У НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ИСТОРИЯ

У Нижнетагильской социально-педагогической академии начинается новая история

Скандалы, интриги и суета вокруг Нижнетагильской социально-педагогической академии начались два года назад, когда ВУЗ попал в список неэффективных. Вопрос: «Что будет с учебным заведением?» не волновал только ленивого. Сейчас судьба академии решена. Согласно приказу Министерства образования она становится филиалом Российского государственного профессионального педагогического университета. Процесс реорганизации в самом разгаре. В минувшую пятницу по инициативе ректора РГППУ Евгения Дорожкина в стенах педагогической академии прошло большое совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций Горнозаводского и Северного управленческих округов. На встрече были рассмотрены проблемы современного образования, потребности школ и требования к нынешним педагогам.

«Мы должны выявить принципы взаимодействия, — обратился Евгений Дорожкин к собравшимся, — и решить, как академия и университет смогли бы использовать свой потенциал, учитывая запросы образования».

 

 

После профессионального совещания корреспонденту АН «Между строк» удалось побеседовать с первым проректором академии Анатолием Уткиным. Он рассказал о том, что поджидает ВУЗ в ближайшем будущем.

— Анатолий Валерьевич, как будет происходить реорганизация?

— По приказу Министерства образования, который пришел к нам 28 августа, мы будем называться Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета. Процедура реорганизации официально заканчивается 1 июля, прежде всего она касается внешних обязательств академии, как юридического лица, не затрагивает ни принципов, ни содержания обучения, ни образовательных программ, ни сроков подготовки, никаким образом не сказывается на качестве образования в нашей академии. Фактически, как юридическое лицо,  мы должны изменить свой статус в едином государственном реестре юридических лиц России, поменять документы в казначействе, определяющие финансирование академии. Вся программа реорганизации – это программа присоединения двух крупнейших ВУЗов, которая никак не влияет на студентов. Это задача, которая координируется и решается на уровне двух ректоратов: ректората РГППУ и ректората академии. В данном случае никаких опасений по поводу дальнейшей судьбы академии, ее деятельности, качества возникать не должно. Мы продолжаем работать  в режиме развития в соответствии с новыми целями и задачами.

— Что по поводу сокращения штата?

— Сокращение штата вполне объективно и обосновано. Потому что сейчас к нам поступают студенты 1997-1998 года рождения, в демографическом отношении это был самый сложный период истории постсоветской России, тогда рождаемость была самая низкая, за все годы существования Российской Федерации, поэтому идет уменьшение контингента студентов. Если раньше студенческий коллектив составлял от 4800 до 5500 человек, то теперь он насчитывает 2300 студентов (вместе с заочниками). Совершенно понятно, что учить пять тысяч студентов должны 230 преподавателей, а учить две тысячи студентов должны, по мнению Министерства образования, 150 преподавателей. Государство не может позволить себе финансирование малокомплектных групп, когда преподаватель работает с группой в пять человек, это невыгодно. Совершенно понятно, что сокращение штата проводится под давлением объективных обстоятельств. Через два года, по нашим расчетам, мы будем получать опять очень мощный прирост студентов.

— Кого сократят в первую очередь? Когда будет сокращение?

— Сокращение штатов у нас идет постоянно в течение последних двух лет. Мы постоянно приводим в соответствие количество студентов и количество преподавателей. Но я бы тоже не назвал ситуацию катастрофичной, потому что молодых, активных потенциальных кандидатов наук мы сохраняем. В основном под сокращение попадают люди глубокого пенсионного возраста, многие уходят сами. А еще под сокращение попадает тот, кто не смог проявить себя в плане работы: выполнить научные исследования, защитить кандидатскую. Кто имеет самые низкие рейтинговые оценки среди студентов, от кого в течение долгих лет мы не получаем никаких результатов. Поэтому, когда говорят о каких-то сокращениях, нужно понимать, что по каждой конкретной фамилии идет обстоятельная беседа. Это не является массовой акцией. 

— Когда волна студентов вновь придет, штат будет расширяться?

— Да, конечно. Мы определяем это как переходный период. В ближайшие 2-3 года мы должны обеспечить хорошую проработку стратегии дальнейшего развития ВУЗа. Как показало сегодняшнее совещание, мы очень плотно работаем с ректоратом РГППУ. Контакты у нас очень хорошие, мы уже выходим на проблемы, связанные с формированием образовательного пространства огромных территорий Свердловской области, в этом, действительно, есть большие плюсы для развития академии в новом качестве. Если раньше академия занималась только подготовкой педкадров, ну, плюс социальных работников, то вторым важнейшим направлением в развитии стала подготовка профессиональных педагогических кадров. На сегодняшний день, только 8% мастеров производственного обучения имеет педагогическое образование. Получается, что студентов начального профессионального образования обучают люди, которые педобразования не имеют. Они прививают те навыки, которые были сформированы на производстве. Мастер пришел с завода и обучает тому, что он умеет. Вот почему у нас в пять раз ниже производительность труда, чем в развитых европейских странах. Я не могу обучать только тому, что я принес с производства, я должен обучать так, чтобы это соответствовало требованиям современной организации, современным технологиям, а на это у нас способны только 8% мастеров производственного обучения. Поэтому педакадемия сохраняет направление в развитии педагогического образования, мы будем продолжать выпускать учителей. Кадры в академии остаются очень сильные — более 70% кандидатов и докторов наук. Также собираемся лицензировать новое направление — профессиональное обучение.

 

— После реорганизации появятся новые специальности?

— Да, мы думаем, что это будет очень широкий спектр, сейчас мы оговариваем это с РГППУ, нам необходимо лицензировать новое направление подготовки. А направление профессиональное обучение включает в себя всевозможные группы профессий. Нам необходимо будет расставлять приоритеты: кого и как мы будем здесь готовить.

— А ректором кто будем отныне?

— Этот вопрос пока не обсуждается. Директор филиала будет назначаться в Екатеринбурге ректором РГППУ, потому что это должность не выборная, а назначаемая, и это совершенно понятно с точки зрения управления. Вопрос, я думаю, будет решено ближе к сентябрю.

— В этом году Нижнетагильская социально-педагогическая академия отпразднует свое 75-летие. У ВУЗа своя богатая история, получается она подошла к концу. Присоединение – это новая страница, новая эпоха?

— Да, вы хорошо сказали, начинается новая история! История ВУЗа не заканчивается, она продолжается в новом качестве. Конечно, когда-то мы мечтали, получив статус академии —  получить статус университета, почему нет. Я не могу предсказать, как будет развиваться система российского образования, какие будут приоритеты через 8-10 лет. Но ВУЗ, имеющий такое мощное влияние будет сохранять свою значимость.  Я считаю, что действительно открывается новая страница ВУЗа, как высшего учебного заведения. Помните, как поется в песне: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», в данном случае, не в названии дело! Да, был удар по самолюбию, но с другой стороны мы становимся частью Российского университета, а Российских университетов очень мало, все они сосредоточены в Москве и только РГППУ находится в Екатеринбурге, так что присоединение – это честь для нас.

— В дипломе будет прописано, что человек закончил филиал?

—  Нет, в дипломе будет стоять Российский государственный профессиональный педагогический университет.

— Два года назад, когда ВУЗ попал в список неэффективных, был такой эмоциональный всплеск. Сейчас настроения в коллективе какие?

— Человек всегда все сначала принимает на эмоциональном уровне, а уже потом начинает думать. Много было материалов в СМИ, конечно, это обидно, несправедливо, с этим понятно. План работы ВУЗа на этот год был принят учебным советом единогласно, были прописаны задачи, уже в структуре реорганизации академии. Сейчас идет серьезная работа по стыковке деятельности  академии и деятельности университета. Уже полгода деканы факультетов встречаются с соответствующими деканами и руководителями подразделений РГППУ, совместно планируют деятельность, начинается активное взаимодействие. Коллектив это принимает и чувствует, сейчас другое эмоциональное восприятие. Конечно, повернуть прошлое нельзя, приказ мы обязаны выполнять, но, тем не менее, я бы назвал ситуацию в коллективе стабильной и конструктивной. Эмоциональных всплесков нет. Мы сейчас готовимся к летней сессии. Проблемы есть у тех, кто не может их решить, а в нашем коллективе проблем нет. Есть пространство для осмысления ситуации дальнейшего развития. Меня, как первого проректора, радует ситуация, которая сейчас в академии складывается.

— К юбилею уже готовитесь?

— Готовимся активно! Юбилей задумывался ректором академии Владимиром Ивановичем Смирновым как серьезное мероприятие. У нас готовится великолепная новая музейная экспозиция, это, во-первых.  Во-вторых, мы проводим большую работу по интервьюированию наших бывших выпускников. Должны приготовить блестящую книгу. Фактически город, во всяком случае люди, составляющие культурную его прослойку, являются выпускниками нашего ВУЗа. Само празднование приурочено к 5 октября, Дню учителя. Мы будем проводить его на какой-то концертно-выставочной площадке. План большой, будут приглашаться выпускники, программа широкая, включает в себя не только торжественный вечер, но и череду значимых мероприятий. Все это и поддерживает традиции и некую духовную культуру ВУЗа. У нас вы не найдете надписей на партах, и на стенах, мы всегда говорим первокурсникам: «Вы приходите в учебное заведение, у которого есть свои давние и прочные традиции, которые нельзя нарушать. Если они вам не по душе, вы их не принимаете – ищите другое учебное заведение». Жить надо так, как живет слаженный коллектив, развивая, а не разрушая все то, что было создано предыдущими поколениями.

Пока руководство решает насущные проблемы, студенты продолжают жить обычной жизнью: пишут конспекты, готовятся к летней сессии, весело хохочут в коридорах.
Ульяна первокурсница социально-гуманитарного факультета. Предстоящая реорганизация девушку ничуть не пугает. По ее мнению опасаться должны те, кто ВУЗ оканчивает, ее же жизнь здесь только началась.

«Мы учимся здесь еще первый год, нам до окончания, до получения дипломов далеко, поэтому все изменения как-то не заботят. Я слышала, что ребята постарше переживают слегка, многих волнует вопрос, кто будет ректором».

Нейтрально к вопросу реорганизации относится и старшекурсник Илья. Молодой человек хоть и прощается с родной академией в этом году, но уверен, что ни на выпускниках, ни на студентах нововведения не отразятся.

«Вообще, как-то, ни горячо, ни холодно! Ладно бы что-то изменилось, все будет по-прежнему», — рассуждает молодой человек. 

Автор: Оксана Исупова