УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Тагильский рабочий. – 30 ноября 1940 год

Учительский институт

XVIII съезд ВКП(б) в своих исторических решениях особое внимание уделял вопросам коммунистического воспитания и осуществления всеобщего семилетнего и среднего образования в третьей пятилетке. По всей стране возросла сеть неполных средних и средних школ и резко увеличилась потребность в квалифицированных учителях, способных на деле осуществить решения партии и правительства.

В связи с этим на основе постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 ноября 1939 г. были созданы учительские институты в ряде городов, в том числе и в Нижнем Тагиле.

Нижнетагильский государственный учительский институт имеет в своем составе три факультета: исторический, русского языка и литературы и физико-математический. За время своего существования институт значительно окреп материально и укомплектовался кадрами.

В институт пришли молодые, талантливые преподаватели, как например заведующий кафедрой истории тов. Спивак С. П.,старший преподаватель Козоровицкий Я. В. и другие.

Имеются преподаватели с большим практическим стажем: заведующий кафедрой русского языка и литературы т. Батин М. А., старший преподаватель Садовой П. П. Они прекрасно владеют своим предметом и являются хорошими лекторами. Тов. Пяткин А. Ф. – заведующий кафедрой марксизма – ленинизма, пользуется большим авторитетом не только в институте, но и в городе. Он за один учебный год в порядке общественной работы прочитал в институте и в городе 18 лекций на такие темы: «О преодолении пережитков в сознании людей», «Об основных чертах марксистско-диалектического метода», «Ленин о Чернышевском» и другие.

В настоящее время институт имеет 5 кабинетов: исторический, педагогики и психологии, марксизма-ленинизма, физико-математический и русского языка и литературы. В них концентрируют все учебные наглядные пособия по соответствующим дисциплинам, кабинеты систематически пополняются новыми материалами. Неплохо оборудован кабинет педагогики и психологии. В нем представлены все классики педагогики, а также основные высказывания классиков марксизма по вопросам воспитания и обучения.

Пополнился ценными материалами кабинет по психологии. Большую работу здесь проводит старший лаборант Ботвинкина А. Ф.

В институте немало отличников учебы. Среди них т. Т. Трубина – секретарь комитета ВЛКСМ, Кислицын, Дмитриев, Горбунова и Татауров – исторический факультет; т. т. Гнусова, Свинкина, Трофимова, Челюдских – литературный факультет; т. т. Фомина, Юшкова и другие.

Многие студенты второго курса по совместительству работают в школах города и уже теперь имеют неплохие успехи в практике.

В институте проводится большая  оборонно-массовая работа. С большим интересом ведет этот важнейший участок военрук тов. Абрамов. За короткий срок существования института подготовлено 44 ворошиловских стрелка, 109 человек сдали нормы на значок ПВХО 1-й степени, 59 студентов подготовились по штыковому бою, 19 сдали нормы на ГТО. На стрелковых соревнованиях Сталинского района команда института заняла первое место.

Несмотря на некоторые успехи, в деятельности института имеются и недостатки. Институт недостаточно работает с учителями города и родителями, а между тем потребность в этом большая.

В связи с этим институт по инициативе кафедры педагогики и психологии с 1 января предстоящего года организует родительский университет.

Силами работников института будет прочтен цикл лекций на актуальные темы: о коммунистическом воспитании детей, о воспитании воли и характера, о воспитании сознательной дисциплины в семье и школе, о роли личного примера родителей, о детских капризах и детском упрямстве, об особенностях умственного развития детей и другие.

Ответственность института за подготовку и воспитание квалифицированных учителей возрастает и в связи с постановлением правительства о введении платности за обучение.

Повысить требовательность и поднять на должную высоту качество преподавания – таковы основные задачи института. Исходя из этого, повысится удельный вес института не только в деле подготовки квалифицированных учителей, но и в организацию культурно-массовой и научной работы.

Изучить и обобщить опыт лучших школ и учителей города, помочь поставить дело образования и коммунистического воспитания на научную основу – таковы очередные задачи института.

План работы на предстоящий год включает вопросы развертывания научно — исследовательской работы. Кроме того, отдельные кафедры приступили к организации научных кружков, которые должны сыграть роль в развитии творческой инициативы у студентов, творчески подходить к изучаемым дисциплинам, дать углубленные знания по представленным в институте наукам и привить навыки к научному анализу практических и теоретических вопросов.

В 1940 – 41 учебном году институт впервые проводит педагогическую практику в школе. На практике занято 103 человека. Каждый студент, будущий учитель, даст за время педагогической практики четыре самостоятельных урока.

Студенты с большим интересом вникают в существо работы школ. Учителя и руководители школ №№ 1, 6 и 31 с большим вниманием и чуткостью относятся к практикантам. Этот участок работы должен развиваться по линии укрепления связи института со школами путем постановки методических докладов, лекций, консультаций и прочее.

В текущем месяце институт дает первую методическую разработку для преподавателей истории по теме: «Крестьянская война в Германии»

П. Сапрыкин.

Фото Здание учительского института на улице Ленина. 1940 год. Сейчас трест «Тагилстрой»