НАЙДЕН ТОЧНЫЙ МАРШРУТ «СИБИРСКОГО ВОЛОКА» АТАМАНА ЕРМАКА ЗА КАМЕНЬ
Интернет — газета Мой город \ Кушва \ Красноуральск \ Верхняя Тура \ 9-03-2018 год
Евгений Сапрыкин
Найден точный маршрут «Сибирского волока» войска Атамана Ермака за камень. 9-03-2018,
Долгожданная находка — место сибирского волока, где военная экспедиция казаков в 1581 году под предводительством Атамана Ермака перевалила водоразделы уральского хребта — найдено!
Это место, согласно старинным записям и рассказам участников той легендарной, исторической экспедиции, находится между двумя населенными пунктами Кушвинского городского округа — деревней Кедровка и деревней Верхняя Баранча. Сам волок по суши, где войском была перетащена часть стругов через гору, находился в районе перевала, недалеко от всем известного старинного знака Европа-Азия.
В этой статье не будет расписана сама суть и история исторического похода в Сибирь — об этом написано много материалов, исследований и проведено несколько подобных экспедиций последователями и историками. Все это можно найти в сети Интернет и в источниках Национально-Государственной библиотеки г. Санкт-Петербург. Нас же интересовал сам исторический «сибирский волок», где лежал тот самый сложный и трудный путь в Сибирь.
Летом предыдущего года в нашем материале мы писали, что местами деревни Кедровка и Верхняя Баранча заинтересовались любители истории и представители областного краеведческого музея, которые искали в этих местах старые лодки, струги, разные артефакты. По словам гостей из Екатеринбурга, которые исследовали эти места на протяжении трех месяцев, интересовал волок, самый интересный момент военной экспедиции за Урал 16 века.
Как утверждали историки, был найден очевидец, который видел лодки на волоке. Житель деревни Серебрянка, которому более 90 лет, не смог пойти сам, но объяснил, как найти место, где он в детстве видел дряхлую лодку. Он поведал им, что в 1950 годах видел две старые лодки: одну — в районе впадения реки Кокуй в Серебряную и вторую — в районе реки Журавлик.
Еще один очевидец из поселка Баранчинский, который в детстве также видел старую лодку в районе «Страшного-Лога» — в месте, где река Журавлик впадает в реку Баранча, недалеко от деревни Верхняя Баранча.
Поиски «мифических» лодок продолжались в течение сентября-октября 2017 года, но результат был нулевой или почти нулевой, учитывая, что похожее на старую лодку, скорее ее останки все-таки удалось обнаружить по второй версии очевидца в районе реки Баранча-Журавлик. Кусок найденного элемента был рассмотрен уже в Екатеринбурге и позже выяснилось, что некий предмет, похожий то ли на шпангоут, то ли на часть задней кормовой части лодки, имеет старое происхождение.
Эта старинная находка — «артефакт» заразила своим любопытством и с подвигла Свердловских краеведов искать и копать дальше. Поиски «сибирского волока» продолжились в Интернете, в библиотеках и в Архивах.
Как выяснилось позже, достоверными источниками истории Сибири являются пять важных документов:
1. Погодинская летопись. Погодинская летопись — «Архив Ермака», который сохранил любопытнейшие подробности насчет переписки Ермака и Грозного. Посол от казаков Черкас Александров привез в Москву послание Ермака к Ивану IV. Ермак извещал Ивана IV, что казаки «царя Кучюма и с вои его победиша». Автор Погодинской летописи привел полный текст казачьей отписки, где в том числе был указан маршрут, по которому казаки шли в Сибирь.
2. Строгановская летопись. Летопись Хранится в фонде Строгановых и Бутурлиных (РНБ, ф. 116, № 344) — был введен в научный оборот Н. М. Карамзиным, давшим такое название летописи. Характерной особенностью памятника является то, что в нем подчеркивается инициатива купцов Строгановых в освоении Сибири (в части информации об инициативе похода, снабжения войска Ермака провиантом, оружием и стругами).
3. Есиповская летопись. Была составлена в 1636 г. дьяком Тобольского архиерейского дома Саввой Есиповым. Содержание Есиповской летописи составляет краткий рассказ об истории Сибири до прихода русских (о сибирских царях и князьях) и развернутое повествование о походе Ермака, примыкает к летописи «Синодик Ермаковым казакам». Сам Савва Есипов едва ли дожил до того времени, когда некий любознательный книжник старательно скопировал его летопись, пополнив ее многими удивительными подробностями. Так возникла Погодинская летопись, которая хранится ныне в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (Российская национальная библиотека) в Петербурге.
4. Киприяновская летопись (первого священника Сибири) и составленный им «Синодик Ермаковым казакам» убитых во время сражений. По своду Киприана выявляется, как общий источник Есиповской, Кунгурской и Строгановской летописей. Сама же Киприановская летопись прославляла заслуги и героизм Ермака. Согласно его трудам, Киприан собрал в 1622 году в Тобольске всех оставшихся в живых казаков, участвовавших в исторической экспедиции и от каждого записал информацию, где, как и когда происходили бои с войском Кучума, где лежал путь и волок через уральские горы. Задача священника была объединить народ после боев. Важную заслугу сыграл Киприян и тем, что все выжившие 31 казак доживали свою жизнь на Государственной пенсии.
5. Ремезовская летопись. Пожалуй, это самый достоверный и важный документ. Семен Ремезов был первым картографом Сибири 17 века, который первый составил карту Сибири с указанием рек, гор и местности. Самый важный документ, который написал картограф Ремезов — история Сибири и подробная хронографическая запись военной экспедиции казаков, завоевания ими Сибири и последующей её освоения народами России.
Как гласит история, Ремезов писал свою последнюю работу — карту Сибири и летопись Сибири по Указу Петра I в конце 17 века. В связи с этим у Ремезова были все доступы к царским указам времени Ивана Грозного, ко всем записям и летописям указанным выше, где было не мало информации того переломного для России времени. Семен Ремезов просто взял всю эту информацию, Государственные Указы, Приказы и объединил в последнюю версию Сибирской летописи, составил служебную чертежную карту-Атлас России с пометкой о местах и подвигах Ермака.
По летописи Ремезова и работали наши краеведы в течение ноября-декабря 2017 года и января-февраля 2018 года. За четыре месяца удалось найти много информации, касательно исторического похода, и самый главный момент изучения летописей — найти точное место «Сибирского волока». При поиске краеведами были использованы не только сведения из летописей, которые можно найти в Интернете, но и сами факсимильные листы Ремезовской летописи и его чертежной карты Сибири из Санкт-Петербурской библиотеки, которую сделали специально по заказу и привезенные в Екатеринбург с доставкой по почте России.
Отрадно только то, что сам оригинал летописи хранится в Гарвардском университете США, но на их сайте можно скачать сканы первой чертежной книги Ремезова. «Теперь точно можно сказать — «сибирский волок» найден, это место недалеко от памятника Европа-Азия между деревней Кедровка и Верхняя Баранча, ниже по склону горы, по перевалу между двух рек Серебренная и Журавлик», — делится с нами Николай Краснов — исследователь этих мест.
Согласно всех вышеперечисленных исторических летописей, дорога за уральский хребет лежала по реке Чусовая, потом по реке Серебряной, затем волоком до реки Журавлик и далее в речку Баранча и реку Тагил.
На реке Тагил у подножья горы Медведь камень у казаков было сооружено плотбище, где были сделаны новые струги. Вот, что гласит Киприяновская летопись, в которой запись произведена со слов Атамана сотки Исаула: И будут они в Усолье у Строганова, взяли запасы хлебные, много свинцу, пороху, и пошли вверх по Чусовой-реке. Та зима проходит, весна настает; где Ермаку путя искать? Путя ему искать по Серебряной реке. Стал Ермак убиратися со своими товарищами; по Серебряной пошли, до Жаровля дошли, оставили они тут лодки-коломенки; на той Баранченской переволоке одну тащили, да надселися, там ее покинули. И в то время увидели Баранчу-реку, обрадовались, поделали боты сосновые и лодки-набойницы; поплыли по той Баранче-реке, и скоро они выплыли на Тагиль-реку; у того Медведя-камня у Магницкого — горы становилися, а на другой стороне была у них плотбища, делали большие коломенки, чтоб можно им совсем убратися. Жили они тут, казаки, с весны до Троицева дни, и были у них промыслы рыбные, тем они и кормилися; и как им путь надлежал, совсем в коломенки убиралися и поплыли по Тагиль-реке; а и выплыли на Туру-реку и поплыли по той Туре-реке в Епанчу-реку, и тут они жили до Петрова дни, еще они тут управлялися, поделали людей соломенных и нашили на них платье цветное; было у Ермака дружины триста человек, а стало уже со теми больше тысячи.
Семен Ремезов, изучая, кроме других важных Тобольских документов, Киприяновскую летопись, пишет свой документ и добавляет точный маршрут волока, рисует карту Сибири и делает пометки на карте. На своей карте Ремезов красным пунктиром указал точное место волока с надписью «Волок Ермаков». Расшифровать летопись Ремезова человеку, не знающему очень трудно, но благодаря историку Руслану Скринникову, который в начале 2000 годов перевел документ, читать летопись стало удобно и более понятно.
Скрынникова тогда поддержали специалисты по истории Сибири Д.И. Копылов и А.Т. Шашков. Вот что пишет первый картограф и летописец Сибири Семен Ремезов в конце 16 века относительно волока: Покинув Строгановых, ермаковцы поднялись на стругах вверх по Чусовой и её притоку Серебрянке, далее по одному из притоков Серебрянки, названному ими «Чюй», дошли до волока к Журавлю, впадающему в Баранчук — приток Тагила. Путь этот был нелегок. Чусовая — река быстрая и мощная, вдобавок с большими валунами и подводными камнями. Казаки, где возможно гребли, а где течение убыстрялось — бурлачили. Сделав всего одну остановку с суточным отдыхом, они добрались до Серебрянки, получившей имя из-за отливающей серебром воды. Здесь оказалось не легче: река, зажатая скалистыми берегами, текла с большой скоростью. Все же казаки преодолели течение и, пользуясь высокой водой, подвели струги к самому перевалу. Тагильские перевалы невысокие и нередко образуют болотистые седловины. Но предстояло переправить через горы несколько десятков тяжело груженных судов. Ермаковцы и тут оказались на высоте. Бросив большие струги и расчистив в тайге дорогу, казаки 25 «поприщ» (верст) «суда на себе волочили».
За два дня перетащили все грузы к истокам речки Журавль, текущей с восточного склона. На мелководном Журавле струги спустили на воду, а грузы поместили на наскоро сколоченные плоты. По колено в воде провели струги и плоты до Баранчука. Здесь дело пошло споро — река глубже, течение быстрое, за день доплыли до устья Баранчука при впадении в Тагил. Там устроили «плотбище» — поделали хорошие сосновые плоты и новые струги.
Тагил был уже солидной рекой — шириной 60-80 метров, течение сильное, камней мало. Дул западный ветер, казаки поставили в стругах мачты с парусом и плыли по течению легко и быстро.
Сибирская природа отличалась от Приуралья: вместо мрачноватой темно-зеленой пармы, мощных ельников Перми Великой, пошли сосновые боры, чередующиеся со светлыми березняками и желтеющими осиновыми лесами. Места для русского глаза веселые, но лешие — вокруг ни души. (12, с.518).
Подытожим. Путь волока Ермака лежал: река Серебрянка (от устья впадения реки Кокуй) — речка «Чюй» (впадает в реку Серебряная в районе деревни Кедровка) — сухой волок через гору и пересечение границы «Европ-Азия» — река Журавлик и далее уже в реку Баранча.
Еще одно подтверждение этого волока: в одной из летописей указывается гора Благодать, которая была ориентиром «сибирской дороги» в Сибирь. Высота горы тогда составляла 700 метров над уровнем моря — это выше, чем гора «Синяя» (550 метров) и казаки могли ее видеть, проплывая в районе нынешнего поселка Баранчинский.
Кстати, и вечерние огни города Кушва, образовавшийся уже позже в 1735 году, также можно увидеть с горы, где размещается памятный знак «Европа-Азия», следовательно, ориентир горы «Благодать» члены военной экспедиции могли тоже видеть с указанной горы.
Что можно сказать? Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «Дикую Сибирь». Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири.
Казаки Ермака сделали первый, самый тяжелый шаг и уже следом за ними на восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.
П/С Согласно Государевой грамоте, «сибирский волок» в Сибирь был государственной дорогой до 1597 года (16 лет), до того момента, когда в Верхотурье была проложена Бабиновская дорога. Но, как утверждают разные исторические источники и те же летописи, этой дорогой пользовались еще 30 лет.
По «сибирскому волоку» шли вольные люди, преступники и торговцы, которые не желали платить налоги на «Бабиновской дороге». В следующей статье мы напишем о роли вогулов в краях и Азиатских склонах Уральского хребта, о языческом поклонении богам и о просьбе вогулов к своим богам в помощи от спасения Хана Кучума, от его «зверственного» управления, о намеченной на весну-лето 2018 года экспедиции по поиску артефактов по пути волока и о многом другом.