ПИСЬМА УЧИТЕЛЕЙ ДМИТРИЯ И АННЫ ЛЕВИТСКИХ РОДИТЕЛЯМ В НИЖНИЙ ТАГИЛ

Родина — №9, 1 сентября 2018 год

Отмена крепостного права в России предопределила массовое открытие народных сельских школ. Сегодня интересно и поучительно обратиться к опыту творцов этого образовательного прорыва — педагогов. Их письма, которые хранятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», помогают воссоздать живую картину провинциальной школьной жизни конца XIX — начала ХХ веков*.
 
Фото: Учителя уральской провинции Фото: из фондов Нижнетагильского музея-заповедника Горнозаводской Урал.

Письма учителей Дмитрия и Анны Левитских родителям в Нижний Тагил

Здравствуйте, наши Папа и Мама!

Поздравляем Вас, Папа, с наступающим днем Ангела. Желаем Вам всего лучшего и помощи Всевышнего, да продлит Он жизнь Вашу на многие и многие лета! Маму поздравляем с дорогим именинником.

Холодно! Ох, как холодно! И в классе, и в квартире. Не выходим из теплой одежды. Не знаю, как и зиму проживем. Печи направили, сделали в них герметичные заслонки, а тепла все также не прибавилось. Топят печи ночью, а днем прекращают топку. Поэтому за день в школе и квартирах так настынет, что в теплопроводники душника идет не тепло, а холод. Нет, не пригодны к русской школе «немецкые» ветряные печи.

7 января Инспектором в наше училище назначена на должность учителя окончившая курс гимназии дочь священника Анна Бирюкова, кажется, из Шадринского или Камышловского уезда. Наверняка не знаем, «откуда придет помощь сия». Бирюкова еще не приехала и мы по-прежнему тянем лямку двоем.

Дети ваши Дмитрий и Анна Левитские

20 января 1881 г.

Н. Салда

Нижнетагильский музей-заповедник (НТМЗ). Фонд письменных источников. НВ-13773.

Письма учителей / из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Письма учителей Фото: из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

 

Любезнейшие Родители,

Папа и Мама!

Благодарю за присылку книг — географии и грамматики… Мои занятия в школе и частные идут свои чередом. Время движется быстро: уже ноябрь на носу. Холода в квартире мы не испытывали, да едва и придется, так как ныне благодаря Поленову сделано все возможное, чтобы загнать тепла в училище и квартиры: печи поправлены, полы сколочены, рамы вставлены еще в сентябре.

Ребята здоровы, кланяются всем вам. Желаем Вам от души здоровья и всего лучшего.

Дети ваши Дмитрий и Анна и внуки Владимир и Дмитрий Левитские

Н.Салда

1882 г. Окт. 31-го

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-13776.

из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Фото: из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

 

Здравствуйте, Мама и Мила!

Я посылал Вам, кажется, 19 ноября заказное письмо, и ответа все нет. Почта приходит сюда только два раза в неделю в понедельник и в пятницу, так что, если что будете отправлять, то приурочивайте к этим дням. Пассажирские поезда все еще не ходят и когда будут еще неизвестно. Посылаю Вам пока 25 руб. Немного запоздал послать, т.к. деньги получил только сегодня.

На счет квартиры дела продвигаются плохо, ремонтируют тихо, и едва ли будет готова к Рождеству. Да, кажется, и ее хотят отдать другим. Хотя я спрашивал Управителя, так он обещал эту квартиру мне, но я что-то не верю. Если узнаю, что эту квартиру передадут другому, то придется отказаться, а соглашаться перейти в другую не стоит, т.к. все оставшиеся квартиры значительно меньше, не штукатурены, да и без всяких маломальских удобств. И эта квартира не весьма удобна, но по крайней мере будет поштукатурена и покрашена. Пока живу все еще в квартире приезжих.

На счет продовольствия тоже плохо, ни мяса, ничего другого достать нельзя. Бывают дни, что свежего хлеба нет, и приходится есть черствый, так как только его можно купить, да и то только в пекарне австрийцев. Молоко подают только к чаю, и то не каждый день. В общем, питание не важное, и у меня начинает иногда болеть печень.

Я хотел на днях приехать домой за корзиной и еще кой что захватить, но Управитель не отпускает, т.к. собирается куда-то поехать. Собственно говоря, я хотел приехать переговорить с Вами относительно того, что стоит ли переезжать сюда, т.к. в письме всего не опишешь. Не знаю, как решу. Если на днях окончательно окажется, что на квартиру (которую мне обещали) рассчитывать не придется, то я здесь не останусь. Пока до свидания.

Желаю всего лучшего. Дмитрий Левитский

Декабрь 1916 г.

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-13769.


 

Письмо учителей Николая и Марии Поповых родителям

Любезнейшие наши,

Папаша Андрей Петрович и Мамаша Фелицата Ивановна!

Живем мы, Слава Богу, по добру и по здорову, новенького особенно интересного для Вас у нас только то, что младший сын наш Николай, о рождении которого мы уведомляли Вас в свое время, помер 8 января, ровно через месяц после рождения. Вечная ему память.

Первенец же наш Витя становится, к величайшему утешению нашему, молодец молодцом, постоянно весел, забавен. Жаль только, что не ходит еще, а говорить уже начинает…

Ныне у нас в Каргопольском открыто для крестьянских детей штатное училище, в котором я нахожусь наставником. Жалование мне тоже, какое было и в Коневой -100 руб. серебром. Но я нашел нужным разделить все труды и занятия в училище за половинное жалование с товарищем своим. Одному мне заниматься нет возможности.

Ваши Каргопольские дети,

Николай и Мария Поповы.

16 марта 1864 г.

Каргополье.

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-13764.


Письмо учительницы А. Губкиной Эмилии Дмитриевне Левитской

Здравствуй, Мила!

Как поживаешь со своими учениками?

…Мила, я здесь занимаюсь со вторым отделением в 35 чел., 5 девочек, а остальные мальчики. Здесь всех учится 118 чел., учительница Луканина и помощница Хлебина, между прочим, довольно странные особы. Должно быть им уже прискучила учительская деятельность, так как Луканина служит уже лет 9. За то, Мила, ребята какие славные, просто прелесть. Неиспорченные, наблюдательные, житейски мудрые, в высшей степени простодушные. Лишь то беда, что каждое слово приходится вытягивать из них силой, лишку не разболтаются. Относительно дисциплины повторяется тоже самое, что и в вашем первом отделении, т.е. я не могу их забрать в руки.

Преподавание по арифметике ведется по Вишневскому, а по русскому языку в употреблении Баранов, такое старье, что давно бы пора сжечь в печи за то, что написано с трудом понимается детьми. Относительно школьного развития учеников нельзя сказать ничего лестного, может быть это объясняется тем, что начинают учиться с октября и кончают в апреле, да при этом еще пропускается масса уроков. А сколько борьбы с выговором!

Мы теперь ждем инспектора, и я утешаюсь тем, что мне еще придется отвечать за втрое отделение, так как я с ними занималась раньше.

При училище имеется много разных руководств, и я столько уже успела прочесть.

Больше пока не буду писать ничего, так как еще нужно исправлять тетради.

Почта ходит здесь раз в неделю по пятницам.

Мила, ты мне напиши обо всем, что у тебя делается в училище. До свидания.

Прости, что скверно написала. А. Губкина.

Село Борисово, 10 февраля 1900 года.

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-12971


Эмилия Левитская, учительница Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии. / из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Эмилия Левитская, учительница Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии. Фото: из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

 

Письмо учительницы Юлии Волковой Эмилии Дмитриевне Левитской

Здравствуйте, многоуважаемая Эмилия Дмитриевна!

Шлю Вам привет из деревни Трека. Деревня эта довольно большая, около трех сот домов, школа, в которой я занимаюсь, очень хорошая, нынче только выстроена. Заниматься пришлось с двумя отделениями, так как только два учителя: я и еще учительница, которая заведует школой.

Как живете, Эмилия Дмитриевна! Что нового у Вас в жизни и вообще в Тагиле.

Всего наилучшего.

Юлия Волкова

18.10.1912 г.

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-12973


Письмо для Эмилии Левицкой. / из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Письмо для Эмилии Левицкой. Фото: из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

 

Письмо учительницы А. Хлебиной Эмилии Дмитриевне Левитской

Многоуважаемая наша Эмилия Дмитриевна!

…Мы опять в новой школе не в Мурзинке, а в деревне Бызовой. Кочуем, как цыгане. В Мурзинке у нас мало учеников, и вот одна из помощниц оказалась лишней. Инспектор изволил нам, т.е. мне и г. Первушиной, предложить место учительницы в с. Паньшинском, Первушина отказалась, потому что у нее там отец живет, и я поехала туда… Еще ближе на 20 верст к Вам. Так, кажется, всю зиму будем ездить. Не устроились еще совсем на одном месте и опять на новом. Только стоит сшевелиться с насиженного места, и пошло…

Живется здесь пока не скучно. Все визитничаем, везде принимают очень радушно, знакомых масса. Вчера, т.е. 25-го, съездили компанией на спектакль в Петрокаменский завод. Играли там «Бедность не порок», сошло очень и очень хорошо. Актеры: доктор с женой, учительница местная, Краснопольский учитель. Народу было очень много, места не хватало. Сегодня с спектакля мы приехали в 7 часов и почти с такими же глазами были в школе. Школа наша новая, с квартирой, но только не в лесу, как в Мурзинке, но зато у самой школы река, и мне не очень далеко от деревни. Учеников около 80 чел. Занимаемся вдвоем и поп. Да и поп здесь славный, а в Мурзинке ужасный тип…

Опять буду звать Вас к себе. Приезжайте летом, обязательно! А если у Вас будет желание приехать на Святки сюда, то милости прошу. Только у нас, конечно, не так будет весело, как в Тагиле.

Пишите нам.

Уважающая Вас А. Хлебина

26 ноября. Дата не указана.

НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-12971.

 

Открытый урок подвижничества

Деятельность сельских школ регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов1.

Школы представляли собой учебные заведения с трехлетним, а позднее и четырехлетним курсом. Они содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование было совместным, осуществлялось за счет сельских обществ и волостей, земств и государства.

В сельских школах обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Образование было бесплатным, а занятия велись по программам Министерства народного просвещения 1897 года: Закон Божий, русский язык, письмо, чтение, грамматика, арифметика и пение. На уроках русского языка в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии2.

Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Добиться этого, как мы видим из письма учительницы А. Губкиной, было весьма непросто.

Остро стояла и проблема нехватки педагогических кадров, о чем пишет учительница Ю. Волкова из деревни Трека. А условия, в которых работали и жили учителя, нередко были, говоря современным языком, экстремальными. Но учителя-подвижники в большинстве своем гордились своей миссией и достойно «тянули лямку». А еще организовывали публичные просветительские мероприятия, играли в местных театрах, участвовали в народных гуляниях, поднимая, как сказали бы сейчас, культурный уровень сельского населения.

Во всех приведенных письмах упоминается фамилия Левитских — известной педагогической династии в Нижнетагильском горнозаводском округе.

Глава семьи Дмитрий Григорьевич Левитский — народный учитель, почетный гражданин Нижнего Тагила. Его жена Эвлампия Михайловна преподавала в Павловском училище и Анатольевской женской гимназии. За долголетнею службу (1861 — 1915) была награждена серебряной и золотой медалями. Являлась активным членом нижнетагильского благотворительного общества, играла в любительском театре, владела типографией. Сестра Эмилия Дмитриевна работала учительницей в Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии, в 1918 году была назначена на должность заведующей Львовского училища.

Такие люди-золотой учительский фонд — стояли у истоков школьного образования на Урале. Во многих селениях их поддерживали знаменитые предприниматели.
 
Например, в Верхотурском уезде активным участником общественно-педагогического движения был Константин Павлович Поленов, упомянутый в одном из писем, — выдающийся российский горный деятель, управитель Нижнесалдинского завода в металлургической «империи» заводчиков Демидовых.
 
Константин Павлович проявил себя не только как выдающийся техник, но и как умелый администратор. Ему удалось построить на средства жителей земскую школу, вскоре преобразованную в двухклассное народное училище с пятигодичным сроком обучения. А на заводе были введены особые правила: на доходные места принимались выпускники училища или местной церковно-приходской школы, в то время как нигде не учившиеся могли рассчитывать только на малооплачиваемую работу3.

Учительству той поры была свойственна идея самоотверженного служения народу. Именно в просветительской деятельности многие педагоги видели возможность выполнения этой высокой миссии. По воспоминаниям современников, учителя Верхотурского уезда «получали достойное образование, чтобы посылаемые земствами в отдаленные уголки Пермской губернии, с честью нести имя народного учителя»4.


 

1. Положения о начальных народных училищах (1864) // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие. М., 1986. С. 305-309; Положения о начальных народных училищах (1874) // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. Т. 4. Ч. 2. С. 64-69.

2. Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982. С. 303.

3. Нижний Тагил в лицах: Организаторы производства, инженеры, техники XIX — начала XX вв.: Пособие по историческому краеведению. Екатеринбург, 1999. С. 88.

4. Симонов А. Слово о школе 1900-1917 гг. // Рукописный отдел краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».