НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
С сайта театра https://tagildrama.ru/ofitsialno/
На уникальном снимке 1946 года — первые актеры, режиссеры, художники, музыканты, технические работники Тагильского театра. Почти десять лет театр работал в здании клуба железнодорожников имени М.Горького. ДКЖ.
Картина 1
1945 год. В благодарность тагильчанам — танкостроителям, горнякам, металлургам — за их героический труд в годы Великой Отечественной войны исполком Свердловского облсовета, а затем Совнарком РСФСР принимают решение о создании в Нижнем Тагиле государственного драматического театра.
Впервые театр распахнул занавес в канун первой годовщины Победы — 8 мая 1946 года
Первая премьера Нижнетагильского драматического -«Оптимистическая трагедия»
Спектакль по пьесе Вс. Вишневского — несомненная удача театра, постановщика – главного режиссера Бориса Рощина, художников, композиторов, оркестра и, конечно, артистов Ф. Валицкой (Комиссар), заслуженного артиста ТАССР Д. Андреева (Алексей), И. Волгина (Вожак), Д. Черкасова (матрос Вайненен) и всего коллектива. Безупречны массовые сцены, сделанные с большой выдумкой и заражающие непосредственностью и молодостью.
«Желаем театру дальнейших творческих успехов и ждем спектаклей «Под каштанами Праги», «Модная лавка» и других».
К. Сазонов, «Тагильский рабочий», 1946
Почти десять лет театр работал в здании клуба железнодорожников имени М.Горького.
Там было тесновато, и нередко столяры и художники делали декорации и писали афиши прямо на улице. Это была лучшая реклама. Тагильчане задолго до дня премьеры раскупали билеты на спектакли
К пятилетию театра, в мае 1951 года, его главный режиссер и И.Саламатин и директор А.Истомин отчитывались: «Пять лет — это 51 премьера, 1750 сыгранных спектаклей, 550 тысяч зрителей. Это новые творческие силы: режиссер М. Арбенина, артисты 3. Бестужев, Н. Чагин, М. Стрелкова, интересная группа молодежи, занятой в ответственных ролях, — С. Войновский, Н. Серебренникова, И. Шушарина. Это с честью выдержанный экзамен на гастролях в Свердловске»…
Памятные события первой половины 50-годов
«Молодая гвардия» — большая победа театра…
Неслучайно единым дыханием живут зал и сцена. В этом заслуга постановщика Б. Потика и молодых актеров Н. Смирнова (Олег Кошевой), который подкупает задушевностью и проникновенностью, Т. Степановой, сыгравшей Ульяну Громову скромной девушкой с горящей душой, открытой всему светлому и чистому, и М.Новиковой — ее Любовь Шевцова, как свежая струйка, полная безудержного озорства и удали. Заразительный, яркий образ Сергея Тюленина создал М. Дорохин.
Евгения Буйко, «Тагильский рабочий», 1947 год
Легендой театра начала 50-х годов стал спектакль «Сильные духом» в постановке главного режиссера Ю. Юровского
За 37 дней гастролей в Свердловске по просьбам зрителей театр 31 раз сыграл спектакль «Сильные духом», заменив им почти все заявленные в гастрольной афише постановки. Много писем от людей, лично знавших разведчика Николая Кузнецова, получил исполнитель его роли Ю. Юровский. В них дана высокая оценка работы артиста, которому удалось правильно воспроизвести черты личности нашего героя-земляка. Спектакль заснят на пленку и включен в киножурнал «Сталинский Урал».
Этот успех — результат большой и упорной работы самого молодого в области сценического коллектива, первым на Урале осуществившего постановку драмы Д. Медведева и А. Гребнева.
Ю. Мячин. «На смену», 1952
Владимир Мотыль – будущий известный кинорежиссер, создатель знаменитого «Белого солнца пустыни», в 1952- 1955 годах поставил на тагильской сцене 10 спектаклей
Вера Лотар-Шевченко – французская пианистка, после 13 лет заключения в ГУЛАГе, работала в Нижнетагильском театре концертмейстером с 1951 до 1954 года
Дмитрий Колпаков — старейший артист труппы, один из первых тагильских бенефициантов
Вопреки предлагаемым обстоятельствам
За 5 лет в театре сменилось 4 главных режиссера, часть актеров столичных театров, отработав положенное время, уехали из Тагила. Было сложно спланировать и особенно осуществить задуманное, находясь на положении квартирантов в Доме культуры железнодорожников. Начатое строительство своего здания затягивалось.
И все же с поразительной смелостью брался юный коллектив за постановку лучших современных пьес и мировой классики. В его репертуаре «Ее друзья» В.Розова, «Честь семьи» А. Афиногенова, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Маскарад» М. Лермонтова, «Тартюф» Мольера, «Мария Тюдор» В. Гюго…
В 1951 году на должность директора театра был назначен Алексей Григорьевич Егоров. Именно на его долю выпала, быть может, самая сложная в биографии театра пора. На него была возложена директорская ответственность не только за деятельность коллектива, выполнение финансового и творческого планов, но и забота о новом, еще не родившемся театрально доме. Дочь Алексея Григорьевича – журналист Ада Егорова вспоминает: «Как только началось строительство нового здания, его жизнь превратилась в бесконечные переговоры и согласования с авторами проекта, со строителями, командировки в Москву и другие города за специальным оборудованием для будущей сцены и производственных цехов… Мало было построить здание — предстояло превратить его в театр, оснащенный современной техникой, в дом — удобный для работы творческого коллектива, уютный для зрителей, и подготовить к открытию».
Картина 2
Первая премьера на новой сцене – в роскошном здании, выросшем на Театральной площади, — состоялась 20 августа 1955 года
Каким бы ни был спектакль «Порт-Артур», сыгранный в тот памятный вечер, в «Книге отзывов» зрители писали не о нем, не об актерской игре и режиссерских находками. Они восторгались уютным и величественным гардеробом, дубовом паркетом, белоснежными мраморными лестницами, великолепным потолком зала, люстрами и огромными, но почему-то «кривыми» зеркалами верхнего фойе…
В год новоселья театра его главный режиссер К.Ведёрников размышлял: «Если еще полгода назад нам делалась скидка на отсутствие базы для серьезной работы, то теперь скидки не дают: редко какой городской театр имеет такие хорошие условия, как мы. И коллектив стремится к улучшению репертуара. Нами уже поставлены заинтересовавшие зрителей спектакли «Порт-Артур», «Настоящий человек», «Последние» и «Персональное дело». К началу 1956 года мы готовим сложнейшую пьесу «Кремлевские куранты» Н.Погодина.
Зрители упрекают нас в том, что театр забыл о богатом наследии А.Островского. В этом сезоне решено показать одно из лучших его произведений – драму «Гроза». А так же нас заинтересовали шедевры мировой драматургии «Женитьба Фигаро» Бомарше, лучшая комедия испанского автора Лопе де Вега «Собака на сене» и редко исполняемая пьеса А.Афиногенова «Мать своих детей».
Есть у нас некоторые достижения и в улучшении оформления спектаклей, потому что увеличиваются в сравнении с прошлыми годами ассигнования на постановки. А самое главное то, что в открытом новом здании театр досрочно, к 17 ноября, выполнил годовой план по доходам». 1955
Доходное место
Семья
Третий человек
Доктор философии
К празднованию 10-летия театра был выпущен необычный пригласительный билет — перекидной календарь, десять страничек которого повторяли афиши лучших спектаклей минувших сезонов.
Памятные события второй половины 50-годов
«Повесть о настоящем человеке»
Поездкой театра в Москву завершилась работа по созданию спектакля по повести Б. Полевого. Спектакль вызвал большой интерес у москвичей и одобрение автора повести. Он писал: «Упорство вашего драматурга-инсценировщика Т. Лондона и вашего театра преодолевает то, что оказалось не по силам творческим работникам Москвы и Ленинграда. Очень это радостно, потому что показывает лишний раз, как широк размах нашего искусства и как велики и многогранны его творческие кадры».
В ответ на нашу просьбу помочь в дальнейшей работе над спектаклем «Повесть о настоящем человеке», Б.Полевой написал в своем письме: «Пусть каждый исполнитель отчетливо вспомнит дни, годы священной Отечественной войны. Пусть в течение всего спектакля звучит в сердцах боль и гнев военных лет». Эти советы дороги актерам В. Семенову (А. Мересьев), Б. Мезрину (Гвоздев), Г. Шевченко (Стручков) и всем остальным исполнителям спектакля. 1955
Зиновий Бестужев — первый актер Нижнетагильского драматического театра, удостоенный в 1956 году почетного звания «Заслуженный артист РСФСР»
«Гроза»
Достоинства новой работы коллектива театра в том, что он не шел по проторенной дорожке, используя тот или иной образец в постановке этой пьесы А. Островского. Режиссер К. Ведёрников и актеры создали свой, оригинальный спектакль. В нем немало творческих находок, хорошо продуманных, ярче раскрывающих характеры героев. Режиссер, например, не захотел ограничиться выводом главной героини на авансцену и произнесением ею главного монолога.
Он перенес картину в мрачный сарай (художник В. Гартунг), где молчит не прощающая ничего Кабаниха, рыдает в безысходной печали Тихон и мучается Катерина. Как эта сцена поднимает спектакль! Моно лог Катерины звучит теперь трагичнее и… правдивее, так как рамки сцены словно раздвигаются, условности исчезают. Зритель как бы наблюдает кусочек реальной жизни, частицу жестокой, хмурой российской действительности.
Успех спектакля обеспечила правдивая и умная игра исполнителей ролей больших и малых – М. Полетаевой, М. Стрелковой, Г. Шевченко, Н.Чагина, А. Дейн, В. Шкарупы и других. «Гроза» — большое творческое достижение нашего театра.
А. Ронин, «Тагильский рабочий», 1956