СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРБАТОГО МОСТА

ВОСПОМИНАНИЯ

М.КЛЮЕВ, пенсионер, 1996 год.

Грамота Клюеву Михаилу Ивановичу за активное трудовое участие в строительстве моста металлургов 

Шла Великая Отечественная война… Многие ушли на фронт, а кого оставили по броне, те взвалили на свои плечи всю работу на заводе. Трудились день и ночь, не покладая рук. Взамен ушедших воевать мужей к станкам и агрегатам пришли их жёны. Подростки 15 лет работали, как взрослые, а чтобы достать до станка, подставляли под ноги ящики…

В ноябре 1942 года «треугольник» завода обратился к трудящимся огласив просьбу горвоенкомата о замене старого Горбатого моста. Проход по нему затруднял не только молодых и старых, но и в первую очередь раненых фронтовиков из госпиталей: в зимнюю пору ступени превращались в ледовую катушку, а надо было преодолеть пять маршей. В ответ на просьбу фронтовиков решили построить прямой пешеходный мост через завод длиной 360 метров.

Каждый трудился здесь по четыре часа сверх своего рабочего времени.
Начали копать котлованы под фундаменты опор. Стылую землю разогревали паром. Шёл месяц март. Когда углубились на метр, стала «давить» вода. Почвенная вода очень затрудняла копку котлованов. Непрерывно откачивали её насосами. Люди по колено в воде — на работу продолжали… Опоры моста изготавливались в котельномонтажном цехе из тавровой балки номер 30 — всего 40 колонн. Пролеты укладывались из двутавровых балок с помощью мачт и лебедок. Монтаж и заготовку перил выполняли из труб, которые брали из шихты. Этим занимался ремонтно-механический цех. Был специально разработан кондуктор, по которому из деталей собирали на электросварке звенья перил.
Работали в две смены. Монтаж вела бригада водопроводчиков ремонтно-механического цеха, деревянный настил моста делал ремонтно-строительный цех. Литейщики отливали и устанавливая колонны при входе на мост.
6 ноября 1944 года под звуки оркестра депутат Верховного Совета П. Н. Аганичев разрезал ленту, и был открыт проход через новый мост.

М.КЛЮЕВ, пенсионер,1996 год.