С УЗКОЙ КОЛЕИ – НА ШИРОКУЮ

Сайт газеты ВГОК «Высокогорский горняк» 9 августа 2015 год  http://gazeta-vgok.ru/

Одним из переломных моментов в жизни нарождающегося на рубеже 20-х – 30-х годов 20 века транспортного цеха Высокогорского рудника, который только начал переходить с конной на паровозную тягу, стало освоение в 1931 году широкой колеи.

Вот что об этом сообщают авторы книги «Жемчужина Каменного пояса». Был определен срок пуска широкой колеи – 17 августа 1931 года. Мало кто верил, что этот срок реален: слишком много необходимо было сделать.

Начали со строительства станций Разъезд Руда и Сортировка, где создали склад оборудования. Здесь же появились механические мастерские и кислородный завод. Хорошим подспорьем для строителей стали немецкие экскаваторы «Менк» и американские «Марионы».

Бывший мастер пути Яков Тихонов вспоминал, как это было: «Срок приближался, мы быстро ведем переукладку путей, бригадиров расставили по участкам…. В день пуска, 17 августа, еще не все было закончено, но народ собрался на торжественное открытие широкой колеи. Паровоз ждал сигнала к торжественному отправлению. Поперек пути растянули красную ленты, за которой следила вся тысячная праздничная толпа. Ждали отправления состава. Директор рудника Андрей Давыдов подал сигнал, громко ответил паровоз, и состав плавно пошел по новым рельсам. Мне было жутко, вдруг паровоз сойдет с рельсов. Как будет стыдно перед рабочими! Но паровоз прорезал ленту и гордо побежал на отвал. Глазам не верилось. Там, где была узкоколейная дорожка, теперь блистала новыми рельсами солидная железная колея».

Первыми на руднике появились танковые паровозы, и они просуществовали вплоть до середины 50-х, когда пришли им на смену более современные – производства Муромского паровозостроительного завода.

Для заправки танковых паровозов была придумана сложная и трудоемкая система. Заправлялись локомотивы из банок, которые катались по подвесной рельсовой дорожке. На каждой заправке работали бригады углезаправщиков, которые формировались, в основном, из женщин, пять-шесть человек в смену.

Каждая банка имела грузоподъемность до 500 килограммов и устройство с открывающимся дном. В угольный тендер танкового паровоза входило до трех тонн угля, то есть шесть банок на паровоз. Каждая единица сжигала в смену по 10-12 тонн угля. В обязанность углезаправщиц входила выдача мазута, керосина и обтирочного материала. Работали они, как и весь цех, по 12 часов в три с половиной смены, и уходили с работы не чище, чем машинисты и их помощники.

Фото 1933 год  Железнодорожная линия на Тагилстрой. Архив УВЗ.