ВАГОНКА, ДОМ ДИРЕКЦИИ УРАЛВАГОНЗАВОДА

Дом дирекции

Адрес: Нижний Тагил, ул. Ильича, 2

Построен в 1936 году работниками Вагонзавода.

В 1919 году, когда Нижний Тагил получил статус города, город стал бурно развиваться благодаря возникновению в его структуре двух мощных центров притяжения – крупных заводов, что повлекло увеличение притока населения. Данный процесс актуализировал проблему нехватки жилья, вследствие чего темпы строительства многоквартирных домов многократно усилились. Планировка города стала упорядоченной, его территория многократно увеличилась. Бесплановости в застройке был положен конец.

Жилфонд города с 200 тыс. кв. м в 1918 г. к началу Великой Отечественной войны увеличился до 738 тыс. кв. м. Построены сотни многоквартирных благоустроенных домов, организованы новые жилые кварталы: соцгород Дзержинского района, поселок Рудника им. III Интернационала, Технический поселок Нижнетагильского металлургического завода. Архитекторы создавали планы застройки кварталов и даже целых городов на незастроенных территориях, как, к примеру, жилой городок возле Уральского вагоностроительного завода.

Заводу-гиганту, олицетворяющему индустриальный облик советского государства, должен был соответствовать столь же масштабный город нового типа – социалистический, или, как тогда называли, соцгород. Это не просто жилой район, примыкающий к заводу, а город, имеющий свою «идеологию». Город-коммуна, город-мечта, где людей объединяет не только общность труда, но и новая жизнь, новый быт и новые социальные отношения. Впрочем, из-за той же нехватки жилья такие квартиры чаще доставались специалистам и руководителям, приглашенным на строительство и, затем, на заводы.

Дом дирекции, как и весь соцгород, построен работниками Вагонзавода по приказу Серго Орджоникидзе для закрепления инженерных кадров на Уралвагонзаводе и является одним из последних в городе памятников эпохи конструктивизма, искореняемого позже как «чуждого» новой формирующейся сталинской социально-архитектурной идее. Дом сдан в эксплуатацию в 1936-м.

Строгий силуэт здания оживляет вынос углового балкона на консолях, невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход, и возвышающиеся над ними две арки с ленточным членением.

По проекту 1934 года пилоны должны были венчать две атлетические фигуры рабочих, но авторы декоративной отделки дома скульпторы Донские заменили их двумя шарами. К сожалению, это здание не сохранено в первоначальном виде: с пилонов сняты огромные шары, а также нарушена прежняя система вентиляции дома.

Первоначальный эскиз Дома дирекции Уралвагонзавода.

В разные годы здесь жили руководители Уралвагонзавода и района: первый директор УВЗ Григорий Зиновьевич Павлоцкий, директор УТЗ Юрий Евгеньевич Максарев, директор УВЗ Иван Васильевич Окунев, 1-й парторг ЦК ВКП(б) Иван Иванович Глаголев, заместитель директора по сбыту и первый летописец УВЗ Александр Флегонтович Ямов, главный металлург завода в 1930-е годы Павел Ипполитович Башкиров, главный конструктор по вагоностроению в 1935-1959 годах Дмитрий Николаевич Лоренцо и другие не менее замечательные люди Вагонки.

Маршрут для туристов: площадь перед Уралвагонзаводом, здание автоцеха Уралвагонзавода (с верблюдами) – выход на ул. Ильича — комплекс домов ИТР (Ильича 2,4,6,8) – школа № 9, здание довоенной постройки, 1935 г. (Ильича, 12) – Муниципальный Молодежный театр (бывший клуб ИТР) (Ильича, 37) – школа № 70, основана в 1936 г. (Ильича, 22) – районная баня (ул. Ильича, 49) – обратно к шк. № 9 – выйти на ул. Бажова – направо свернуть на ул. Патона, осмотр домов № 5, 6 – перейти по Бажова на пр. Вагоностроителей (повернуть вправо) — здание бывшей районной больницы (Вагоностроителей, 7/27) — через дорогу видно здание Машиностроительного техникума (поздний сталинский ампир) – затем вниз по Вагоностроителей дойти до ДК имени И.В. Окунева (также сталинский ампир) и здесь закончить.

Можно погулять по парку у ДК Окунева.

Метки статьи