ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НИЖНЕГО ТАГИЛА в 20-40 годы ХХ века
С сайта театра https://tagildrama.ru/ofitsialno/
Между последним спектаклем заводского и первым спектаклем Нижнетагильского драматического, который носит сегодня имя Д. Мамина-Сибиряка, прошло чуть меньше трех десятилетий
В 1920 году тагильчане, заинтересованных в продолжении театральной жизни город, решили создать при отделе народного образования новый театр, и его режиссером единодушно избрали А.И.Боташева. Одной из первых его постановок стала пьеса «Враги» А.Бондина. Театр просуществовал недолго
В 1922 году при отделе народного образования был открыт новый любительский театр — драматическая группа «Ансамбль». Один из его артистов вспоминал: «Сезон открылся в воскресенье, 1 октября. К пяти часам билеты были проданы, и над кассой висел аншлаг, заготовленный мной накануне. К шести часам вечера все артисты, занятые в спектакле, были в сборе
Настроение приподнятое. К семи часам пришел за кулисы Александр Иванович Боташев, он поздравил всех с началом сезона и сел у печки на скамейку. Старик волновался, не мог оставаться дома и пришел, чтобы быть вместе с товарищами»
Известно, что А.И.Боташев «шефствовал» над молодыми актерами и даже играл в некоторых спектаклях.
Со дня открытия театра и до 15 мая следующего года было поставлено около 40 пьес. (Подумать только!) Вот некоторые из них: «Царь Федор Иоанович» А.Толстого, «Овод» по Э. Войнич, «Женитьба» Н.Гоголя, «Два брата» М.Лермонтова.
Но 23 мая 1922 года из-за железной печки, обогревающей закулисную часть, из-за которой мог возникнуть пожар, театр был закрыт. Какое-то время спектакли шли на сцене городского сада (в парке имени А.Бондина.
Дальнейшая судьба «Ансамбля» неизвестна. Скорее всего, он вскоре прекратил свое существование
Cохранился список труппы, в котором нас особенно интересует фамилия «назначенного на амплуа любовника» (так и написано в рукописном документе) Б.Г.Гронского. Вот оно – еще одно замечательное имя тагильской театральной истории! Борис Григорьевич Гронский играл и ставил спектакли драматической группы «Ансамбль», возглавлял «Живую театрализованную газету», активно участвовал в формировании тагильского Театра рабочей молодежи. В конце 50 — начале 60 годов стал главным режиссером Нижнетагильского драматического
На фото: Б.Гронский (с трубкой)
Гронский — второе звено, связующее любительский театр, нарождавшиеся в 20-е годы ХХ века театральные коллективы и сегодняшний Нижнетагильский драматический. Так что он — тоже один из тех, кто связал нарождавшиеся после октября 1917 года театральные коллективы с профессиональным тагильским театром
В 30-e годы в городе появились так называемые «живые газеты» агитационно-просветительские коллективы с именами «Ударник», «Рупор профсоюзов», «Синеблузники». Молодые люди, особенно увлеченные творчеством, положили начало тагильскому ТРАМу – театру рабочей молодежи
Он образовался в 1931 году и сначала работал в Первомайском клубе (ныне здание Музея изобразительных искусств). В названиях его постановок звучит ритм того далекого запутанного времени: «Девушка из семнадцатого», «Девушки нашей страны», «Поэма о топоре»…
В годы строительства Нижнетагильского металлургического завода трамовцы перенесли репетиции и выступления в один из рабочих клубов на стройке, где театр работал до 1936 года…
Среди участников и артистов «живых газет» и ТРАМА были О. и А. Истомины, Н. и А.Стремоусоовы, Н.Успенский, чьи творческие биографии продолжились в конце 40-х годов в профессиональном Нижнетагильском театреИх всех также можно считать связующей нитью бывшего заводского, рабочего и нынешнего тагильского театра