НИЖНИЙ ТАГИЛ, ПИСЬМО ЛЮБИМОМУ НА ФРОНТ, 25 октября 1917 года
Уважаемая редакция!
Посылаю вам письмо, на которое я наткнулся, разбирая семейный архив. Его написала мужу на фронт бабушка моей жены, крестьянка Вера Захаровна Бабайлова, уроженка села Краснополье, расположенного в сорока километрах от Нижнего Тагила. Ее муж Семен Харитонович Бабайлов, уроженец того же села, в самом начале Первой мировой войны вместе с двумя братьями был мобилизован в армию. Старший Степан погиб в 1914 году, Федор вернулся с фронта после тяжелого ранения и умер в 1915-м. А Семен после революции 1917 года служил рядовым в Белой армии, потом, предполагаю, дезертировал из нее, поскольку уже в середине 1918 года возвратился в Нижний Тагил. А после его сдачи осенью белочехам уехал на родину, в село Краснополье.
В их семье было две дочери и два сына. Николай, лейтенант, командир миномётного взвода, погиб 20 марта 1943 года — в первом же бою, от первой разорвавшейся вражеской мины…
А его отец во время Первой мировой войны участвовал в Мооyзундском сражении (12-20 октября 1917 года). В бесхитростном письме к нему от жены ощущается дыхание близких, еще неосознанных и жестоких потрясений…
Письмо датировано 25 октября 1917 года.
Орфография автора сохранена.
Василий Криницын, краевед, Нижний Тагил
Прилагаю их фотографии: Бабайлов Семен Харитонович (снимок сделан примерно в 1915 году) Бабайлова Вера Захаровна. На обратной стороне этого снимка написано простым карандашом дата — 14/XII 1917. Фото: из личного архива
Шлю я Вам свой сердечный дружетский приветъ, и желаю счастия и благополучия въ жизни, и сердечно благодарю я вас мой друг за Ваше дорогое письмо, которое писано 17-го что незабываете меня в моей труднейшей жизни.
Милый друг! Я наверное очень много за свою не встерпеливую трудную жизнь оскорбляю своими письмами, что я писала чуть ли не обо всех моих переживаниях, трудностях, но за это прошу невинить что я много надрывала ваше сердце своими от души высказанными фразами. Я не могла найти удобного места стряхнуть с себя это тяжелое бремя я всегда беру перо и не культурно и деровязно высказываю все. И теперь я невсилах ни чем отстранить свои мысли я целые ночи провожу несмыкая глаз в глубоких мечтах.
Дорогой друг пишите чаще и сообщайте что происходит от наступления немца о котором вы писали, что был в рижском заливе, пишите я всегда найду минутку свободную ответить.
Я в эти дни не могу нигде найтди покоя и сердце все изщипало и нечаяно выкатываются слезы которых не при ком немогу удержать. Семен Харитонович пропишите чего вам писала Агнюша (сестра В. З. — Авт.) и какой послала гостинец. Вы спрашивайте о моей болезни это наверное писала сестренка что я стала всегда задумчивая не то совсем что была прежде. Нет я совершенно здорова только из себя изменилась много, представте себе какая переливающая тоска по вас.
Досвидания дорожайший друг Семен Харитович.
Пожелаю всего хорошего и наилучшего в жизни и Крепко крепко целую.
Ваша (подпись)
25 го октября 1917 года.