ТВОРЧЕСТВО ТАГИЛЬСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

Студенты Уральской Государственной Архитектурно-художественной Академии. 1 курс. магистратура. Истомина Анастасия Владимировна. Дягилева Ксения Николаевна.

Введение.

Целью данной работы было рассмотрение творчества тагильских архитекторов последней трети ХХ века, нашедшее свое выражение в общественной архитектуре города. К ней можно отнести городской цирк, театр кукол, Дворец творчества юных, Дом политпросвещения, кинотеатры «Россия», «Современник», здание комитета по делам молодежи, реконструкция здания трест «Тагилстрой», Дворец ледового спорта. Чтобы подойти к его осмыслению, было изучено развитие архитектуры в Нижнем Тагиле со времен его основания.

Результатом работы стало составление хронологической таблицы и таблицы с описанием памятников советской архитектуры.

Часть 1

Хронология развития архитектуры Нижнего Тагила в XVIIIXX вв.

XVIII век

В 1702 году Никита Антуфьев Демидов получил разрешение от Петра I на строительство заводов по реке Тагил. И уже к 1722 году

Нижнетагильский завод раскинулся в юго-западной исторической части современного промышленного города. Сооружены основные цеха Выйского и Нижнетагильского заводов. Планировка города была обусловлена сложным рельефом долины р. Тагил: южную часть занял заводской пруд, западную – лисья гора, откуда как на ладони раскрывался весь город, а на востоке расположились жилые кварталы.

По горнозаводской традиции, определяемой вододействующей технологией производства, планировка центральной зоны подчинена пересечению под прямым углом двух планировочных осей: вдоль плотины заводского пруда и русло реки ниже ее водосброса. [19]

К 1730-40 образовалось 4 улицы в Нижнетагильском поселке: Тагильская, Ерзовка, Нагорная, Старозаводская (Невьянская). И 3 в Выйском: Выйская, Заречная и Вогульская. Проложен Лайский тракт к Лайским заводам.

К 1747 жилая застройка формируется у строящихся заводов и у ближайших поселений-деревень: Вогульской, Плешковой, Рогожиной, Фадеевой, Горбуновой.

В начале 1750-х происходит заселение левого берега пруда, берегов р. Рудянки. Возле плотин формируются заводские площади.

В 1750 построена деревянная церковь Введения на Заводской площади и Старообрядческая Троицкая часовня на Ключах. А в 1777  Входо-Иерусалимская церковь. Архитектура их носила черты архитектуры России 30-х годов XVIII столетия.

Цехи, заводы, склады, церкви имели характерные для этого времени рустованные лопатки по фасаду с маленькими проемами окон и полуциркульными проемами дверей с архивольтами.

К 1795 формируются новые улицы: Шамина, Ерзовка, Лесина, Арзамасская, Новая Банная, Тагильский Криуль. Два заводских поселка начинают объединяться новыми трактами с другими поселениями: Салдинским, Висимо-Уткинским. Главной площадью становится Заводская площадь железоделательного завода.

Характерным типом жилища в XVIII веке была срубная изба на подклете с примыкающим к ней крытым двором.

XIX век

Рост технического прогресса в мире требовал развития горнозаводской промышленности Тагила, его архитектурно-строительного комплекса. В связи с чем и была учреждена должность архитектора заводов в 1806 году. В его обязанности входило не только руководство промышленным проектированием, но и контроль за планировкой и гражданской застройкой.

На эту должность Демидовы специально готовили кадры: в Академию художеств был отправлен сын крепостного работника конторы Демидовых в Петербурге Чеботарев Александр Петрович.

С 1826 года, не окончив Академию, он приступает к проектированию Нижнетагильского заводского госпиталя и частных зданий, таких как «господский дом» Демидовых. А в 30е годы заканчивает строительство здания главного управления заводов.

С постройки этих зданий в Тагиле появляется новый стиль — русский классицизм. До 1825 года подобных зданий в Тагиле не было, если не считать церковь на предзаводской площадке.

Фасады Чеботарева – это гладкая стена с прорезанными окнами хороших пропорций и центр, выделенный портиком. Богатство оформления зданий было одним из требований хозяев: заводовладельцы диктовали крепостным зодчим архитектурную политику.

При Чеботареве в 1830-е Базарная площадь переносится со Старобазарной (Носова) улицы в район улицы Нагорной (Александровской-Ленина), закладывается «Господский сад» для заводских служащих на берегу Тагильского пруда.

В 1830-40-е заводские поселки слились в одно целое и в 1860-е годы получают название «Нижнетагильский завод» или «Нижнетагильск».

В 1833 году по воле Павла и Анатолия Демидовых начинается строительство новой каменной Введенской церкви по проекту Чеботарева. Строительство ее велось до 1838 года, когда Александр Петрович был уволен за «неисправность в работе».

После него на должность архитектора заводов был назначен Комаров Александр Зиновьевич только в 1840 году. В это же время ученик Чеботарева Луценко Кирилл Алексеевич занимает должность помощника архитектора. Их совместной работой стали дома для заводских служащих Демидова по ул. Кирова 19, 21 в стиле классицизма. На этой же улице по проекту Комарова был построен дом, где жил и работал Мамин-Сибиряк – «Строгановский дом».

Луценко занимался проектированием промышленных зданий, среди которых механический (1840), столярный и кузнечный (1891) цеха. В то же время он занимался и строительством гражданских зданий: училища по ул. Уральская, 2 и Тагильская, 1, Авроринский приют по ул. Фрунзе, 24. ему же приписывают проект Свято-Троицкой церкви, строительство которой шло с 1842 по 1860 гг.

Архитекторы А.З. Комаров и К.А. Луценко вели такую же работу по планировке городов, какую выполнили архитекторы, составлявшие генеральные планы Екатеринбурга, Ижевска и других горных городов.

До нашего времени дошел оригинальный проект реконструкции предзаводской площади, относящийся к 40-м годам XIX столетия.

Предзаводская площадь формировалась постепенно и не имела четко очерченного геометрически правильного контура. На многоугольной площади сходились два луча главных магистралей города. Одной из сторон площадь была раскрыта на пруд, другой — на заводскую площадку металлургического завода. Половину периметра площади занимали деревянные жилые дома. При составлении проекта реконструкции площади Комаров и Луценко подошли к этой задаче реалистически, сохраняя исторически сложившуюся основу объекта планировки. 

Сложная конфигурация и система застройки площади приобрели в этом проекте законченную архитектурную композицию, построенную на трех осях, сходящихся к площади улиц. Две из них подчеркнуты церковью и главной конторой, а третья явилась продолжением одной из главных магистралей города. Для исправления контура площади проект предусматривал снос жилых домов, выпрямление улиц и постройку нескольких больших зданий. [13]

В Тагиле была резкая разница между центром города, заселенным представителями привилегированной верхушки, и кварталами, в которых жили рабочие и ремесленники. Это положение не изменилось и после реконструкции. Как мы видели, проект реконструкции касался только центральной, предзаводской площади. Скованные в своих действиях волей Демидовых, архитекторы Нижнего Тагила не имели возможности улучшить планировку города в целом.

Территория города в то время расширяется за счет новых районов. В 1850-е гг. возникает Гальянка.

После смерти Комарова в 1857 г. архитектором Нижнетагильских заводов назначен Нельсон-Гирст Томас Фомич. Застройкой города он не занимался, но по его проекту в 1862-77 гг. был построен Собор Александра Невского в память об освобождении от крепостного права.

Классицизм в Тагиле не нашел отражения в церковном зодчестве: построенная в 1835-45 гг. Выйско-Никольская церковь (первоначальный проект  А.Х. Криха, зодчего из Санкт-Петербурга, позже переработанный К.А. Тоном) является первым памятником русско-византийского стиля на Урале.

В конце 50-х годов XIX столетия строительство новых зданий в Нижнетагильских заводах становится редким явлением. А в тех редких случаях уже не соблюдаются каноны классицизма.

Резко сокращается количество архитекторов. И в творчестве Луценко в начале 60-х годов наблюдается постепенная утеря классических традиций и переход на путь украшательства и эклектики. [6]

XX век

С отменой в 1884 году должности архитектора заводов произошел постепенный переход от стиля русского классицизма, творчески развитого тагильскими заводчиками, к так называемому «псевдорусскому» и эклектике.

Примером «псевдорусского» стиля является церковь Вознесения на территории Скорбящего монастыря (1905-1914 годы). План разработан инженером Артемовым Е.И.

В стиле эклектики перестраивается центр Тагила: на месте деревянных домов представители торговли, промышленной буржуазии, чиновники строят монументальные особняки с обширными дворовыми службами по улицам Александровской – Ленина, Шамина – Карла Маркса, Арзамасской – Красноармейской, Высоковской – Первомайской. В фасадах смешиваются все архитектурные стили – от модерна до классицизма, — причиной чему послужила погоня за дорогим, богатым убранством.

Дома, как правило, совмещали функцию магазинов, деловых контор и жилых помещений. Дома тагильских рабочих и кустарей отличались железными крышами, парадными крылечками, палисадниками перед домом и огородами во дворе.  Новым типом жилых помещений становятся рабочие казармы возле рудников и заводов.

В 1916 году новыми районами застройки стали «Выйской поле» и «Елизарова горы» у Высокогорского снарядного завода. 

В очень тяжелый для нашей страны период с 1917 по 1922 гг. (революции и затем Гражданская война) строительство находилось в упадке, многие предприятия были закрыты и разрушены, оборудование вывезено. Но уже с 1923 г. началось постепенное восстановление всех предприятий города.

В 1929 г. для осуществления объемов развернувшегося строительства и работ по восстановлению города был построен Кирпичный завод.

В том же году появляется первый проект Нижнего Тагила XX века (авторы – архитекторы Горстройпроекта – Мостаков и Смирнов). Рассчитан он был на 20 лет. В нем проработаны все районы Тагила. Предусматривались широкие проспекты, были спроектированы интересные жилые и общественные здания в торжественном, праздничном стиле. Однако, проект не был осуществлен, за исключением некоторых зданий в Дзержинском районе. С другой стороны, если бы проект воплотили, то старые купеческие особняки улиц Ленина и Карла Маркса исчезли совсем.

С начала 1931 г. по проекту Ленинградского Гипромеза началось строительство НТМЗ, а в июне этого же года по проекту Московского Гипромеза – строительство УВЗ. В связи с тем, что не был принят единый генплан города, а заводы и жилая застройка вокруг разрабатывались разными проектными организациями, планировка города перестала быть компактной.

В период с 1932 по 1935 гг. проектируются отдельные планировочные районы города, при этом привлекаются лучшие архитекторы страны.

Проект Дзержинского района разрабатывает Московский Горстройпроект, а проект жилого района Красный Камень – мастерская М.Я. Гинзбурга. В последнем предусмотрена оригинальная планировка жилых ансамблей, парковых пространств, магистралей. Из всего этого реализовать удалось только 2 пятиэтажных дома по ул. Жуковского 8, 20 в стиле конструктивизм архитекторов Гриневича и Розенбаума и здание детского учреждения (впоследствии тубдиспансер).

Прямоугольная сетка улиц с ориентировкой главных – Ильича и Вагоностроителей – на проходные завода послужила основой планировки Дзержинского района.

Наибольший интерес представляет комплекс жилых домов по ул. Ильича 2, 4, 6, 8, а также ряд общественных зданий (среди них баня и школа №9), наиболее полно раскрывающие черты архитектурного стиля конструктивизм.

Внешними особенностями стиля являются широкие большие окна, создающие определенный ритм; выступающие объемы балконов и эркеры; сдержанность пластики фасадов; геометризм, лаконичность форм. Форма зданий определена назначением. Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни.

23 марта 1933 г. принято постановление «об утверждении схемы планировки Нижнего Тагила», где были рассмотрены ошибки, возникшие при размещении новых промышленных предприятий.

С 1935 г. осуществлялось благоустройство города: асфальтирование улиц, создание новых скверов и парков. Рядом с центральным сквером им. Октябрьской революции была построена в 1938 г. гостиница «Северный Урал» (архитектор Н.И. Федоряко).

Развитие города было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны. Однако, производство в это время развивалось достаточно интенсивно.

По окончании Великой Отечественной войны построенные в победный 1945 г. первые многоэтажные дома по ул. Ленина становятся образцом нового стиля – «сталинского ампира» или неоклассицизма.

В отношении победы над фашистской Германией проводили параллель с победой над Наполеоном. И, так как после Отечественной войны 1812 г. в России был стиль ампир, то и после Великой Отечественной войны он проявился в значительной мере. Это парадный стиль, и к характерным его чертам можно отнести наличие ордера в виде колонн и пилястр, портики, фронтоны, арки; синтез архитектуры и скульптуры, заключающийся в обилии декора, наличии барельефов с геральдическими композициями. Важнейшей особенностью стиля является ансамблевая застройка улиц и площадей.

1948 году утвержден первый генплан города, разработанный «Горстройпроект» архитектором Мостаковым А.М. Основанием послужила необходимость объединения разрозненного строительства производственно-селитебной зон города. Недостатком проекта стало определяющее значение развития промышленности по отношению к социальным проблемам жителей города.

Крупные советские архитекторы В. Гельфрейх. И.Соболев. М Синявский приняли участие в конкурсе в 1947-48 гг. на реконструкцию городского центра.

Исторически сложившийся центр у проходных завода им. Куйбышева был плохо связан с новыми районами города и не имел возможности территориального развития. Размещение нового центра намечалось в районе современного Пионерского сквера. Но архитекторы Э. Розенбаум и Б. Штивель (Горстройпроект, Москва) в 1948 году предложили разместить новый центр на самом высоком участке улицы Ленина, в месте, где она, делая излом, переходила в Салдинский тракт.

В соответствии с этим предложением архитекторы Я. Свирский и Г. Тиме (Ленинградский филиал Гипромеза) разработали проект реконструкции центра, легший в основу дальнейшего освоения. Перемещение центра
диктовалось ростом города в восточном направлении.

По проекту 1954 года в основу проекта Центральной площади была заложена симметричная трехлучевая композиция. Боковые стороны площади предполагалось застроить сплошным фронтом крупных  общественных зданий. Через арки-пропилеи пробивались направления аллей к набережной пруда.

Уже с конца войны начато строительство квартала 33 по ул. Ленина на месте сноса старой застройки. Архитектура построек по проекту Свердловского отделения «Промстройпроект» напоминала ренессансные палаццо с их сложным профилем карнизов, колоннами, пилястрами, рустованными первыми этажами, арочными окнами.

Ещё более тяжеловесные и монументальные формы и детали прослеживаются в планировке квартала 26 (Ленинградский Гипромез, архитектор Н. Коган), построенного в 1948 году в стиле «Тагильский ампир». Кварталы 32 и 27 (Свердловский «Промстройпроект» и Тагильский «Горпроект») отличаются комплексностью застройки и благоустройства, сложностью декоративного и цветового решения фасадов домов.

Наиболее интересным является квартал 25 (Ленинградский Гипромез, архитекторы Свирский Я., Тиме Г.), построенный в стиле «сталинского классицизма», треугольная форма в плане которого определилась трёхлучевой композицией улиц, отходящих от центральной площади.

Внешнее единство разных по этажности и планировке домов достигнуто сходством композиционных приёмов решения фасадов. Дворовые фасады не менее привлекательные, хотя и белее скромными, чем уличные.

Жилые дома по улице Ленина в кварталах 33 и 34 внесены в список памятников архитектуры города.

Застройка Выйского района, кварталов 93-95, 91-92, 77, 78 (Нижнетагильский Горпроект) выполнялась по индивидуальным и типовым проектам также как и в центре города, отличавшимся большой проработкой фасадов и экономной внутренней планировкой.

Застройка Красного Камня велась по проектам Горстройпроекта (Москва). Первым был осуществлён в 1948-52 годах квартал 2-2а, застроенный 3-4-этажными домами, затем кварталы 12-13 и 16.

Квартал 2-2а интересен тем, что это самый большой квартал Нижнего Тагила, расчленённый пополам Восточным проездом и объединённый внутриквартальным садом-сквером, застроен в основном так называемыми «офицерскими» 3-этажными домами (Военпроект, архитекторы Свирский Я., Тиме Г.).

В 1947 году разработан проект детальной планировки Дзержинского района (Горстройпроект, архитектор Т.Н. Дружинина). Завершается строительство кварталов 29-35, 45. [12]

Нельзя не упомянуть о работах тагильского архитектора Г.П. Беспамятных: дом 23/40 по пр. Ленина, выполненный по индивидуальному проекту, и  жилые дома по ул. Фрунзе.

В период с 1956 по 1964 гг. должность главного архитектора города занимал Бут Василий Иванович.

В 1956 году на Тагилстрое началось строительство первых крупноблочных жилых домов по серии 419, в 1961 году -крупнопанельных типа 2Д. В эти годы появляются прекрасные здания учреждений культуры, здесь формируются общественные центры районов и города.

В 1952 году по проекту свердловского архитектора Емельянова построен ДК Металлургов, вокруг которого по проекту ленинградского «Гипромеза» разбивается огромный парк.

В 1955 году окончено строительство драматического театра (архитектор А.Тарасенко, Москва, Гипротеатр).

В 1958 году построен ДК Уралвагонзавода (архитектор О. Залесская, Горстройпроект). В это же время строятся ДК Огнеупорщиков, ДК Рудника им. III Интернационала, четырёхэтажные здания школ на 880 учащихся (архитекторы Асс Л., Гинзберг А.). [12]

В 60-70-е годы продолжалось быстрое индустриальное развитие Нижнего Тагила.

За 1965-1980 годы реконструировано и построено около 100 новых промышленных объектов. Большую роль в ускорении темпов жилищного строительства имело сокращение количества организаций-застройщиков, создание в 1971 году треста крупнопанельного домостроения.

К началу 60-х годов генеральный план города 1948 года по вводу жилья был перевыполнен благодаря строительному конвейеру, упрощённой планировке и отделке фасадов, размещению застройки на площадках, обеспеченных инженерными коммуникациями.

Новый генеральный план города разработан институтом «Мосгипрогор» в 1963 году, но только в 1967 году утверждён.

В 1964 г. Главным архитектором города становится Попов Дмитрий Сергеевич. В это время в Тагиле работала группа архитекторов: В. Солтыс, А. Обухов, В. Копылов. Они внесли большой вклад в развитие архитектуры последней трети XX века.

В этот период с увеличением этажности застройки укрупняется планировочная структура жилых массивов. Вместо мелких кварталов начинается строительство больших микрорайонов, включающих общественные центры, школы, детские сады, спортивные сооружения.

Первый микрорайон построен в начале 60-х годов в Дзержинском районе, а к началу 70-х годов, когда в Тагиле практически не осталось свободных для застройки территорий, началось освоение в соответствии с новым генеральным планом огромного Гальяно-Горбуновского жилого массива на 150 тыс. жителей.

Планировочно массив разбит на пять жилых районов: Красногвардейский, Муринские пруды, Александровский, Лисьегорский, Фотеевский. Первый освоенный Красногвардейский район в свою очередь состоит из пяти микрорайонов, расположенных вокруг общественного центра, включающего учреждения торгового, бытового, культурного назначения, спорткомплекс со стадионом, районный парк.

К недостаткам нового жилищного строительства нужно отнести отставание строительства объектов общественного назначения, благоустройства, типовую примитивность фасадов.

В 70-80-е годы появляются новые микрорайоны № 3, 4, 5 Пихтовых гор, «Юность» в Дзержинском районе, № 6, 7, 8 на Вые, «Восточный», «Приречный» на Красном Камне, «Запрудный», «Серебрянский» и другие. Проектируются жилые районы «Фотеевский», «Муринские пруды», «Свердловский», «Александровский», «Лисьегорский», «Ключики», большая зона отдыха на Ленёвском водохранилище.

В 60-80-е годы появляются многие общественные здания: кинотеатр «Россия» (1963 г.), «Современник» (1971 г.), театр кукол (1969 г.), цирк (1975 г.), гостиница «Тагил (1975 г.), здание филиала УПИ (1979 г.), Дворец пионеров, Дом политпросвещения. Именно они определили лицо центра современного Тагила.

Развитие архитектуры Нижнего Тагила в различные периоды времени шло по разному: различными были приоритеты архитекторов, создававших архитектурные строения, различную роль играли сами здания. Но самым главным является то, что стилеобразующие факторы с течением времени изменялись.

В начале 19 века главным стилеобразующим фактором в архитектуре был внешний вид здания. Постройки украшались всевозможной отделкой – колоннадами, портиками, прекрасными и многочисленными витражами. Нередко к главному зданию примыкало множество флигелей. Все было выполнено в строгой приверженности к тому или иному стилю.

В более поздний период 19 века стал актуальным другой стилеобразующий фактор – функциональность постройки. Архитекторы понимали, что порой красивый внешний вид здания скрывает за собой неудобство его применения. Поэтому все более распространялось мнение о том, что главное в архитектурном сооружении все же является назначение здания.

Архитектура начала 20 века облечена в новую форму, и, хотя, приоритетом строительства все так же оставалась функциональность, стилеобразующий фактор вновь изменился. Простота, лаконичность, строгость здания стали главными атрибутами при постройке зданий.

С конца 20 века архитектура идет по пути поиска прогрессивного стиля, через познание своего собственного творческого начала, без заимствования концепций, идей и форм со стороны.

На протяжении почти трех столетий существования Нижнего Тагила важную роль в развитии архитектуры нашего города играли как талантливые тагильские архитекторы, так и приглашавшиеся еще со времен Демидова архитекторы из других городов и иностранцы.

На развитие нашего города накладывали отпечаток события, происходившие в России в то или иное время. Таким образом, история нашей страны ясно отразилась в архитектуре Тагила.

Часть 2

Творчество тагильских архитекторов последней трети XX века

Всю советскую архитектуру следует разделить на периоды, отличющиеся друг от друга:

1 — советский авангард, конструктивизм,

2- сталинская архитектура,

3-постсталинская архитектура (хрущёвский период),

4-архитектура времён Брежнева до распада СССР.

Каждый период интересен и заслуживает внимания. Мы остановимся на архитектуре Тагила 60-80х годов.

Для 60-х годов, характерных внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми решетчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишенные акцентов. Это привело к появлению методов машинного проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного искусства и архитектуры.
Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях отражает стилевые особенности 60-х годов.

В противовес «украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 60 — 70-х гг. эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон.

Архитектура конца 70-х — начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов.

В этот период на окраинах больших городов появились жилищные комплексы оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности рельефа и природной среды. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм.

В каждом крупном городе сегодня существуют районы, метко названные в народе «спальными». Значительно удаленные от промышленных предприятий, они позволяют городу развиваться, предоставляют людям удобное жилье.

В Нижнем Тагиле таким районом стал расположившийся между старой Гальянкой и деревней Горбуново, входившими некогда в Троицко-Александровскую волость, Гальяно-Горбуновский жилой массив. Его строительство началось в 1970-е годы по проекту тагильских архитекторов В. И. Солтыса и А. И. Обухова . Распахнувшиеся ввысь строения жилых домов организуют четкие линии кварталов Красногвардейского района. Дома-гиганты соседствуют с живописными, тонущими в зелени улицами старой «фольклорной» Гальянки, подчеркивая их камерность. Деревянные уютные дома, традиционные для жилого строительства горнозаводского Урала, создают тот особый мир душевного покоя и равновесия, который так необходим человеку.

Новые районы придают выразительность силуэту современного Тагила. С северной стороны Гальяно-Горбуновского массива пролегла лента Черноисточинского шоссе, связывающая Нижний Тагил со старейшими поселками — Черноисточинском и Висимом.

В начале жилого массива расположены два восемнадцатиэтажных жилых дома из монолитного железобетона, построенных для работников металлургического комбината. Мощные, лаконичные объемы зданий с рублеными членениями фасадов играют роль высотных доминант района.

Необходимо отметить, что незадолго до рассматриваемого периода развития архитектуры Тагила, в 1956-1957 году, вышло знаменитое постановление, «уличающее» проектировщиков в любви к «архитектурным излишествам».  Можно сказать, что оно связало архитекторов в их творчестве и в дальнейшем привело к индустриализации строительства и распространению типовых проектов.

В заключение хочется отметить: несмотря на то, что характерной чертой в архитектуре Нижнего Тагила последней трети XX века становится развитие типового проектирования и индустриального строительства зданий, тагильские архитекторы все же сумели найти подходы к тому, чтобы улучшить и разнообразить облик города.

Библиографический список:

  1. Алферов, Н.С. Зодчие старого Урала / Н.С. Алферов. – Свердловск, 1998. – 250 с.
  2. Чеботарев, А.П. [Электронная статья] // http://history.ntagil.ru/6_22.htm
  3. Васильева, Д. Первый главный архитектор и первый строитель / Д. Васильева // Тагильский рабочий. – 2008. – №83. – 13 мая.
  4. Город строится [Электронная статья] // http://history.ntagil.ru/11_9_09.htm
  5. Звангельская, В.Е. Эклектика в памятниках архитектуры Свердловской области / В.Е. Звангельская. – Екатеринбург, 2007. – 157 с. : ил.
  6. К.А. Луценко [Электронная статья] // http://history.ntagil.ru/6_23.htm
  7. Курбатов, В.В. Советская архитектура: книга для учителя / В.В. Курбатов. – М. Просвещение, 1988. – 208 с. : ил.
  8. Лотарева, Р.М. Города-Заводы России. XVIII — первая половина XIX века / Р.М. Лотарева. – Екатеринбург : изд-во Уральского университета. 1993.
  9. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР Свердловской области : сборник научных трудов №119 / ред. Н.А. Волес, Л.С. Радченко. – М. , 1983. – 180 с.
  10. Нижний Тагил / сост. В.К. Ковалевич. – 3-е изд., испр., перераб. и доп. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд-во, 1971. – 204 с.
  11. Нижний Тагил: жилищно-гражданское строительство / А.А. Стригалев, А.И. Целиков; под ред. П.А. Володина. – М. : Горстройиздат, 1959. – 110 с. : ил.
  12. Нижний Тагил – из прошлого в будущее. История развития. Перспектива застройки : архитектурный сборник. – Н. Тагил : РЕПРИНТ, 1999. – 80 с. : ил.
  13. Планировка города [Электронная статья] // http://history.ntagil.ru/10_15.htm
  14. Попов, Д. Заглянем в будущее / Д. Попов, В. Солтыс // Тагильский рабочий. – 1961. – 25 марта.
  15. Раскин, А.М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области /А.М. Раскин. – Екатеринбург, 2007. – 157 с. : ил.
  16. След на земле / ред.-сост. Д.В. Вендер. –Екатеринбург : СВ-96, 1999. – с. 158 -165  Солтыс, В. Здесь говорят: «Здравствуй, Тагил!» / В. Солтыс, А. Обухов, В. Копылов // Тагильский рабочий. – 1964. – №186. – 18 сентября.
  17. Солтыс, В. Общественный центр города. Каким он будет / В. Копылов, В. Солтыс, А. Обухов // Тагильский рабочий. – 1964. – 26 сентября.
  18. Стариков, А.А. Знаменитые памятники архитектуры Свердловской области / А.А. Стариков, В.И. Симиненко, В.М. Поздникин. – Екатеринбург : Сократ, 2007. – 325 с.
  19. Терликов, И. Спортивный комплекс Вагонки: как это было [Электронная статья] / И. Терликов // http://history.ntagil.ru/10_40.htm
  20. Толстоброва, О. Архитектор, художник и просто талант [Электронная статья] / О. Толстоброва, В. Чернявская // http://history.ntagil.ru/10_83.htm
  21. У подножия горы высокой [Электронная статья] // http://history.ntagil.ru/11_3_03.htm   ПРИЛОЖЕНИЕ I Хронологическая таблица развития архитектуры Нижнего Тагила  в XVIIIXX вв.Приложение III