индивидуального и бригадного обучения, стахановские школы, овладение смежными профессиями и другие.
За годы войны было подготовлено 3395 человек, в том числе 458 – в стахановских школах. На основании постановления Совнаркома был издан приказ по ВРУ, который обязывал начальников цехов обеспечить посещение подростками до 17 лет вечерней школы до получения образования 7 классов.
В 1943 году на руднике работал 131 подросток в возрасте от 11 до 15 лет, всего же на руднике трудились 5220 человек.
В начале 1943 года горняки ВРУ внесли средства на сооружение танковой колонны «Высокогорский горняк», принимали участие в сборе теплых вещей для воинов и отправили 132 посылки.
Сохранились сведения о вкладах горняков в общее дело. Так, проходчик Завертайло сдал 2 тысячи рублей, Еременко – 2,5 тысячи, сотрудники рудоуправления собрали 10 тысяч рублей, главный бухгалтер Романов сдал 1,5 тысячи рублей, председатель рудкома Кириллов – 1 тысячу. 12 января к 9.00 было собрано 1 млн. 15 тысяч 970 рублей. Рудник в этот день выполнил суточный план по добыче руды на 119 процентов, по известняку – на 150,1 процента. За 11 человек сработал проходчик Лебяжинского рудника Хисматулин, за смену он отбурил 7 забоев и прошел 7 погонных метров выработки.
Спустя пять дней газета «Тагильский рабочий» опубликовала письмо управляющего ВРУ Андрея Жмайло вождю страны Иосифу Сталину о том, что высокогорцы поддержали почин тамбовских колхозников и собрали средства на строительство танковой колонны.
Иосиф Виссарионович не замедлил с ответом: «Прошу передать рабочим, работницам, техникам и служащим Высокогорского рудника, собравшим 1 млн. рублей на строительство танковых колонн «Высокогорский горняк» и «За советскую Украину», мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Рекорды
Среди прибывших на рудник криворожан было немало высококвалифицированных специалистов, которые стали рекордсменами трудового фронта.
22 марта 1943 года присуждена Сталинская премия II степени знатному проходчику Ивану Завертайло за внедрение в горнорудную промышленность усовершенствованного метода обуривания. Он стал инициатором движения тысячников в 1942 году – движения, ставшего всесоюзным. В одном из писем Завертайло писал:
«…Когда сюда прибыли криворожцы, шахта отставала – начали с многозабойного бурения по методу Семиволоса. В марте мне посчастливилось выполнить норму на 415 процентов… 6 апреля пробурил 6 забоев, выполнив норму на 1660 процентов. Но необходимо было больше отваливать руды. Проникая в структуру породы, применил вместо клинового расположения шпуров пирамидальное. Это позволило поднять производительность вдвое. В среднем в мае дал 5736 процентов, в июне – 6736 процентов, а всего за пять месяцев – двухгодовую норму. Руднику в июне было присуждено знамя Государственного Комитета Обороны».
Половину полученного денежного вознаграждения – 50 тысяч рублей – высокогорец пожертвовал на восстановление Сталинграда, разрушенного во время военных действий.
Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин 6 апреля прислал на имя патриота телеграмму со словами: «Примите мой привет и благодарность правительства СССР, Иван Прохорович, за вашу заботу о восстановлении города Сталинграда!»
Благодаря трудовым рекордам вместе с именем Ивана Завертайло гремело и другое – Степана Еременко. Оба проходчика, приехавшие из Кривого Рога, соревновались друг с другом, превышая дневные нормы в сотни и тысячи раз. Оба, по свидетельству современников, соперничали и в жизни, ухаживая за одной девушкой. Она выбрала Завертайло, который был похож на былинного богатыря.
И в получении Сталинской премии Иван опередил своего товарища. В 1943 году ему вручили премию за 1942 год, а в последующие три года премия не присуждалась в связи с использованием средств на военные цели. И лишь в 1946 году возобновилось награждение, сразу за 1943-1944 годы и за 1945-й. Только тогда Степан Еременко был удостоен престижной награды, правда, премия была третьей степени и размер ее, соответственно, меньше – 25000 рублей.
Однако в 1944 году соперничество передовиков внезапно прекратилось из-за смерти Ивана Завертайло. Степан Еременко пережил его всего на 10 лет. Такова была цена выматывающей гонки за рекордами.
Ирина Семенова