ГОДЫ РОСТА, ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИНСТИТУТУ – 40 лет

Тагильский рабочий. – 14 декабря  1979 год

Владимирцев В., ректор педагогического института, кандидат исторических наук, доцент

Годы роста: педагогическому институту – 40 лет

Нижнетагильский государственный педагогический институт ведет свое начало с учительского, основанного в 1939 году по постановлению Совнаркома РСФСР.

В сентябре 1939 года на трех его  факультетах: физико-математическом, историческом, русского языка и литературы – приступили к занятиям первые 120 студентов, а в июне 1941-го состоялся первый выпуск учителей. Многие из них ушли на фронт. Вместе с ними ушли воевать П. А. Трифонов, В. В. Абрамов, Я. Б. Козоровицкий, П. Г. Сопрыкин, А. Ф. Пяткин и другие преподаватели института.

Несмотря на трудные условия военного времени и первых послевоенных лет, институт продолжал готовить новое пополнение учителей. С 1941 по 1952 год он дал школам города и области 1760 учителей.

Новый этап в истории вуза начинается с 1952 года. 11 августа приказом Министерства просвещения РСФСР учительский институт реорганизован в педагогический. На два факультета (физико-математический и филологический) были приняты 150 студентов.

В 1953 году открываются химико-биологический, художественно-графический и инженерно-педагогический факультеты. В пятидесятые годы формируется большая часть кафедр института и складывается
тот костяк преподавателей, который на многие годы предопределит успешное решение ответственных задач по подготовке учительских кадров.

В числе ведущих преподавателей тех лет, ныне продолжающих успешно трудиться, – кандидаты наук, доценты П. А. Трифонов, В. Т. Пономарев, К. А. Неверовский, В. В. Мадер, А. Ф. Беликов, И. М. Федорин, А. Д. Прозорова, М. И. Гевирц, А. Н. Деменева, А. М. Кочигина, М. П. Крамской, К. П. Кукушкина, И. И. Кроневальд, П. А. Шемякин и другие.

Шестидесятые годы отмечены значительными сдвигами в развитии материальной базы института. В районе Малой Кушвы сооружаются новое учебное здание, производственный корпус, студенческое общежитие, пищеблок и спальный корпус в спортивно-оздоровительном лагере в Черноисточинске. Заново оборудуются 18 лабораторий, учебные мастерские.

К середине шестидесятых годов число студентов возрастает до 1784 человек, среди преподавателей уже 28 кандидатов наук.

В течение многих лет, вплоть до сентября 1968 года, институт возглавлял Михаил Матвеевич Кожевников. Отличаясь широтой взглядов и целеустремленностью, он внес большой вклад в становление и развитие нашего учебного заведения.

Начало семидесятых годов ознаменовалось пуском нового учебного корпуса, студенческого общежития и столовой на 250 мест. Студенты получили просторные аудитории, читальный зал, второй зал для спортивных занятий, новые лаборатории и кабинеты. Все это создало благоприятные условия для дальнейшего развития и совершенствования всех сторон деятельности института.

В настоящее время на семи факультетах (физико-математическом, химико-биологическом, русского языка и литературы, историческом, иностранных языков, художественно-графическом, индустриально-педагогическом) обучаются 2400 студентов дневного отделения, 1575 заочников, 115 слушателей подготовительного отдаления.

Учебный процесс осуществляют  23 кафедры, на которых работают 257 преподавателей, в их числе 82 кандидата наук, доцента, 46 отличников просвещения РСФСР и СССР. В большинстве своем это выпускники нашего же института, успешно окончившие аспирантуру и выполнившие диссертационные исследования.

Наиболее способные из них возглавляют важнейшие подразделения вуза. Так, Н. Б. Вернигор – проректор по учебной работе, Е. Е. Семенов, Н. Е. Букина, Т. А. Казакова, А. Б. Вилохин – деканы разных факультетов, В. А. Трофимов заведует кафедрой химии, Б. Н. Туманов – кафедрой теоретической физики, В. М. Уваров – кафедрой общетехнических дисциплин.

Нашими преподавателями ежегодно издается около 150 научных работ, посвященных актуальным проблемам науки, выполняется свыше 10-15 практических исследований для предприятий города на сумму от 150 до 200 тысяч рублей.

Ведущие ученые института Ю. П. Петров, Н. А. Мезенин, Ю. Р. Вишневский, А. С. Семенов, Э. Ф, Зеер регулярно выступают на всесоюзных и республиканских научных конференциях.

Большое внимание уделяется разработке педагогической проблематики и оказанию научно-методической помощи школам, профессионально-техническим училищам.

В центре внимания преподавательского коллектива – совершенствование учебновоспитательного процесса, повышение качества подготовки молодых учителей.

За сорок лет существования института на дневном отделении подготовлено свыше 9,5 тысячи молодых специалистов и около шести тысяч человек окончили вуз без отрыва от производства.

Восемьдесят процентов учителей, работающих в школах Тагила – наши выпускники. В их числе отличники просвещения В. В. Белькова, Л. А. Козоровицкая, Л. А. Бессонова, Н. П. Вторина, Р. А. Преснякова, Т. А. Кокорина.

Директорами школ, профессионально-технических училищ, руководителями органов народного образования стали Р. Я. Рыжова, В. Л. Сухаросов, А. Н. Демина, В. Г. Агеносов, А. Б. Деев, Л. Н. Архангельская, Н. И. Чевело, Д. П. Командиров, В. И. Клестов.

Успешно трудятся на партийной и советской работе выпускники института Г. Г. Азанов, В. П. Виноградов – заведующие отделами в горкоме КПСС, К. Д. Сосновских и В. В. Кащенко – секретари райкомов партии, В. А. Барановский, B. С. Леканов, Т. Ю. Окулова.

22 июня этого года в институте состоялась знаменательная встреча с выпускниками 1941 года. Она оставила глубокий след в душе юношей и девушек, готовящих себя к славной и благородной профессии советского учителя. На традиционных посвящениях в студенты они дают клятву быть верными этому высокому званию, всемерно совершенствовать свои профессионально-педагогические знания и навыки.

В институте четыре ленинских стипендиата: М. Талалаева, Е. Федотова, Г. Бородулина, И. Попова, 148 отличников, 722 студента занимаются только на повышенные оценки.

Более 400 будущих учителей объединены в педагогические отряды, работающие с пионерией города, с ребятами по месту жительства, воспитанниками детского дома.

Студенческие строительные отряды института ежегодно осваивают на сооружении сельских объектов свыше 800 тысяч рублей. В числе студентов института 22 мастера и кандидата в мастера спорта, призеры крупнейших соревнований: Е. Скляров – чемпион мира по шашкам, C. Новожилов – чемпион СССР по спортивному ориентированию, Т. Юдина – чемпионка РСФСР.

С 1963 года у нас работает факультет общественных профессий. На его 13 отделениях будущие педагоги овладевают искусством организаторской работы с учащимися. Экзаменом на политическую зрелость стала прочно вошедшая в жизнь института общественно политическая практика студентов, организуемая комитетом ВЛКСМ.

За последнее время все большее число студентов вовлекается в научные исследования, имеющие важное значение для формирования творчески мыслящего учителя, способного решать сложные педагогические задачи в условиях современной общеобразовательной школы.

В 1978 году в научно-исследовательской работе приняло участие более двух тысяч юношей и девушек. Стало доброй традицией вуза ежегодное участие студентов во всесоюзных смотрах-конкурсах студенческих научных работ по общественным, профилирующим дисциплинам, а также в региональных олимпиадах. Число их участников ежегодно растет.

Наши питомцы с успехом выступают в этих мероприятиях в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Перми, Свердловске, Алма-Ате и других городах. По итогам смотров-конкурсов по профилирующим
предметам в 1978, 1979 годах свыше 20 студентов награждено дипломами, грамотами и медалями.

Для всестороннего развития студенчества у нас созданы неплохие условия. Есть фундаментальная библиотека, насчитывающая более 300 тысяч экземпляров необходимой литературы, 52 лаборатории и кабинета с современным оборудованием, вычислительный центр, агробиостанция, спортивные залы, оздоровительный лагерь,

В ноябре этого года в нашем институте открыт студенческий профилакторий, каким располагают не многие вузы Свердловской области. Все это реальное проявление постоянной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о студенческой молодежи.

Свое сорокалетие коллектив Нижнетагильского государственного педагогического института встречает в расцвете творческих сил. Накоплен богатый опыт подготовки высококвалифицированных учительских кадров, возрос научный потенциал, в основном сформировалась учебно-материальная база.

Но главная работа впереди.  Ее основные направления определены в постановлениях ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» и «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов».

И знаменательным является тот факт, что поиску наиболее эффективных путей реализации этих решений посвятили коммунисты пединститута свое собрание в канун сорокалетнего юбилея.

 Фото Студентки, Н.Тагильский пединститут, 5 курс, физмат, 1957 год