ПЕРВАЯ ТАГИЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Сайт газеты ВГОК «Высокогорский горняк» 23 января 2015 год http://gazeta-vgok.ru/
120 лет исполнилось с того дня, как была введена в строй в Нижнем Тагиле узкоколейная железная дорога.
В декабре 1895 года было открыто железнодорожное сообщение от Нижнего Тагила до Антоновского, затем ее довели до Черноисточинска и Висимо-Уткинска.
В итоге через два года протяженность главной линии узкоколейной железной дороги с колеей 844 мм составила 64 километра. В 20-х годах прошлого столетия была построена линия от станции Урал до поселка Уралец и Соловьевогорского дунитового рудника.
Железная дорога была построена в интересах нижнетагильских заводов, золотых и платиновых приисков, которые перевозили свою продукцию, лес и уголь, и служила транспортным средством для пассажиров.
В городе она начиналась на Вые, вблизи горных добычных работ, и станция отправления получила название Кедун-Быково в честь рабочих рудника Григория Быкова и Дмитрия Кедуна. Оба они были убиты «классово-враждебными элементами» в годы становления советской власти.
В книге «Жемчужина Каменного пояса» описывается, как осенью 1930 года, 85 лет назад, на Высокогорском руднике появился первый узкоколейный паровоз № 6047 Коломенского паровозостроительного завода. Возглавил работу нового железнодорожного цеха Саввин Двойников.
При Горпромуче (Горнопромышленное училище) были организованы курсы по обучению профессиям машиниста и помощника машиниста, куда направили и горняков. Первыми машинистами на паровозе, который работал в три смены, были Павел Серебряков, Василий Куликов и Александр Бушин. В конце декабря 1930 года на рудник прибыл второй паровоз. На нем работали машинистами брат Григория Быкова Павел, Виктор Бушин, Петр Белохохлов.
После пуска Нижнетагильского металлургического завода узкоколейка перешла в его ведение, впоследствии передана АООТ «ВГОК», где вошла в состав ПЖТ. Дорога использовалась для доставки дунита из Соловьевогорского рудника.
С развитием автомобильных дорог узкоколейка перестала быть актуальной, затраты на ее содержание оказались слишком велики, и в 2007 году первая тагильская железная дорога перестала существовать.
Ирина Семенова.