АРХИВЫ РАССКАЗЫВАЮТ О БОРЬБЕ С НЕГРАМОТНОСТЬЮ

Тагильский рабочий — 03.01.2020 год

100 лет назад Советская власть начала борьбу с «народной темнотой» — за просвещение трудящихся! 26 декабря 1919 года был принят декрет о ликвидации неграмотности среди населения. С этого дня все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, было обязано обучаться грамоте.

Чрезвычайные комиссии в борьбе за обучение

Для организации работы в январе 1920 года Народным комиссариатом просвещения РСФСР была разработана инструкция, согласно которой предполагалось в короткие сроки обучить всех неграмотных граждан от 14 до 50 лет. Для контроля за разработкой программ и методов обучения создавались чрезвычайные комиссии, так называемые «тройки» по ликвидации неграмотности. Под их руководством велась работа по организации пунктов и школ ликвидации неграмотности, подготовке преподавателей, изданию методических писем, букварей и книг для малограмотных.

1 - Ф.323.Оп.1.Д.17.Л.31об[1].jpg

Губернские, уездные, городские отделы народного образования приступили к составлению плана по выполнению поставленной задачи. Сложная экономическая ситуация в стране и многочисленные острые социальные проблемы тормозили процесс осуществления намеченных мероприятий.

В фондах Нижнетагильского городского исторического архива удалось найти немало интересных документов, рассказывающих об особенностях проведения ликвидации неграмотности на территории нашего города и трудностях, которые пришлись на первые годы реализации этого грандиозного плана.

«Ах» и «Ух» по «Букварю взрослых»

В начале 1921 года в Нижнем Тагиле работало 15 школ для взрослых, в которых обучалось 630 человек. Но людей нужно было еще «завлечь» на обучение, обстановка в Нижнем Тагиле была напряженной.

Большинство жителей испытывали острую нужду в одежде, пропитании, медикаментах и возможности обучаться грамоте не имели. Чтобы вовлечь в процесс обучения взрослое население, устраивали спектакли, концерты, митинги, лейтмотивом которых стала ликвидация неграмотности. На государственных предприятиях на время занятий сотрудников освобождали от работы с сохранением заработной платы.

Организовывали школы первой и второй ступени для взрослого населения. В школах первой ступени проходили основы грамматики и арифметики, осваивали навыки чтения и письма, узнавали общую информацию об окружающем мире. Вторая ступень предполагала углубленное изучение предметов.

Общее количество учащихся делили на несколько групп, в среднем по 20 человек. Для комплектования групп существовал ряд правил. К примеру, все неграмотные делились на три категории: совершенно неграмотные, знающие буквы, но не умеющие читать, и умеющие читать, но не умеющие писать. Объединять совершенно неграмотных и тех, кто знаком с букварем, не рекомендовалось, но правилами зачастую пренебрегали. Возраст также не учитывался, вопреки инструкции в одной группе обучали тагильчан от 10 до 33 лет. Занятия проводились пять дней в неделю по два часа. Курс обучения неграмотных занимал не менее трех месяцев.

За основу был взят метод Всеволода Флерова, автора «Букваря взрослых». Считалось, что обучение по методу Флерова давало возможность быстро усваивать материал и переходить к самообучению. Основное правило «Читай, как говоришь» заключалось в разложении и печатании слов, по возможности на печатной машинке.

На первом уроке главной задачей учителя было донести до всех присутствующих одну простую мысль: «Все, что мы говорим, можно написать и напечатать, и написанное прочесть».

Со второго урока происходило знакомство с отдельными буквами, но не в алфавитном порядке. Начинали с произношения и печатания (при наличии оборудования) букв «А» и «У», переходя к чтению простейших слов «Ах» и «Ух».

На третьем уроке изучали «О» и «Х» и так далее. Для отработки навыков было необходимо пользоваться букварями и «стенной» (слоговой) таблицей. С шестого урока учащимся разрешалось брать буквари на дом и заниматься самостоятельно.

Помимо письма и чтения, в школах по ликвидации неграмотности проходили упрощенный курс арифметики. Учебная программа ограничивалась устным и письменным счетом в пределах ста, четырьмя действиями над целыми числами и простейшими дробями. Благодаря подобным занятиям многие жители города научились складывать и умножать числа, разбираться в торговых счетах. Закреплять полученные знания помогали задачи, составленные на примере жизненных ситуаций.

О роли избы-читальни

Горожане, желающие совершенствовать свой уровень знаний самостоятельно, посещали библиотеки. Просвещению населения способствовала организация изб-читален, роль которых описывалась так: «во-первых, источник политических и всяких других научно-практических знаний, во-вторых, справочный стол, дающий ответы на все вопросы жизни, и, наконец, место разумного и приятного отдыха в обстановке соседского общения».

Вся необходимая информация об особенностях организации, финансирования и ведения деятельности данного заведения была подробно представлена в специальной инструкции, разработанной Екатеринбургским губернским комитетом РКП(б) в 1922 году. И действительно, деятельность изб-читален не ограничивалась занятиями по чтению различных печатных изданий.

Работали кружки политической грамоты, изучения природы, сельского хозяйства. Вечерами в будние дни читали лекции на тему гигиены и санитарии, проводили беседы о насущных вопросах, таких, как налогообложение, борьба с заболеваниями.

Школы «переростков», всеобуч и ликбез

В сентябре 1930 года вышло обязательное постановление Тагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О введении всеобщего начального обучения». Согласно данному документу, с началом учебного года на территории города стало обязательным начальное обучение детей от 8 до 11 лет и семилетнее политехническое обучение для всех детей, окончивших школу первой ступени в текущем году.

Для детей от 12 до 16 лет организовывали школы «переростков», вечерние и дневные школы с сокращенной программой обучения. Однако статистика показывала, что посещали занятия лишь 85% от общего количества детей школьного возраста. Это объяснялось прежде всего материальными трудностями.

Согласно сведениям о «регистрируемых детях и лицах, на иждивении которых они находятся», у каждого десятого ребенка, достигшего школьного возраста, не было одежды и обуви. За помощью в приобретении самого необходимого учащиеся или представители школы обращались в городской отдел народного образования.

Под руководством уполномоченного от областного комитета партийно-государственного контроля в декабре 1931 года в Нижнем Тагиле прошел месячник всеобуча и ликбеза. На городских конференциях работников просвещения, собраниях родителей и учащихся проходило обсуждение имеющихся проблем, выявлялись причины низкой посещаемости школ.

В результате проведенной работы посещаемость учебных заведений в городе возросла до 95%, значительно улучшилось снабжение школ горячими завтраками, топливом и учебной литературой. Среди нуждающихся школьников было распределено 1708 пар ботинок, 80 пар сапог, 550 пар валенок, 59 пальто и 415 комплектов белья. Благодаря ежемесячным сводкам о состоянии действующих учебных заведений выявлялись все новые проблемы и находились пути их решения.

По прошествии нескольких десятилетий, претерпев множество изменений на каждом этапе, цель была достигнута. Доказательством тому служат неисчислимые достижения советских врачей, ученых, инженеров, архитекторов и других представителей различных сфер деятельности огромной страны, одержавшей победу над неграмотностью.

Екатерина ГАВРИЛОВА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из фондов архива.

Ученики 3-го класса начальной школы № 12 с преподавателем. 1937 год (Фотография из личного архива Л.Н. Гавриловой) Фото из фондов архива НТГИА.