ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НИЖНЕГО ТАГИЛА в 20-40 годы ХХ века

С сайта театра https://tagildrama.ru/ofitsialno/

Между последним спектаклем  заводского и первым спектаклем Нижнетагильского драматического, который носит сегодня имя Д. Мамина-Сибиряка, прошло чуть меньше трех десятилетий   

В 1920 году тагильчане, заинтересованных в продолжении театральной жизни город, решили создать  при отделе народного образования новый театр, и его режиссером единодушно избрали А.И.Боташева. Одной из первых  его постановок стала пьеса «Враги» А.Бондина. Театр просуществовал недолго

_img_0014.jpg - 166.28 kb
img_0007.jpg - 129.1 kb

В 1922 году при отделе народного образования был открыт  новый любительский театр — драматическая группа «Ансамбль». Один из его артистов вспоминал:  «Сезон открылся в воскресенье,  1 октября. К пяти часам билеты были проданы, и над кассой висел аншлаг, заготовленный мной накануне. К шести часам вечера все артисты, занятые в спектакле, были в сборе

 
_img_0013 2.jpg - 154.76 kb

Настроение приподнятое. К семи часам  пришел за кулисы Александр Иванович Боташев, он поздравил всех с началом сезона и сел у печки на скамейку. Старик волновался, не мог оставаться дома и пришел, чтобы быть вместе с товарищами»

Известно, что А.И.Боташев «шефствовал» над молодыми актерами и даже  играл в некоторых спектаклях.

Со дня открытия театра и до 15 мая следующего года было поставлено около 40 пьес. (Подумать только!) Вот некоторые из них: «Царь Федор Иоанович» А.Толстого, «Овод» по Э. Войнич, «Женитьба» Н.Гоголя, «Два брата» М.Лермонтова.

Но  23 мая 1922 года из-за  железной печки, обогревающей закулисную часть, из-за которой мог возникнуть пожар, театр был закрыт. Какое-то время спектакли шли на сцене  городского сада (в парке имени А.Бондина. 

Дальнейшая судьба «Ансамбля» неизвестна. Скорее всего, он вскоре прекратил свое существование

img_0008.jpg - 132.03 kb

Cохранился  список труппы, в котором нас особенно интересует фамилия  «назначенного на амплуа любовника»  (так и написано  в рукописном  документе) Б.Г.Гронского. Вот оно – еще одно замечательное имя  тагильской театральной истории!   Борис Григорьевич Гронский  играл и ставил спектакли драматической группы «Ансамбль», возглавлял  «Живую  театрализованную газету», активно участвовал в формировании тагильского Театра рабочей молодежи.  В конце 50 — начале 60 годов стал главным режиссером Нижнетагильского драматического

На фото: Б.Гронский (с трубкой)

img_0010.jpg - 120.39 kb

Гронский —  второе звено, связующее любительский театр, нарождавшиеся в 20-е годы ХХ века  театральные коллективы  и сегодняшний   Нижнетагильский драматический. Так что он — тоже один из тех, кто связал нарождавшиеся после  октября 1917 года  театральные коллективы с   профессиональным тагильским театром

20_40_8.jpg - 41.08 kb

В 30-e годы в городе появились так называемые «живые газеты» агитационно-просветительские коллективы с именами «Ударник», «Рупор профсоюзов», «Синеблузники».  Молодые люди, особенно увлеченные творчеством, положили начало  тагильскому ТРАМу – театру рабочей молодежи

Он образовался в 1931 году и сначала работал в  Первомайском клубе (ныне здание Музея изобразительных искусств). В названиях его постановок звучит ритм того далекого запутанного времени: «Девушка из семнадцатого», «Девушки нашей страны», «Поэма о топоре»…

В годы строительства Нижнетагильского металлургического завода  трамовцы перенесли  репетиции и выступления в один из рабочих клубов на стройке, где театр работал до 1936 года…

Среди  участников и артистов  «живых газет» и ТРАМА были О. и А. Истомины, Н. и А.Стремоусоовы, Н.Успенский, чьи творческие биографии продолжились в конце 40-х годов в  профессиональном Нижнетагильском театреИх всех также можно считать связующей нитью бывшего заводского, рабочего и нынешнего тагильского театра