КАК РАЗВИВАЛСЯ ТАГИЛЬСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

Нижнетагильский Театр кукол http://teatrkukol-nt.ru/ 

Театр кукол. Фото  Евгений Шалгин. 1971-1973 год

Вехи истории: как живёт и развивается Театр кукол

1947 год

— Из клуба пионеров (Ленина,19) театру кукол пришлось перебраться в малоприспособленное здание на улице Первомайской, 23.

— В это же время в театре появился новый художественный руководитель и режиссёр М. Гирусов, которого перевели из Драматического театра.

1948 год

— В афише появились спектакли «Минутка», «Сказки партизанского леса», «Двенадцать месяцев», «Красная Шапочка», «РВС», «Волшебная калоша».

1949-е годы

— В пьесе «С кем поведешься, от того и наберешься» впервые появился так называемый «живой план». Спектакли тогда ставились на ширме, зрители видели актёров только в конце спектакля, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н. А. Шольц в роли бабушки в спектакле «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

— В театре появился постоянный художник. Им стал А. Н. Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров. Именно при нём состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль с такими куклами назывался «Красная шапочка».

По воспоминаниям актрисы А. И. Берговиной, на областном смотре молодых артистов в 1968 году восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки тагильских актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны и как двигаются вёдра в спектакле «По щучьему велению».

1950-е годы

— В спектакле «Пятак и Пятачок» впервые использована мимирующая кукла, а в «Снежной Королеве» появилась новая форма вождения кукол двумя руками: правой кукловод регулировал движение головы куклы, левой – координировал движение руки.

— В репертуаре были спектакли «Аленький цветочек», «Заяц и лиса», «Новый зуб», «Котофей Иванович», «Иван — крестьянский сын», «Два мастера», «Тимур и его команда», «Птичье молоко». — Своего дома у театра кукол по-прежнему не было.

1960-е годы

— В афише значились «Поросенок Чок», «Военная тайна», «Каюкин день», «Заклятые враги», «По Щучьему велению»…

1964 год

— Итоги работы театра кукол обсуждались на заседаниях исполкома горсовета: за 20 лет подготовлено 150 постановок, показано 8 тысяч спектаклей… Из проблем отмечены: отсутствие постоянной площадки, текучка творческих кадров, «не выдерживался идейно-воспитательный уровень репертуара».

1973 год

1973 год
 

Панно в фойе театра, 1973 год

Панно в фойе театра, 1973 год
 
 

Афиша советского времени

Афиша советского времени
 
 

1967 год

— Приступили к строительству нового специального театрального здания по проекту заслуженного архитектора РСФСР Александра Обухова. 

26 апреля 1969 года

— Театр кукол распахнул двери своего нового театрального дома. Зрителей ждали: просторная сцена, зал на 300 человек, уютное фойе, буфет. Центральный вход театра украсил оригинальный барельеф, созданный художниками В.А. Кусковым и Г. П. Кусковой. Фойе театра кукол расписали художники М. В. Дистергефт, Е. В. Седухин и Н. Г. Плисковский. Актёры и технический персонал получили мастерские, гримёрные, репетиционный зал. 

— Первыми спектаклями на новой сцене стали «Волшебник Изумрудного города», «Новые приключения Пифа», «Три поросенка».

1970-е годы

— Труппа пополнилась новыми интересными актерами, но опирались они на традиции, зародившиеся в театре четверть века назад. Остроумные пародийные пьесы – «Романтики» (Э. Ростан), «Генералы в юбках» (Ж. Ануй) – с улыбкой вспомнит каждый, кто ходил на «взрослые» спектакли.

— С приездом режиссёра из Воронежа Олега Васильевича Зарубина «кукольная» жизнь Тагила вышла на новый профессиональный уровень. Жизнерадостные, весёлые постановки ждали зрителей. Среди них: «Новые приключения Пифа», «Царь-Водокрут», «Тоськины каникулы», «Наследство Бахрама».

— В спектакле «Братья – разбойники» впервые использованы маски, в «Божественной комедии» вместе с куклами на сцене выступали и сами актеры, в фойе стали проводиться выставки детского творчества и новогодние представления с ёлками, изменилось музыкальное сопровождение спектаклей: вместо пианино и баяна появилась звукозапись. Проходили зрительские конференции, «Дни театра», недели «Театр и дети», лекции и беседы для школьников, а на страницах газеты «Тагильский рабочий» публиковались не только сообщения о новых спектаклях и рецензии, но и творческие портреты актеров. Появились очереди в кассы театра!

— Большой вклад в жизнь театра внесли и прибывшие из Украины режиссёры Ващаев и Янкелевич. Ващаев был первым, кто начал ставить в театре кукольные спектакли для взрослых: «Божественная комедия» (И. Шток), «Прелестная Галатея» (Гадор и Дарвиш). Для «Божественной комедии» изобразительный ряд и музыкальное сопровождение позаимствовали у театра кукол Сергея Образцова, но поставили абсолютно по-своему. Спектакль «Прелестная Галатея» удивил разнообразием кукол, их использовалось аж 56! И в каждую актёрам нужно было вдохнуть жизнь…

— В репертуаре появились спектакли «В лесу родилась елочка», «Дочь Золотого змея», «Сказ о храбром мальчише», «Дядя Федор, пес и кот»…

«Собачье сердце»

«Собачье сердце»
 
 

«Генералы в юбках»

«Генералы в юбках»
 
 

«Вий», 1985 год

«Вий», 1985 год
 
 

1980-е и 90-е годы

— Тагильчане смотрели спектакли: «Необыкновенные приключения Буратино», «Чешская сказка», «Кот-в-сапогах», «38 попугаев», «Путешествие длиною в ночь», «Серебряное копытце»…

— Театр кукол пошел на эксперимент – создание «театра в чемодане», стали проводиться мини-концерты перед спектаклями.

— Режиссёр Янкелевич обратил пристальное внимание на художественное оформление спектаклей.

Начало 80-х запомнилось нам великолепной сценографией и детских, и «взрослых» кукольных постановок: «Алые паруса», «Вий», «Чудо-юдо», «Пурпурный конь»… Последние два спектакля были потрясающе оформлены талантливым московским художником Сергеем Таракановым. Эффектные превращения, происходившие тогда на сцене, легко могли бы посоревноваться с сегодняшними компьютерными спецэффектами!

— В конце 80-х театр возглавил художественный руководитель Григорий Гольдман. Он – один из тех немногих режиссеров, кто сразу нашёл общий язык с актёрами и всех искренне полюбил. Кроме того, сразу возник творческий альянс с директором театра Ольгой Петровной Цибизовой. Театр стал много выезжать на фестивали.

— Впервые в России на кукольной сцене было поставлено «Собачье сердце» Михаила Булгакова. С полной уверенностью можно сказать, что это было золотое время тагильского театра кукол.

— Десять лет в театр приезжали народный артист Украины Сергей Ефремов с супругой, заслуженной артисткой Украины Элеонорой Смирновой, они подарили городу множество ярких постановок: «Ты, я и кукольник», «Метёлыч и Бантик»… и, конечно же, сложный и красивый «Рождественский вертеп».

— Постановка «Рождественский вертеп» стала настоящим событием. Это был первый вертепный спектакль на Урале! В 2015 году легендарную постановку восстановили, сохранив прежние декорации и уникальных кукол (каждая вручную вырезана из дерева, оформлена металлическим декором и красочным текстилем).

— С гастролями коллектив побывал почти во всех городах Свердловской области, во многих городах России и Европы, стал участником крупных театральных фестивалей. Невероятное количество городов, где куклы нужны людям — Улан-Удэ и Москва, Сыктывкар и Харьков, Чита и Самарканд, Рязань и Сочи… На гастрольной карте театра присутствуют также Украина, Польша, Чехия, Италия, Израиль.

Культурная программа на международной выставке «Сады без границ» (Чехия)

Культурная программа на международной выставке «Сады без границ» (Чехия)
 
 
 

Польские зрители на спектакле «Шалунишки», г. Ломжа

Польские зрители на спектакле «Шалунишки», г. Ломжа
 
 

«Метелыч и Бантик» (режиссёр засл. артистка Украины Э. Смирнова)

«Метелыч и Бантик» (режиссёр засл. артистка Украины Э. Смирнова)
 
 

Подготовлено материалам:

— «И вот появилась своя сцена…» (газета «Тагильский рабочий» от 18.06.2014)

— «Нижнетагильскому Театру кукол 60 лет», Ольга Мехоношина (журнал «Максималист» №11, 2004)