ПЕДАКАДЕМИЯ СТАЛА ИНСТИТУТОМ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Тагильский рабочий. – 29 сентября 2015 год.
Педакадемия стала институтом. Что изменилось?
Экзаменационная пора позади. В средние специальные и высшие учебные заведения Нижнего Тагила пришли новые студенты. Более тысячи человек поступили в НТГСПИ.
Год назад в педагогическом учреждении прошла реорганизация. Вуз стал институтом, филиалом Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Об итогах приемной компании и изменениях, происшедших после объединения, беседуем с директором НТГСПИ Лилией Егоровой.
— Лилия Евгеньевна, удалось ли выполнить план приема?
— План приема выполнен, причем очень успешно. Все бюджетные места закрыты. С каждым годом их количество растет. В 2014-м на дневное отделение было выделено 220 бюджетных мест, в 2015-м и 2016-м – по 235. На заочное отделение, по сравнению с прошлым годом, план приема вырос почти в два раза, а в 2016 году бюджетных мест будет еще больше: 239. Обеспеченность бюджетными местами в Свердловской области выросла до 76,7% (в 2014-м – 56,4%).
— В Нижнетагильском технологическом институте план приема формируется исходя из ожидаемого контингента. Директор Владимир Пегашкин приводит нехитрую статистику. Школы заканчивают 1300 человек, из них физику сдают 15-18%, больше половины выпускников уезжает из города. Нет смысла запрашивать у министерства, к примеру, 500 бюджетных мест, поскольку физически нельзя выполнить план приема. Как вам удается набрать студентов?
-В НТГСПИ успешно работают профориентационные программы. Представители администрации факультетов, студенческие коллективы выезжают в тагильские школы, муниципалитеты северного, восточного округов, Пригород. Рассказывают о возможностях института, поддержке студенчества, социальной программе. Активно сотрудничаем с главами управлений образования и директорами школ.
В каждом регионе существует программа формирования кадров. Исходя из нее Министерство образования и науки утверждает контрольные цифры приема. Фактически регион несет ответственность за обновление кадрового состава. Акцент делается на целевой набор, когда изначально заключается договор между абитуриентом и организацией.
Кроме того, на стадии обучения работодатель имеет возможность заключить договор на целевое обучение будущего специалиста. У студента появляется гарантия трудоустройства. Его готовят на конкретное рабочее место с учетом условий и специфики деятельности организации, учреждения. Он погружается в рабочую среду, знакомится с коллективом. Выпускная квалификационная работа и педагогическая (производственная) практика направлены на решение конкретных проблем и задач.
Целевой набор традиционно составляет 10% от контрольных цифр. Целевое обучение используется не так активно и только набирает обороты. И в управлении образования, и в школах понимают, что необходимо заранее формировать кадровый резерв. Иначе может сложиться ситуация, когда через два-три года опытные педагоги уйдут на пенсию, а выпускников уже нет – они разобраны.
-Студенты каких специальностей наиболее востребованы?
-В городе и округах есть проблема с учителями математики и физики. Уже на третьем курсе наши студенты, как правило, прикреплены к школам. Подготовка специалистов ведется, но их все равно меньше, чем требуется. В 2014 году институт выпустил пять математиков. В связи с переходом на новые стандарты высшего профессионального образования и вследствие того, что мы набирали студентов на пятилетний срок обучения, в этом году выпуска не было.
В 2016-м выпустим 15 специалистов. Все они намерены идти в образовательные учреждения. По итогам прошедшей приемной кампании на двойной профиль подготовки «Математика. Информатика» зачислили 20 абитуриентов.
На плечи учителей математики и физики ложится большая ответственность. Они должны быть хорошо подготовлены, ведь им предстоит работать с новыми технологиями и оборудованием.
Потребность в кадрах высока в области естественных наук. Помимо этого, школы нуждаются в учителях русского языка и литературы, учителях начальной школы. Мы можем оперировать цифрами приема. Бюджетные места выделяются в целом на направление подготовки «Педагогическое образование», а мы распределяем их по профилям, учитывая потребность города в кадрах.
У абитуриентов, напротив, пользуется популярностью гуманитарное направление – учитель иностранного языка, истории, психолог, дефектолог. Так было всегда. В этом году ребята также активно шли на начальное и дошкольное образование, конкурс составил 8 человек на место.
-Какие новшества появились в вузе, на что ориентироваться выпускникам школ в следующем году?
-В рамках педагогического направления подготовки появился новый профиль – дополнительное образование. Вводится федеральный образовательный стандарт в пятых классах, в связи с этим возникает необходимость организации внеучебной деятельности учащихся. Кружки и секции теперь может вести только учитель с квалификацией «Педагог дополнительного образования». У нас набрана группа, но пока только контракт.
В следующем году возобновим набор на программы среднего профессионального образования «Прикладная информатика» и «Физическая культура». На все направления выделены бюджетные места.
Ведется подготовка учителей-методистов и руководителей образовательных организаций по программам магистратуры. На это Министерство образования и науки РФ делает особый упор и выделяет с каждым годом все больше контрольных цифр приема. Количество бюджетных мест в магистратуре увеличилось на 50%.
-Магистратура пользуется популярностью среди студентов?
— В основном туда идут уже работающие педагоги. Конкурс большой, порядка 8 человек на место. Учителя и директора школ понимают, что это подготовка кадров, способных видеть педагогическую проблему, искать пути ее решения, проводить научные и опытно-поисковые работы. Это педагоги высшей квалификации.
-Сколько выпускников работает по специальности?
-По профилю устраиваются 98% выпускников. Из них в систему образования идет 52%, в учреждения культуры – 15,2%, в социальную сферу – 6,6%, в промышленность – 4,2%, в другие сферы экономики – 22%.
-Вуз признавался неэффективным. Сейчас ситуация поменялась?
-По итогам мониторинга эффективности деятельности вузов за 2014 год НТГСПИ признан эффективным. По ряду позиций у нас высокие показатели, превышающие пороговые значения.
Одним из критериев эффективности является средний балл ЕГЭ поступающих абитуриентов. В НТГСПИ в этом году он составил 65,81 на очном отделении и 63,56 – на заочном. Средний балл рассчитывается в целом по институту (филиалу), а затем по вузу.
Традиционно считается, что на заочную форму обучения и на контракт поступают ребята с не очень высокими баллами. Но к нам пришли замечательные абитуриенты: сильные, ориентированные, с активной жизненной позицией. Надеюсь, они станут отличными специалистами.
-Что изменилось с тех пор, как вы стали филиалом, удалось ли сохранить самостоятельность?
-С одной стороны, ничего не изменилось. Сейчас мы не являемся юридическим лицом, однако остались финансово независимыми. Министерством образования и науки РФ утверждается государственное задание по нашим заявкам на контрольные цифры приема.
Самостоятельно осуществляем аккредитацию основных образовательных программ в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. С другой стороны, у нас появились новые возможности для развития. Головной вуз работает с нами на паритетных началах.
Мы осуществляем прием абитуриентов по тем направлениям подготовки, которые аккредитованы в РГППУ Можем позиционировать себя на международном рынке. Один из показателей эффективности вуза – количество иностранных студентов. Думаю, в следующем году у нас появятся студенты из ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана.
С РГППУ у нас единый преподавательский и студенческий коллектив. Совместно принимаем участие в различных международных, всероссийских и региональных смотрах, конкурсах, олимпиадах и т. д.
— Спасибо за беседу
А. Васильева.