ТОЧКА ПАТОНА

Журнал Наука и Жизнь — №5 1965 год

Страницы героической летописи

Начало воины застало академика Евгения Оскаровича Патона в командировке – он знакомился с тем, как на уральских заводах внедряются новые методы сварки. Ученый немедленно выехал в Москву и обратился в Совет по эвакуации при Совете Народных Комиссаров СССР с просьбой перевести возглавляемый им Институт электросварки из Киева на Урал.

Эвакуация института началась 10 июля, и через некоторое время ученые уже продолжали свою работу в Нижнем Тагиле, на базе Уральского вагонного завода. Главные темы исследований были связаны с применением сварки в производстве танковых корпусов, авиабомб и артиллерийского вооружения.

В то время сварка в танкостроении почти не применялась: при сваривании листов легированной стали возникали серьезные осложнения, появлялись трещины. Е. О. Патон с сотрудниками готовился применить в производстве танков созданную им незадолго до войны автоматическую сварку под флюсом. Этот способ наряду с другими достоинствами обеспечивал эффективное использование тепла дуги. Это позволило резко повысить производительность процесса.

Евгений Оскарович работал, позабыв об отдыхе. В то время ему шел уже 72-й год. За пять месяцев 1941 года была отработана технология сварки, построены первые автоматы. В начале 1942 года начали работать две первые заводские установки.

Вот как описывает первые шаги новой технологии сотрудница института, кандидат технических наук С. А. Островская: «Сварка первого шва проходила в торжественной обстановке. Возле автомата столпился народ. Многие по привычке вооружились защитными стеклами, в которые им так и не пришлось взглянуть. Сварщица включила автомат. Невидимая дуга, спрятанная под слоем флюса, плавила металл. О том, что происходит под флюсом, можно было судить лишь по характерному потрескиванию дуги и дрожанию стрелки вольтметра. Несмотря на то, что за плечами Евгении Оскаровича стояли десятки лет работы и бессчетное множество ответственных конструкций, он волновался. То, что происходило под слоем флюса, было проверено на многих заводах, но теперь сваривались не образцы, а деталь боевой машины, а это ко многому обязывало. Выключив в конце шва автомат, сварщица сбила корку спекшегося флюса. Дуга связала детали блестящим ровным швом».

За образцовое выполнение заданий правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов в январе 1942 года Е. О. Патон был награжден орденом Ленина, а в марте того же года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1943 году на танковых заводах страны уже работали десятки сварочных автоматов. Протяженность сварных швов, сделанных за время войны только на одном из заводов, превышает расстояние от Урала до Берлина!

Автоматическая сварка под флюсом позволила в корне изменить технологию изготовления бронированных машин: производство танков впервые в мире было поставлено на поток. И если построить график, показывающий, как возрастал выпуск танков в военные годы, то на нем наверняка можно будет отметить «точку Патона» – точку резкого подъема производительности, связанную с внедрением автоматической сварки под флюсом.