НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ХРАМЫ В 1920 г И ИЗЪЯТИЯ ИХ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Фото Нижний Тагил с горы Высокой, На первом плане Свято-Троицкая церковь (старая), на этом месте сейчас часовня. Входо-Иерурасимский собор — в дали слева — Введенский собор. Фото 1890-х годов.
Алексей Вячеславович Ефанов родился в 1975 году в Нижнем Тагиле. В 1998 году крестился. С 1999 года поёт и читает на клиросе. Классный уставщик. Посвящен в алтарники, есть на все это и архиерейское благословение. В 2000 году окончил Нижнетагильский педагогический институт. Год работал в школе учителем истории, но решил делать карьеру в церкви.
ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ В 1923-1929 гг.
В 1923 году в Нижнем Тагиле регистрировали храмы. Зарегистрировался и Входо-Иерусалимский, который стоял на горке, где сейчас стоит Торговый техникум по улице Ленина. Зарегистрирован он был 18 октября 1923 года, удостоверение выдано было 23 октября. Номер в списке – 181. Этот список есть в архиве до сих пор2.
В январе 1924 года было проведено отчетно-перевыборное собрание3. Может быть, на нем и решили добавить параграф 13 к Уставу прихода.
Устав у общины Входо-Иерусалимского храма был типовой. Но добавить к нему 13 параграф они считали необходимым4. В этом параграфе они прописывали свою независимость от Екатеринбургского епархиального обновленческого управления и объявляли себя православными, как их тогда называли «тихоновцами». Просьба о добавлении в Устав общины была направлена 1 апреля 1924 года.
В том же 1924 году (это, правда, предположительно), но точно известно, что 25 марта был разрешён слом Никольской часовни на торговой площади5. Краевед О.К. Лапина говорит, что эта площадь называлась Александровской. Эта площадь расположена, где сейчас сквер с фонтаном «Каменный цветок».
Зачем ломали часовню, непонятно. Но были и другие дела у прихожан Входо-Иерусалимской церкви. Например, 21 мая 1924 года они ходили на городской пруд крестным ходом6. В этот день отмечалось Преполовение Пятидесятницы. Так, по крайней мере, пишут в документах Введенской церкви, которая тоже ходила в этот год и день7.
Ходили еще и в другие дни, как писали они всегда почти в прошениях к власти «по примеру старых годов». Другими днями были 14 августа и 19 августа. 14 августа начинается Успенский пост, который строгий, почти как Великий, но длится 2 недели. 19 августа – это Преображение Господне, двунадесятый праздник. 14 августа 1924 года ходили на городской пруд9, а 19 августа 1924 года ходили на «Лысую гору»8.
Колокольный звон, который должен был быть по примеру старых годов в ночь церковного Новолетия с 13 на 14 января 1925, был отменен властями10, потому что он был, судя по косвенным источникам, запрещен в Тагиле уже тогда.
На Пасху 1925 года по старой привычке в церковь приходило много народа. Однако, не все они были настроены мирно, тем более были пьяные с неконтролируемым поведением. Попросили прислать милиционера, для контроля за ситуацией. Но власти отказали11.
Община церкви была тихоновской, это не нравилось властям, которые видели, что в Тагиле нет обновленчества. Дело они решили изменить административными методами.
Первый удар по церкви решили нанести еще в январе 1925 года, когда был найден некомплект в предметах, переданных приходу в безвозмездное бессрочное пользование. Это был крест напрестольный. Однако, прихожане нашлись и сказали, что крест этот был утерян еще в 1913 году12. Только непонятно, как он попал в опись имущества храма уже при большевиках. Тем не менее, власти отступили. Кстати сказать, большевики любили проводить всяческие проверки и составлять всяческие списки. Это относится к церкви. Во всех делах есть масса списков церковных зданий в разные годы большевизма. Есть списки причтов разных церквей. Наконец, есть списки церковного имущества, которое тоже учитывалось до последнего предмета. Как говорили: Советская власть – это учет и контроль.
Церковь не оставили в покое, ее все-таки добили, найдя некомплект в арендуемом ею имуществе. 7 июня 1925 года договор с общиной тихоновской ориентации решили расторгнуть13.
Можно подумать, что с закрытия «тихоновского» храма и открытия «обновленческого» что-то изменится в жизни прихожан. Мы, однако, такого практически не заметили. И вам покажем.
Изменения произошли в Уставе прихода. Он был принят, как и у всех церквей типовой, но в него на этот раз внесли добавления, которые выражали зависимость от Свердловского епархиального управления обновленцев и принятие решений 2-го Поместного собора14. Община, кстати, зарегистрирована была уже 20 июня 1925 года15, а 19 числа они уже отправили прошение в Свердловск к местному епископу, чтобы тот прислал двух священников и одного протодиакона. Старый дьякон решился остаться в качестве псаломщика16. Больше из клира никто не перешел в обновленчество в этой церкви.
В июне еще не было епархии в Тагиле. Это видно из того, что община просит разрешения властей на духовное утешение – служение архиерейским чином у них в храме епископа Иринарха Тюменского. Это прошение датируется июнем 1925 года17.
Прошли собрания приходские 13 и 24 сентября 1925 года18. Что на них решали, непонятно. Документов нет. 12 января 1926 года было утверждено постановление ОКРИКа в Свердловске о расторжении договора с тихоновской общиной Входо-Иерусалимского храма19.
Музейщики Нижнетагильского окружного музея 13 ноября 1925 года писали общине Входо-Иерусалимского храма, что ремонтировать некоторые части храма, а тем более ломать – нельзя. Потому что они являются памятниками истории культуры20.
Собрания прошли так же и в 1926 году: 28 февраля и 22 мая21. Так же нет документов об их проведении. Наверно, там решались какие-то хозяйственные вопросы, были отчеты, выборы.
В мае прошли крестные хода, которые традиционно устраивались в этот месяц и в прошлые годы. Относительно крестных ходов новый приход ни чем не отличается от старого. 13 мая 1926 года вновь был проведен крестный ход на реку Тагил22. Ходили на пруд и на реку, на которой стоит пруд. На реку ходили по улице Арзамасской до Старого тракта. Сейчас это все улица Красноармейская. Она до реки в городе была Арзамасской, а после моста тогда деревянного она была на Вые Старым трактом. На реку ходили именно к этой части реки у моста.
Еще 26 мая 1926 года просили провести крестный ход на воду: то ли на пруд, то ли на реку23.
Проведены были и крестные хода в августе. Традиционно 14 числа и нетрадиционно 10-го24. 10-го числа хоронили священника из Иоанно-Предтеченской приписной церкви Сухоложского кладбища. Хоронили на этом кладбище, и крестный ход был совершен именно туда. У местных были опасения, что общину могут занять тихоновцы, о чем они и сообщали властям. А 14 ходили на реку Тагил совместно с Введенской общиной по улице Арзамасской.
Крестный ход прошел и 19 января 1927 года на Крещение Господне (Богоявление). В документе указано, что он прошел «по примеру старых годов»25. Как видно, календарь обновленческая община не сменила на новый. Так бы они ходили 6 января, если бы по Григорианскому.
Прошло собрание приходское 6 февраля. Надо сказать, что собрания часто переносились по причине отсутствия кворума. Просто прихожан приходило мало. В заявлении одном храм наконец-то назван «кафедральным». Это произошло только 15 марта 1927 года26.
1 мая был проведен крестный ход на реку Тагил в 1927 году. Это, конечно, традиционно27. Еще, было получено разрешение на хождение с иконой по домам и служение молебнов «по примеру старых лет». Хождение было осуществлено с 8 мая по 10 июня 1927 года28. 14 августа был крестный ход совместно с Введенской церковью на реку Тагил29. Крестоходцы дошли от Введенской до Входо-Иерусалимской, а потом на реку Тагил.
19 января 1928 года был проведен традиционный крестный ход на реку Тагил. Он прошел от Введенской, через Входо-Иерусалимскую, до реки30. И 14 августа 1928 года прошел крестный ход по Арзамасской совместно с Введенской на реку Тагил31.
20.06.30 власти обратились в секретариат председателя ВЦИК. Входо-Иерусалимский собор был закрыт. Была направлена просьба подтвердить закрытие. Власти писали, что он закрыт по просьбам рабочих, а не административными методами. Там был открыт музей32.
ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НИЖНЕГО ТАГИЛА В 1923-1925 гг.
26 октября 1923 года Введенская община подает заявление в Уотуправ (уездный отдел управления): «Просит отдел Управления Н-Тагильского Уисполкома зарегистрировать нашу Введенскую общину независимо от ВЦУ и Екатеринбургского Епархиального управления»1. В этом состоял параграф 13, который они стремились добавить к Уставу типовому приходской общины.
Устав приходской общины, в частности, говорил, что община:
- Устраивает молитвенные собрания.
2.Управляет имуществом, полученым по договору от местных органов советской власти…
- Участвует в съездах религиозных обществ2.
Удостоверение община получила 18 октября 1923 года3, а под Уставом, на котором было написано, что община зарегистрирована 18.10.23, стоит подпись епископа Льва Нижнетагильского. Значит, он в это время еще был на свободе. Или подписал Устав раньше, чем его забрали в тюрьму.
19 января 1924 года прошел крестный ход на воду, который был традиционен для Тагила4. В мае традиционно прошел крестный ход на воду. Это было Преполовение Пятидесятницы, 24 мая 1924 года5. Прошел крестный ход и 14 августа 1924 года. Это праздник назывался в Тагиле «первый Спас преполовения»6.
18 июня Введенский храм подал прошение в Уисполком с просьбой о созыве съезда духовенства и мирян с целью создания епархии, независимой от обновленцев7. В прошении было отказано под предлогом отсутствия такого пункта в Уставе прихода8.
Этот съезд мог быть возможен только потому, что в Екатеринбурге не осталось архиереев православных. Наверно, их не было и в Перми и других близлежащих городах. А, может, существование епископа Льва вдохновило тагильчан на создание своей епархии вновь, когда владыку Льва арестовали.
В январе с 13 на 14 число, в церковное Новолетие, в Тагиле было принято звонить в колокола в церквях во всех. Было такое прошение от Введенской церкви в 1925 году9, но его власти отклонили10, потому что существовал запрет на звон Нижнетагильского ОКРИКа (постановление № 90 за 1924 год).
19 января 1925 года был разрешен крестный ход на воду Введенской, Свято-Троицкой, Казанской, Входо-Иерусалимской уцерквям11. Получается, что староверы дружили с пореформенными православными. Эта дружба сохранится даже, когда некоторые общины станут обновленческими.
1 марта состоялось отчетно-перевыборное собрание12.
Состоялся крестный ход на воду 13 мая 1925 года, в Преполовение13. Так же прошел крестный ход к Тагильскому пруду 14 августа 1925 года14. Все это очень традиционно.
С Введенской общиной произошло то же, что и с Входо-Иерусалимской. Был обнаружен некомплект в имуществе прихода – и его закрыли. Передав церковь другому приходу – обновленческому. Почему нацелились на эти церкви? Наверно, потому что они стояли в центре города. Наверно, ждали, что обновленчество расползется из центра на окраины. Обновленческой стала только одна независимая от этих приходов церковь – это Александро-Невская. Но мы полагаем, что она стала жертвой той же махинации властей, а не актом доброй воли.
Существует акт № 2 от 23 августа 1925 года об исследовании имущества общины. Выяснилось, что не достает: креста напрестольного, ковра, нет более 10 камней в украшениях Чаши и Евангелия и не оприходована скрипка15.
25 августа выдано разрешение на собрание, которое должно принять расторжение договора и выбрать председателя для передачи имущества Адмотделу16.
2 сентября Уралобладмотдел подтвердил изъятие Введенской церкви у общины17. А 5 сентября было решено отказать Введенской общине о возвращении церкви. Решили передать ее другой общине18.
Вот так, у тихоновцев изъяли, обновленцам передали. Но эти обновленцы внешне ничем не отличались от тихоновцев, потому что соблюдали традиции предков.
ВЫЙСКО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 1923-1928 гг.
Первым документом по истории Выйско-Никольской церкви является заявление председателя общины во власть с просьбой организовать собрание с повесткой: 1) Об изыскании средств на уплату налога на строение церкви за 1923 год в сумме 405 руб. 40 коп. золотом. 2) О введении самостоятельной епархии в Нижнем Тагиле и об отделении от Екатеринбургской. 3) О переходе на новый стиль. Собрание планировали провести 25 декабря старого стиля (то есть в Рождество), которое отмечается 7 января 1924 года нового стиля1.
Непонятно, кто мог возглавить в 1924 году самостоятельную Нижнетагильскую епархию. А, судя по тому, что Рождество отмечали по старому стилю, на новый переходить не собирались.
Удостоверение о регистрации Выйско-Никольская община получила только 30 октября 1924 года. Почти все храмы зарегистрировались в 1923 году, этот почему-то тянул2.
Дано властью разрешение на крестный ход «по примеру прошлых лет» на Выйский пруд 19 января 1924 года в Богоявление (Крещение Господне)3.
13 мая 1925 года прошел крестный ход традиционный на Выйский пруд4. 9 августа 1925 года прошел крестный ход на Патраково кладбище5, которое перешло в ведение прихода6. Обозначили мероприятие как «храмовый праздник»7. 9 августа нового стиля отмечается церковная память целителя и великомученика Пантелеимона. Краевед О.К. Лапина не ошиблась, написав, что часовня была освящена в честь великомученика: это подтверждают и документы архива.
В крипте храма находилась усыпальница родовая князей Демидовых. То, что в ней находилось, нашло свое отражение в описи храмового имущества, которая есть в деле, нами рассматриваемом. Так вот, чтобы попасть туда власти, конечно, не просили разрешение у церковников, но писали удостоверения всем, кто хотел побывать в этом историческом склепе. Ведь князья Демидовы владели на правах личной собственности всеми заводами Тагила и округи. В Нижнем Тагиле у них было заводоуправление, которое используется под музей теперь. Тагил и округа были их вотчиной. И вот, на поверженных самовладельцев ходили смотреть ученые, школьники и студенты.
18 августа 1925 года было выдано удостоверение на посещение склепа «бывших князей Демидовых» ученым8. 18 мая 1926 года было выдано удостоверение группе из 25 человек детей из Детского городка, чтобы посетить склеп9. 27 июля 1926 года удостоверение дано студентам, в количестве 8 человек, на посещение склепа10.
С крестными ходами ходили регулярно в условленные для Нижнего Тагила дни – это Богоявление, Преполовение и начало Успенского поста. Местным обычаем Выйско-Никольского храма было ходить на Патраково кладбище в часовню Пантелеимоновскую в день праздника ее святого.
В 1926 году было получено удостоверение на проведение крестного хода в Богоявление (19 января) и в Преполовение Птидесятницы, которая является переходящим праздником, то есть отмечается в разное время каждый год. Она связана с Пасхой. В 1926 году это был день 26 мая. Тогда тоже был устроен крестный ход и, как в Богоявление, на Выйский пруд11.
23 января 1926 года было проведено отчетно-перевыборное собрание12. А вот выписка из протокола собрания от 15/28 июня 1926 года, которая что-то припозднилась. Выписка с просьбой зарегистрировать архиепископа Свердловского и Ирбитского Корнилия (Гаврил Гаврилович Соболев) как своего архипастыря13. Он проживал по улице Обсерваторской 18114. Время его обращения к данному культу он определил как 1880 год15.
Митрополитом Свердловской митрополии был Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий16 с титулом Митрополит Свердловский и всея области Уральской, а вот кто этот архиепископ Корнилий, нам пока не ясно. Судя по тому, что он определил время присоединения к культу как 1880 год. Видимо он был тихоновец, а не обновленец. Но где в Тагиле улица Обсерваторская? Во всяком случае мы этого архиепископа не находим в списке причта церкви уже 20 декабря 1926 года17.
В 1927 году были совершены запрограммированные временем крестные хода. Получены удостоверения на проведение их 19 января18 и 18 мая «по ежегодному обычаю»19.
Есть копия протокола собрания от 18 сентября 1927 года, которое боролось за свое исповедание тихоновское против обновленцев. Обновленцы Нижнего Тагила на собрании своем во Входо-Иерусалимском соборе хотели отнять церковь Выйско-Никольскую у тихоновской общины под предлогом, что часть прихожан выступила за смену ориентации политической и духовной. Церковники из Выйско-Никольской пишут, что этого не было и просят оградить от нападок20.
Традиционные крестные хода в августе: 9 числа21 и 14 числа22 на Патраково кладбище и Выйский пруд.
В 1928 году осталось только несколько документов о крестных ходах. Нет документа окрестном ходе на Богоявление. 9 мая в среду (видимо, Преполовения) крестный ход на Выйский пруд23. 9 августа – на Патракову гору24. И разрешен крестный ход 14 августа25.
Была направлена во власть просьба о приезде для служения с 20 по 27 мая 1928 года в храме епископа Аркадия Кунгурского, управляющего Свердловской епархией26. Власти отреагировали положительно27.
Выйско-Никольская церковь закрыта постановлением Облика от 13.11.30. Но власти вели планомерную работу по обеспечению закрытия. Есть целое толстое дело (более 300 листов) со списками подписей от организаций и школьников, которые просили передать церковь подкультурно-просветительное учреждение. Это дело относится к 1928 году28.
ПЛАН ИЗЪЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ. \публикуем с сокращением\
…Изъятие церковных и музейных ценностей проводилось в связи с голодом, который развернулся в Поволжье. С целью накормить голодающих и купить семена для будущего посева…
Как же изъятие церковных ценностей проходило в Нижнем Тагиле? На это вопрос архивные дела дают мало информации. Потому что есть только протоколы подготовки к проведению кампании, а самого хода нет.
Сохранился протокол от 7 апреля 1922 года о совместном совещании «членов Уисполкома, Упомгола, Укома РК, представителей бюро Союзов, Райкома металлистов»8 священнослужителей и членов приходских советов.
На заседании обрисовывается экономическая ситуация в республике, голод Поволжья и декрет Совнаркома об изъятии церковных ценностей. Докладчиком был тов. Новиков.
От представителей церкви был докладчиком тов. Титов. Он говорил, что церковь не против изъятия ценностей в пользу голодающих, только надо оставить все необходимое для проведения регулярных церковных служб. Просит Уисполком принять во внимание 10 пунктов постановления приходских советов.
На совещании докладчик от власти перепутал ВЦИК и Совнарком, а представители церкви предложили какие-то 10 пунктов, которые нам остаются неизвестными. Видимо, в них речь шла о невозможности изъятия освященных предметов.
События дальше развивались так. Была образована комиссия по изъятию церковных ценностей. В первом протоколе которой от 27 апреля 1922 года был написан план по изъятию ценностей9. План гласил:
1) Запросить у всех церквей города Нижнего Тагила… отчет имущества… предоставить… не позднее 29 апреля. …
3) С 2 мая приступить к изъятию ценностей… В первую очередь в Н. Тагиле из синагог, мечетей и т.д. во вторую из богатых церквей. …
5) Вошли в состав комиссии от духовенства свящ. Черепанов для работы по изъятию, каковой и дал свое согласие.
Как план реализовывался, мы не знаем. Можно отметить только, что разграблению подверглись культовые здания всех исповеданий: иудеев, мусульман и сектантов. Мы думаем, что под «и т.д.» (после слова «мечетей») скрываются именно сектанты всех мастей. А священником Черепановым, участвовавшим в изъятии, является именно Леонид Черепанов, который стал Нижнетагильским священномучеником епископом Львом. Это предположение автор основывает на том, что в протоколе совместного совещания есть в числе представителей церкви священник бывшего Скорбященского монастыря Лев Черепанов. Который служил тогда в незакрытых еще монастырских церквях. Возможно, в это время он даже был благочинным тагильских церквей10. Чевардин пишет, что он им был после 1917 года.
А патриарх Тихон смирился, приняв волю Божию о церкви. Но только произошло это несколько позже, в 1923 году. В 1922 году он был заключен под стражу, а в следующем написал обращение в Верховный суд РСФСР. Авторы хрестоматии утверждают, что текст был составлен под давлением со стороны властей, но патриарх все-таки его подписал.
В обращении были и такие строки: «…Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до своего ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно…» и еще: «…я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции.»11
Важно отметить, что ценности изымались не только из церковного обихода, но и из музейного. Причем церкви ценности так же не принадлежали по закону, как и музеям. Изымались ценности из зданий всех культов, а не только православно-христианского исповедания. Причем в законе было написано, что изымаются такие ценности, которые не могут существенно затронуть интересы самого культа1.
Бунт церковь подняла, потому что еще не смирилась со своей участью одержимого бесовской властью. Но ей необходимо было пройти через это испытание, чтобы приобрести мир с Богом.
ПРИМЕЧАНИЯ, ПЛАН ИЗЪЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ.
- Хрестоматия по истории России 1917-1940/ Под ред. М.Е. Главацкого. 2-е изд, перераб и доп. М., 1995, с.285
- там же, с.287
- там же, с.287
- Смирнов С.И. Духовный отец в Древней Восточной церкви: история духовничества на Востоке. М., 2003, с.47
- Хрестоматия по истории России 1917-1940/ Под ред. М.Е. Главацкого. 2-е изд, перераб и доп. М., 1995, с.288
- там же, с.290
- там же, с.291
- НТГИА ф.99, оп.1, д.281, л.4
- там же, л.1
- Чевардин В.В. Дело епископа Льва Черепанова. В кн.: Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре/Автор-составитель А.В. Ефанов. Нижний Тагил, 2007, с.91; или в кн.: Низвергнутый мир: Книга памяти: в 2 ч., Ч. 1 / Автор-составитель В.В. Чевардин. Екатеринбург, 2003.
- Хрестоматия по истории России 1917-1940., с.293
ПРИМЕЧАНИЕ. ВЫЙСКО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 1923-1928 гг.
- НТГИА ф.211, оп.1, д.45, л.27
- там же, л.9
- там же, л.29
- там же, лл.51 и 53
- там же, л.54
- там же, л.49
- там же, л.56
- там же, л.57
- там же, л.84
- там же, л.90
- там же, лл.62 и 81
- там же, л.72
- там же, л.87
- там же, л.88
- там же, л.89
- ф.211, оп.1, д.79, л.8
- ф.211, оп.1, д.45, лл.103-104
- там же, 122
- там же, лл.190-191
- там же, лл.165-167.
- там же, л.197
- там же, л.198
- там же, л.170
- там же, л.171
- ф.211, оп.1, д.155, л.59
- ф.211, оп.1, д.45, л.176
- ф.211, оп.1, д.155, л.93
- ф.211, оп.1, д.156
ПРИМЕЧАНИЕ, ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НИЖНЕГО ТАГИЛА В 1923-1925 гг.
- НТГИА ф.211, оп.1, д.44, л.11
- там же, л.19
- там же, л.15
- там же, л.58
- там же, л.36
- там же, л.66
- там же, л.41
- там же, л.40
- там же, л.74
- там же, л.72
- там же, л.76
- там же, лл.79-80
- там же, л.128
- там же, л.133
- там же, л.137
- там же, л.164
- там же, л.154
- там же, л.140
ПРИМЕЧАНИЕ, ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ В 1923-1929 гг.
- НТГИА ф.211, оп.1, д.5, л.17
- там же ф.211, оп.1, д.7
- ф.211, оп.1, д.5, лл.34 и 37
- там же, л.28
- там же, лл.32-33
- там же, л.35
- ф.211, оп.1, д.44, л.38
- ф.211, оп.1, д.5, лл.49 и 50
- там же, л.43
- там же, л.46
- там же, лл.56 и 55
- там же, л.59
- там же, л.68
- ф.211, оп.1, д.80, л.21
- там же, л.16
- там же, л.20
- там же, л.112
- там же, лл.33 и 37
- там же, л.118
- там же, л.215
- там же, лл.122 и 131
- там же, л.110
- там же, л.136
- там же, л.162
- там же, л.191
- там же, л.187
- там же, л.200
- там же, лл.198, 199
- там же, л.212
- там же, л.218
- там же, л.229
- ф.21, оп.1, д.1179, л.22