ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НТЗМК в 1970– 1980-е годы
Корпоративная книга «НТЗМК: история завода в летописи городов», выпущенная к 70-летию предприятия завода металлических конструкций
ИЗДАЕТСЯ В СЕРИИ «ИЗ ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА»
Фото НТЗМК, Цех обработки, третий пролёт
В ПОЛНУЮ СИЛУ
После завершения реконструкции 1950–1960-х гг структура завода и система его работы приобрела тот вид, который мало изменился вплоть до сегодняшнего дня.
В 1970-е гг завод имел следующие структурные подразделения. В первом корпусе: цех подготовки металла (склад металла); цех обработки, состоящий из сортового и листового пролетов; разметка и комплектовка (склад полуфабриката); цех сборо-сварки, состоящий из пяти пролетов, бытовых помещений и конторы цеха; цех маляро-погрузки; здравпункт завода.
Во втором корпусе: цех подготовки металла; цех обработки; разметка и комплектовка; цех сборо-сварки; участок маляро-погрузки и склад готовой продукции; механический цех.
Помимо этих подразделений, завод имел отделы: административно-производственный, главного механика, главного энергетика, конструкторский, технического контроля, главного сварщика, капитального строительства и др.
Кроме двух производственных корпусов площадью 53,3 тыс. кв. м, на территории завода располагались здания производственного, административного и культурнобытового назначения: кислородная станция с двумя блоками, компрессорная станция, РП-6, трансформаторная подстанция, ацетиленовая станция, теплосиловой участок, автогараж, ремонтно-строительный участок, 3-этажное здание заводоуправления, 2-этажное здание столовой и клуба, спортзал, 3-этажный бытовой корпус, материальный и горюче-смазочный склады, старая проходная, новая проходная, градирня и противопожарный водоем. Численность работников приближалась к 2000 чел.86
Деятельность предприятия в 1970– 1980-е гг осуществлялась в строгом соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым Госпланом СССР.
При возведении, например, нового металлургического завода путем координации усилий между Министерством черной металлургии, Министерством монтажных и специальных строительных работ и других заинтересованных ведомств проектным институтам (Гипромезу, Теплопроекту, Восточному институту огнеупоров и др.) поручалось разработать комплексный проект данного предприятия.
В рамках этого проекта ЦНИИ «Проектстальконструкция» и другие институты составляли чертежи КМ (конструкции металлические), которые через Минмонтажспецстрой направлялись для изготовления на Нижнетагильский завод металлоконструкций.
Отдел главного конструктора завода составлял план разработки чертежей КМД (конструкции металлические деталировочные). Вместе с чертежами КМ на завод поступала ведомость металлопроката, то есть спецификация, поскольку только в одном чертеже КМ содержалось иногда 10, 20 и более разных марок и профилей металла. По данной спецификации отдел металла заказывал металлопрокат. Чаще всего завод пользовался металлом, произведенным в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Аше, Новотроицке, Череповце, Липецке, Днепропетровске и Днепродзержинске.
На основании чертежей цех обработки заказывал на складе необходимое количество металлопроката. Сначала полуфабрикат попадал в цех сборо-сварки, где сборщик по чертежам собирал конструкцию на прихватках. Потом отдел технического контроля проверял, все ли нормально со сборкой, с геометрией, размерами. Если все оказывалось в порядке, конструкция поднималась мостовым краном и устанавливалась на сварочные стеллажи, где сваривали все швы.
Специалисты ОТК проверяли качество сварки, и только после приемки ОТК конструкцию передавали на зачистку и отделку. Далее ее транспортировали на покраску в цех маляропогрузки. После просушки грузили в полувагоны или на платформы и отправляли на место монтажа87.
1971 г был особенно успешным для предприятия За 10 месяцев завод изготовил для строек страны и объектов за рубежом 67758 т металлоконструкций, или 100,5 % плана, сверх которого были выпущены 458 т. План реализации продукции выполнен на 100,9 %.
Производительность труда возросла по сравнению с 1970 г. на 4,2 %.
За успехи в выполнении государственного плана Министерством и ЦК профсоюза заводу присуждено в первом квартале 1971 г второе место в соревновании с однородными предприятиями и первое место с присуждением переходящего Красного знамени во втором и третьем кварталах года. Семнадцать передовиков производства были удостоены правительственных наград88.
В 1971–1972 гг перед коллективом была поставлена ответственная задача – освоить изготовление металлоконструкций для шахтных пусковых установок (ШПУ) баллистических ракет стратегического назначения.
ШПУ представляют собой стационарную ракетную пусковую установку в шахтном сооружении (вертикальном колодце), находящемся в грунте и предназначенном для размещения ракеты с соблюдением требований температурно-влажностного режима и поддержания ее в течение длительного времени в состоянии готовности к пуску. Металлическую «начинку» для этих колодцев и предстояло делать заводчанам.
«В условиях «холодной войны», когда все боялись шпионов, в наших документах эти изделия проходили под условным названием «автокран», – с улыбкой вспоминает бывший главный конструктор завода А. Ф. Шапиро. – Это очень сложная конструкция. Что она собой представляла? Для глубокой шахты, в которой должна размещаться ракета, мы делали многослойную круглую металлическую оболочку. Она была с двумя стенками. При ее изготовлении применялся лист, сделанный из высокопрочной дорогой стали марки 10 ХСНД. Его толщина достигала 40 мм, лист надо было завальцевать, собрать, сделать ребра. В конструктивном отношении это было очень технологически сложное изделие. Мы отправляли с завода обечайки из этих листов высотой четыре метра, а уже на месте их наращивали друг на друга
до нужной глубины колодца.
К данным конструкциям применялись особые требования, ведь, когда ракета начинает работать, выделяется огромное количество газа от сгорания топлива. Металлоконструкция должна была выдержать эту нагрузку и не деформироваться. Но мы успешно справились с производством этих изделий»89.
Задача, поставленная правительством, в короткий срок наладить выпуск изделий для подземных пусковых ракетных шахт стала поистине проверкой на профессиональную пригодность ИТР и всего коллектива завода.
Отделом главного конструктора под руководством Будимира Александровича Куплевацкого в короткий срок была разработана технологическая документация.
Отдел главного технолога под руководством Аркадия Александровича Свинина и его заместителя Василия Кузьмича Меркулова разработали технологию изготовления по всем операциям.
Бюро автоматизации и механизации (БАМ) под руководством Мстислава Николаевича Зеленского сконструировали кондукторы, кантователи и вращатели, что позволило все сварные швы выполнить в нижнем положении полуавтоматической сваркой.
«Параллельно с изготовлением чертежей на технологическую оснастку отдел главного механика под руководством Владимира Богдановича Ротэрмеля приступил к их изготовлению, – вспоминает А. К. Зюков. – Одновременно велась подготовка производства, в этом огромная заслуга начальника производственного отдела Петра Григорьевича Давыдова, который полностью переключился на выполнение данного задания. Мне, как его заместителю, пришлось все остальное производство взять на себя.
Благодаря такой слаженной и оперативной работе задача была выполнена. Совместные усилия, механизация и четко отработанная технология – все это помогло увеличить выпуск изделий в три раза. Наши партнеры в Сибири выпускали одно изделие в два месяца, мы – три изделия»90.
Еще одним заказом, который освоил коллектив НТЗМК для нужд военно-промышленного комплекса, стала установка для испытания боеприпасов, представляющая собой металлический куб/параллелепипед размером с большую комнату, изготовленный из высокопрочной стали.
В этот куб закладывалась взрывчатка и иные боеприпасы и в ходе детонации проверялась мощность испытываемых взрывчатых веществ. Данная конструкция не допускала разлета осколков91.
В 1972 г завод приступил к изготовлению металлоконструкций для Камского автомобильного завода Работники НТЗМК изготовили 50 тыс. т металлоконструкций, которые составили основу значительной части сооружений нового советского автогиганта92.
Первый автомобиль КамАЗ сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 г Им стал бортовой КамАЗ — 532093.
«Проекты вроде КамАЗа и ВАЗа являлись самыми лучшими для нашего завода, – отмечает А. Ф. Шапиро. – Все конструкции, которые мы для них поставляли (колонны и фермы), были одинаковыми, то есть делались по одному чертежу. Это было экономически выгодно, так как план завода заключался в тоннах изделий, соответственно, зарплата начислялась за произведенные тонны. Но такие заказы с типовыми деталями встречались не часто»94.
Интересным и даже политически значимым объектом, реализованным специалистами завода, стало строительство высотного здания обкома КПСС и облисполкома в г Свердловске. Строительство находилось под постоянным контролем обкома КПСС.
Здание начало возводиться на месте построенного в конце XIX в двухэтажного каменного дома купца 2-й гильдии Андрея Андреевича Макарова.
В 1974 г дом вместе с прилегающими к нему постройками был снесен, и на его месте появился котлован На завод пришел заказ на изготовление высотного здания с полным металлическим каркасом, в котором основную нагрузку несут железобетонные перекрытия, а стены просто навешиваются. Тем не менее особых сложностей при изготовлении металлоконструкций для «Белого дома» не возникло.
Единственным трудоемким элементом нового здания была винтовая лестница, но и она оказалась тагильчанам по плечу В срок поставили металлоконструкции, которые были быстро смонтированы. Их «нагрузили» сборным железобетоном и облицевали белым мрамором, по цвету которого здание и получило свое название.
Высотный 24-этажный дом до распада СССР считался самым высоким в стране зданием областного комитета КПСС95.
Вскоре пришел заказ на возведение аналогичного здания во Владивостоке, что благодаря появившемуся опыту удалось осуществить без труда.
В итоговом партийном отчете о работе предприятия в 1976 г отмечалось: «План по реализации продукции был выполнен 27 декабря, сверх плана реализовано продукции на сумму 457 тыс. руб., сверх плана отгружено 352 т металлоконструкций. Объем производства по сравнению с 1975 г. вырос на 4,8 %, производительность труда выросла на 5,9 % при плане 5,6 %. Численность промышленно-производственного персонала к 1975 г. составила 97,8 %, т. е. уменьшилась на 39 чел.
Таким образом, весь прирост продукции дан за счет роста производительности труда. Производственный план 1976 г. выполнен коллективами всех цехов и участков»96.
Успешное выполнение заданий правительства по выпуску изделий высокого качества наряду с выполнением заданий по другим объектам народнохозяйственного плана в годы десятой пятилетки сыграло свою роль в награждении завода в 1976 г. орденом Трудового Красного Знамени. Различными орденами и медалями награждены выдающиеся работники завода, благодаря труду которых предприятие заняло одно из ведущих мест в отрасли советского металлостроительства.
В этом же году предприятие возглавил В. Г. Карелин.
Но почивать на лаврах не приходилось. И конструкторы, и рабочие НТЗМК приложили немало усилий для изготовления металлоконструкций для олимпийских объектов в Москве. Завод был занят этим все последние годы седьмого десятилетия ХХ в.
Наиболее интересны с конструктивной точки зрения два объекта, построенные на основе металлоконструкций НТЗМК, – гостиница «Измайлово» и велотрек в Крылатском.
При возведении гостиницы руководство СССР ставило цель поразить гостей Олимпиады-80 масштабами и скоростью строительства, а также уровнем сервиса.
Гостиничный комплекс был построен всего за четыре года (1976–1980). ЗМК, обладавший уже достаточным опытом изготовления металлоконструкций для высотных зданий, и на этот раз справился с ответственным заданием, обеспечив нужным объемом металлоконструкций все четыре здания гостиничного комплекса, названных в честь первых букв греческого алфавита. Вскоре после открытия гостиница «Измайлово» была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой отель Европы.
Куда сложнее было работать над велотреком. По замыслу архитекторов Н. Воронина и А. Осипенкова, инженеров-конструкторов В. Ханджи и Ю. Гонченко он своим внешним видом должен был напоминать гигантскую бабочку.
Большепролетное сооружение имеет в плане форму эллипса с размерами осей 168 и 138 м. Пролет велотрека длиной 168 м перекрыт двумя парами наклонных арок, соединенных мембраной из рулонной стали толщиной 4 мм. Две трибуны для зрителей (по 3 тыс. мест каждая) расположены параллельно прямым участкам дорожки трека. О размерах велотрека можно судить по тому, что под его крышей могли бы разместиться два футбольных поля97.
Велотрек в Крылатском в Москве, Разработка чертежей и производство металлоконструкций. 1978–1979 гг.
Для того чтобы изготовить необходимые деталировочные чертежи конструкций и разработать сложные узлы соединений, специалистам завода пришлось затратить немало времени, не говоря уже о темпе, в котором приходилось работать.
«Запомнилось, как делали объекты для Олимпиады-80. Приходилось выходить каждую субботу, – вспоминает сварщик НТЗМК Татьяна Петровна Храмова. – От работы никогда не отказывались. В то время ценили прежде всего трудолюбие, честность, добросовестное отношение к делу. Убеждать и переубеждать людей в чем-то не приходилось: моральная заинтересованность оставалась выше материальной. Те, кто не мог или не хотел так трудиться, просто уходили»98.
В итоге велотрек был сдан в 1979 г За все время его существования там было установлено свыше 200 рекордов Европы и мира.
За участие в строительстве объектов Московской Олимпиады-80 орденом Трудового Красного Знамени был награжден слесарь-сборщик ЗМК А. М. Елкин, а мастер Ф. Б. Зеневич – медалью «За трудовое отличие»99.
Но не следует думать, что эти знаковые объекты были единственными, над которыми работал завод. Помимо этого, в 1970-е гг. предприятием поставлены конструкции для Лебединского ГОКа, Лысьвенского металлургического завода, Новоспасского цементного завода, Орско-Халиловского металлургического комбината, Волгодонского завода, Нерюнгринского угольного разреза, Зейской ГЭС, Синарского, Северского и Первоуральского новотрубного заводов, Киембаевского ГОКа и многих других.
В 1975 г заводом было освоено производство узлов буровых установок для Уралмаша, изготовление которых велось вплоть до 1991 г.
При работе над этими объектами не обходилось без творчества конструкторов и внедрения новаторских методов. Три месяца потребовалось специалистам предприятия на отработку технологии и монтаж кондукторов для изготовления железнодорожных платформ длиной 25 м для криогенного производства Уралвагонзавода.
Одним из первых в отрасли завод начал изготовление колонн промышленных зданий для безвыверочного монтажа, подкрановых балок с укрупненными блоками. Впервые в Уральском регионе на строительстве цеха В-7 Первоуральского новотрубного завода был произведен конвейерный блочный монтаж покрытия. Завод одним из первых внедрил полуавтоматическую сварку в смеси аргона с углекислотой100.
Пример самоотверженного труда показывали передовики производства. «Инициаторами в социалистическом соревновании по праву можно назвать возглавляемую Возмиловым Николаем Петровичем бригаду автосварщиков, которая взяла на себя обязательства выполнить пятилетний план за 3,5 года и успешно выполняет их, – говорилось в одном из итоговых документов о работе завода в 1977 г. – Бригада газорезчиков, возглавляемая коммунистом Сорокиным Владимиром Михайловичем, первой на заводе взяла на себя коллективную моральную и материальную ответственность за состояние трудовой дисциплины и качество выпускаемой продукции и успешно выполняет свои обязательства. С достоинством несет знамя передовых коллективов завода бригада сборщиков, возглавляемая кавалером ордена Ленина тов. Пильгуном Ильей Степановичем, успешно выполнившая задание по выпуску спецпродукции важнейшего значения с высшей категорией качества. Коллективами высокой эффективности и качества по праву можно назвать бригады сборщиков, возглавляемые бригадирами слесарей-сборщиков Н. К. Козловым, С. А. Наумцевым, которые не только значительно перевыполняют свои задания, но и дают продукцию только хорошего качества».
В числе передовиков производства 1970-х гг. звучат многие имена: электросварщиков Н. Ф. Комиссаровой, Е. А. Сидоровой, А. А. Исакова, Х. Я. Минкаева; вальцовщиков А. И. Журавлева, И. Т. Мухина, С. И. Паламарчука; газорезчиков В. А. Журавлева, А. А. Отта, сверловщиков И. С. Рукавишникова, П. Г. Шарунова, станочников Е. К. Шевченко, Г. С. Никитина, стропальщиков Абибуллы Исмаила, В. В. Чернова, крановщиков В. И. Павленко, Г. Н. Быковой и многих других рабочих, которые являлись «маяками завода»101.
И старания коллектива были оценены. В 1972 г. – на основании постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР и ВЦСПС за выполнение условий социалистического соревнования завод был награжден юбилейным Почетным знаком в честь 50-летия образования СССР.
Укрепились в эти годы позиции НТЗМК и за рубежом. Завод не только поставлял металлоконструкции в дружественные социалистические страны. Опытных рабочих и инженеров завода активно привлекали для
работы на заграничных объектах.
К примеру, в 1973 г в Монголию отправили сборщиков И. И. Руднева и А. А. Пименова. Работать в братской республике пришлось в очень нелегких условиях.
«Мы изготовляли металлоконструкции для животноводческих ферм, позднее делали кое-что для «Эрдэнэта», – вспоминает Иван Ильич Руднев, – работали в Улан-Баторе, в так называемом тресте № 4. Помещение, которое мы занимали, представляло собой бывший автомобильный гараж. Там стояли старенькая гильотина, пара сверлильных станков и допотопный станочек, на котором можно было тонкий лист прокатать и загнуть в воронку. Вот и вся техника. На улице стоял 3-тонный башенный кран, а вдоль ж/д путей у нас был склад металла. Там под открытым небом лежали уголки, швеллера, листы, все, что требовалось для изготовления металлоконструкций. Чертежей как таковых у нас не было. Нарисуют от руки, поставят основные размеры, и делайте, что хотите. Все считали, что раз приехали, значит, мы на все руки мастера. Ни о каких подразделениях, которые были на ЗМК, вроде подготовки металла, обработки, комплектовки и сборки, речи не шло. Приходилось все делать самим: искать металл, краном грузить его на тележку и катить с помощью коллег в производственное помещение. Обычно мы впрягались в эту тележку всей бригадой по 10 чел. Сами размечали, сверлили, обрабатывали и собирали. Только потом отдавали сварщикам. Вот так и работали. Благо жили в хороших условиях: каждому специалисту и его семье выделили отдельную квартиру в типовых многоквартирных домах советской постройки. Да и народ был очень приветливым. Многие разговаривали по-русски». Загранкомандировка специалистов ЗМК в Монголию продлилась четыре года102.
В 1977 г конструктора А. В. Чугаева, начальника сварочного оборудования Ю. В. Ветвинского и старшего мастера цеха сборо-сварки В. М. Белякова командировали в пакистанский г. Карачи на строительство типового металлургического завода. Особенно поразили советских специалистов жаркий климат и страшная нищета подавляющей массы населения, непривычными были звуки азана (призыва на мусульманскую молитву), которые громко звучали по всему городу пять раз в день.
Для гостей из СССР пакистанцы постарались создать самые комфортные условия – жили специалисты в построенном для них и охраняемом советском городке. Полезная площадь служебной квартиры для семей с детьми составляла больше 100 кв. м. Всего было в изобилии – свежей рыбы всех сортов, разнообразных тропических фруктов. Но вот консервы, мясо, сыпучие продукты привозили на кораблях из СССР вместе с очередными партиями металлоконструкций. Очень скучали по черному хлебу, который в Пакистане просто не пекли.
Командировка продлилась три года Завод построили, а пакистанские коллеги, которые оказались, по воспоминаниям работников ЗМК, очень милыми и гостеприимными людьми, переняли мастерство тагильских инженеров, сборщиков и сварщиков103.
Можно сказать, что в 1970-е гг завод заработал в полную силу. Капитанами, уверенно ведущими предприятие от одной победы к другой, в эти годы были три сменивших друг друга директора: работавший на заводе с 1944 г. на разных должностях Борис Федорович Парашин (1966–1968 гг.), Александр Гаврилович Сысолятин (1968– 1976 гг.) и Владимир Григорьевич Карелин (1976–1981 гг.).
Главным конструктором завода с 1968 по 1986 гг был выдающийся инженер, известный на всю страну, Будимир Александрович Куплевацкий. При этих руководителях удалось вывести предприятие на качественно новый уровень развития.
Б. А. Куплевацкий, главный конструктор (в центре)
На ЗМК появились первые ЭВМ За четыре года (1973–1977 гг.) их количество в службах завода возросло с 16 до 50104. Значительно улучшилась социальная инфраструктура.
В состав завода входили домоуправление с 21 жилым домом площадью 39680 кв. м, в том числе, общежитием на 400 мест; кустовая машиносчетная станция III группы; учебный пункт и четыре детских дошкольных учреждения на 520 мест105.
«С 1968 г. началось массовое жилищное строительство, – поясняет А. К. Зюков. – Это было связано с введением в эксплуатацию второго корпуса завода и набором новых специалистов, которым требовалось жилье. Почти каждый год сдавали в эксплуатацию один-два новых многоквартирных жилых дома.
Интенсивное жилищное строительство продолжалось и в 1980-е гг. У нас не было «самстроя», наши дома включались в план домостроительного комбината г. Нижний Тагил, на счет которого от Минмонтажспецстроя СССР поступали необходимые средства. Если бы мы все квартиры оставляли себе, то быстро решили бы проблему очереди. Но горисполком забирал намного больше положенных 10 % для расселения людей из бараков, идущих под снос.
Дома наши были разбросаны по всему городу. В основном это Тагилстроевский и Ленинский районы, несколько домов находилось на Вые.
В 1976 г началось строительство деревянного корпуса базы отдыха «Гора Паленая» на берегу Тагильского пруда для сотрудников нашего завода.
Что касается детского отдыха, то своего лагеря НТЗМК не имел, мы договаривались с лагерями НТМК, котельно-радиаторного завода, треста «Тагилстрой», и путевок хватало всем желающим»106.
Распределением всех этих социальных благ на предприятии ведал профсоюзный комитет. «Членами профсоюза были абсолютно все работники ЗМК, – рассказывает работающая на предприятии с 1975 г., ныне председатель профсоюзного комитета ООО «НТЗМК» Валентина Васильевна Лисина. – Через профсоюз распределялись средства фонда социального страхования, а это больничные листы, путевки, санаторно-курортное лечение – не быть членом профсоюза было просто невыгодно.
Но самое главное – профсоюз занимался улучшением жилищных условий. Я была членом жилищно-бытового комитета. В нашу задачу входила проверка жилищно-бытовых условий работников. Если семья имела меньшую жилплощадь на каждого члена семьи, чем это предусматривалось санитарными нормами, она признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем составлялся соответствующий акт, и работники включались в очередь. Угроза переноса места в очереди в конец списка была одной из мер поддержания высокой трудовой дисциплины»107.
Высшей точки своего развития, по мнению многих заводчан, предприятие достигло в 1980-е гг, когда директором стал Алексей Кузьмич Зюков, прошедший на заводе путь от простого работника до руководителя высшего уровня. Он знал в деталях все этапы производства.
А. К. Зюков, директор НТЗМК с 1981 по 2011 гг.
На предприятие А. К. Зюков пришел 26 сентября 1960 г. контролером ОТК, потом стал производственным мастером. Далее занимал должности старшего мастера, заместителя начальника цеха, начальника цеха, начальника отдела труда и заработной платы, заместителя директора по производству, главного инженера, а с 1981 по 2011 гг. – директора предприятия.
Практически первое, что сделал на новой должности А. К. Зюков, – попытался положить конец извечной проблеме завода – недопоставке металлопроката, которая сильно осложняла работу предприятия. Завод регулярно недополучал металл, платил штрафные санкции за недопоставку конструкций, а в конце каждого года появлялось распоряжение за подписью одного из заместителей Председателя Совета Министров о том, что «в связи с тяжелым финансовым положением такие-то металлургические комбинаты от уплаты неустойки освободить».
«В 1982 г., – вспоминает Алексей Кузьмич, – я написал возмущенное письмо в ЦК КПСС. Письмо это наделало много шума, министру Борису Владимировичу Бакину даже предложили снять меня с работы. Началось разбирательство, впрочем, ввиду моего недавнего назначения оставшееся без последствий. Купить металл в СССР было невозможно, потому что тогда все распределялось по фондам. Мы формировали заявку, и нам формально выделяли столько фондов, сколько требовалось, но металла в стране не хватало. В то время в капитальном строительстве все объекты подразделялись на пусковые и задельные. На пусковые объекты выдавали фонды основного плана Минчермета СССР, а на задельные – из соцобязательств, которые Минчермет брал ежегодно, но редко когда выполнял. Разбирались долго. В конечном итоге мне
популярно объяснили, что писать в ЦК КПСС бесполезно, так как ЦК металл не катает»108.
Проблему решить тогда не удалось, однако приобретенный боевой опыт помог директору в дальнейшей работе.
По итогам девяти месяцев 1983 г завод занял второе место в соцсоревновании среди предприятий и организаций второй группы, за что коллектив был награжден Почетной грамотой райкома КПСС.
Досрочно были отгружены металлоконструкции по договору рабочей эстафеты на Орско-Халиловский металлургический комбинат, для доменной печи № 2 НТМК, для газокомпрессорных станций и Первоуральского динасового завода. Однако недополучение металлопроката в ноябре и декабре не позволило заводу выполнить годовой план109.
Тем не менее, ежегодно расширялась номенклатура выпускаемых изделий.
В 1980-е гг предприятие изготавливало металлоконструкции более чем для 300 объектов: черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений, лесного хозяйства.
Каждый день с подъездных путей завода к заказчикам отправлялись 18–20 железнодорожных вагонов, груженных готовыми металлическими конструкциями. Производимые заводом сварные строительные металлоконструкции промышленных и общественных зданий и сооружений, конструкции металлических агрегатов, кожухи доменных и подины мартеновских печей, пролетные строения автодорожных мостов расходились во все концы Советского Союза и далеко за его пределы.
Например, трубопроводы диаметром свыше 1500 мм предназначались для самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, автомобильной, угольной, нефтяной и химической промышленности, обороны страны и освоения космоса, сельского хозяйства и транспорта.
Поражает воображение география поставок: от Камчатки до Молдавии, от Крайнего Севера до Киргизской ССР.
Качественно новым этапом в работе предприятия стало освоение изготовления металлоконструкций на высокопрочных болтах. Например, для Атоммаша в Волгодонске были изготовлены конструкции подкраново-подстропильных ферм на высокопрочных болтах для кранов грузоподъемностью 1200 т.
Широкие возможности в усовершенствовании процесса производства открывали приобретение и установка на заводе оборудования иностранного производства.
Для разработки чертежей оборудования и приспособлений для механизации и автоматизации вспомогательных работ и транспортных операций, совершенствования технологической оснастки на на основе бюро автоматизации и механизации был создан отдел во главе с М. Н. Зеленским.
В 1981 г завод получил и смонтировал листогибочные вальцы итальянской фирмы VERRINA. Эта машина позволяла выполнить вальцовку листов толщиной до 80 мм. На заводе разработали технологию резки широкополочных балок на тавры, а также их фигурная резка для перфорированных балок.
В цехе обработки в 1980-е гг. была запущена поточная линия по изготовлению листовых деталей с участками первичной и вторичной правки листа и устранения саблевидности, продольной и поперечной стыковки автоматами, рентгеноконтроля за качеством сварных швов, прямолинейной газовой резки.
Транспортировка заготовок и полуфабрикатов от станка к станку осуществлялась рольгангами и шлепперами. Действовали и другие поточные линии: сборка и сварка Н-образных сечений, безразметной резки уголка, резки балок и швеллеров, линия по безразметной проколке отверстий в уголках.
В этот период на предприятии активно внедрялось сверлильное и газорезательное оборудование с числовым программным управлением, которое обеспечивало изготовление конструкций с монтажными соединениями на фланцах и высокопрочных болтах с высокой степенью заводской готовности и гарантированным качеством продукции.
Составление управляющих программ для работы сверлильного и газорезательного оборудования с ЧПУ производилось на компьютерах, которых с каждым годом на предприятии становилось все больше и больше, программное обеспечение разрабатывалось специалистами АСУ. Была внедрена программа фигурного раскроя листового проката.
В общей сложности в этот период на заводе действовало более 300 единиц технологического оборудования, включая современные машины, станки, загрузочные устройства и транспортные единицы. В пролетах работали 60 мостовых электрокранов.
Некоторое оборудование было разработано на самом предприятии, например, вращающиеся стенды для сборки и сварки труб, пакетир для сверления крупных листов пакетом, станок для рубки крупки, загрузочные столы, рольганги и др.110
Но даже хорошая технологическая оснащенность ничего не значит без грамотных и квалифицированных специалистов. Кадры для завода готовили не только в учебном пункте, о котором уже было сказано ранее, но и в учебных заведениях Нижнего Тагила.
Базовым учебным заведением НТЗМК стало училище № 49 (в настоящее время – Нижнетагильский железнодорожный техникум). Оно так же, как и завод, подчинялось Минмонтажспецстрою СССР, поэтому комплектование учебных групп контролировалось и управлением кадрами министерства, и заводской администрацией.
Училище было организовано в 1943 г как школа ФЗО № 49 на базе огнеупорного производства в г Нижний Тагил. Сварщики, машинисты крана и другие будущие специалисты проходили производственную практику на НТЗМК и после окончания учебного заведения трудоустраивались на завод.
Многие специалисты предприятия, конструкторы и инженеры преподавали в училище специальные предметы. Завод постоянно помогал в ремонте и оборудовании классов. Председатель учкома училища входил в профком завода, и они тесно взаимодействовали.
По сложившейся традиции инженерные кадры и специалистов среднего звена для завода готовили в Нижнетагильском индустриальном институте (ныне Нижнетагильский технологический институт Уральского федерального университета) и Нижнетагильском строительном техникуме. Большинство работников отдела главного конструктора НТЗМК – выпускники этих учебных заведений111.
Именно сочетание современной техники и высококвалифицированных специалистов позволило Нижнетагильскому заводу металлоконструкций стать в 1980-е гг признанным лидером отрасли и крупным высокомеханизированным предприятием, поэтому НТЗМК поручали самые ответственные заказы государственного значения. О некоторых из них необходимо сказать особо.
Конструкторы и рабочие из Нижнего Тагила в 1986 г принимали участие в проектировании и изготовлении металлоконструкций для «саркофага» Чернобыльской атомной электростанции.
Главный конструктор завода Б. А. Куплевацкий и инженеры-конструкторы Н. А. Аликина и С. А. Устинов работали в Ленинградском отделении ЦНИИ «Проектстальконструкция» имени Н. П. Мельникова над разработкой чертежей КМ, а в это время цех сборо-сварки НТЗМК по чертежам КМД конструкторского отдела завода занимался изготовлением элементов различных щитов разделительной стены, колонн фахверков для машинного зала.
«Работали в две смены, по 12 часов. Все остальные заказы откладывались в сторону. Делали только для Чернобыльской АЭС», – вспоминает бригадир сборщиков металлоконструкций А. И. Нечаев. В результате быстрой и качественной работы сотен рабочих и специалистов, включая и работников НТЗМК, «саркофаг» для взорвавшейся АЭС был построен всего за пять с половиной месяцев, что позволило остановить утечку радиации112.
Заводу не раз приходилось участвовать в оперативном устранении последствий чрезвычайных ситуаций. Как вспоминает генеральный директор ЗАО «Институт «Проектстальконструкция» Александр Александрович Караев, однажды на НТМК из-за сильных морозов обрушилась крыша универсального широкополочного стана «650», построенного в 1956 г. На НТЗМК оперативно нашли чертежи, и благодаря упорной работе всего коллектива за три недели стан удалось восстановить.
Еще один трагический случай произошел в середине 1980-х гг на комбинате «Ураласбест». «На недавно построенной 6-й обогатительной фабрике загорелась галерея, поднимавшаяся на высоту 50 м. Огнем была уничтожена половина галереи, обрушился кран, и, хотя нижние несущие фермы остались, часть корпуса потеряла устойчивость, – вспоминает А. А. Караев. – Меня вызвали на объект, я сразу позвонил на НТЗМК: именно он делал металлоконструкции для этой фабрики. Тагильчане тут же нашли чертежи и в течение всего одной недели достали металл, изготовили конструкции и доставили их в Асбест. Для монтажа разобрали тяжелый кран, который работал на строительстве Рефтинской ГРЭС, перевезли его в Асбест и оперативно смонтировали новые металлоконструкции. Получилось даже лучше, чем было»113.
Одним из ярких эпизодов, навсегда вошедших в историю предприятия, стало изготовление конструкции пусковой установки для советского шаттла – челнока многоразового использования космического корабля «Буран».
По воспоминаниям главного инженера научно-проектного отделения Свердловского отделения ЦНИИ «Проектстальконструкция» Марка Александровича Пакина, на основе присланных чертежей конструкторы НТЗМК под руководством главного конструктора Б. А. Куплевацкого и начальника КБ Т. А. Янгировой разработали сотни листов деталировки.
Технологию производства, предусматривающую наличие минимальных сварочных напряжений, разработали под руководством главного технолога А. А. Свинина, а при изготовлении самих конструкций отличился коллектив сборо-сварочного цеха № 2.
Особенно много потрудились и проявили умение и сноровку сборщик Н. Козлов, сварщик Н. Румянцев и другие рабочие. «То, что мы делали для старта «Бурана», представляло собой идеально ровную поверхность, основание, на которое должна была быть установлена ракета-носитель «Энергия», поднимающая «Буран» в небо. Предъявлялись очень жесткие требования к качеству металлоконструкций. При старте из-за сгорания топлива выделяется огромное количество газа, но металл не должен был деформироваться. Мы делали очень мощную конструкцию коробчатого сечения из очень толстых листов. После сварки поверхность должна была остаться идеально ровной, что было особенно сложно»114.
Когда конструкция была готова, ее частями погрузили на отдельный железнодорожный состав и отвезли в другой конец страны, где поместили в нагревательные печи. Там ее (конструкцию) закаливали при температуре 860 °С. Остужались детали конструкции вместе с печью, что позволило снять вредные сварные напряжения. Только после этого производили механическую обработку соприкасающихся частей пусковой установки размером в стену жилой комнаты.
После того, как конструкцию собрали, провели ее испытание: между огромными фрезерованными плоскостями попробовали вставить лезвие бритвы. Не получилось – настолько качественной была работа заводских специалистов. На космодром Байконур установка прибыла в комплекте со всеми коммуникациями и оборудованием»115.
На заводе внимательно следили за первым полетом «Бурана», совершенным в беспилотном режиме 15 ноября 1988 г. Данный факт – полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера – вошел в Книгу рекордов Гиннесса, но оказался первым и последним в жизни советского космического корабля116.
В продолжение космической программы заводом был освоен выпуск железнодорожных платформ длиной 25 м для транспортировки жидкого топлива на космодромы. В производственный поток Уралвагонзавода они не вписывались, поэтому по отдельному решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР их производство было поручено НТЗМК.
УВЗ поставлял колесные тележки, автосцепки и литье для установки колесных тележек. Инженерами НТЗМК был спроектирован стенд с передвижным сверлильным станком для сверловки отверстий под заклепки в полностью собранной раме.
Освоили технологию нагрева заклепок, сам процесс клепки. Особенно отличились Борис Антонович Поляков, за несколько дней освоивший ручную клепку, и Александр Михайлович Елкин, успешно справившийся с нагревом заклепок и пневматической поддержкой для формирования головки заклепки с обратной стороны117.
В 1970–1980-е гг работники НТЗМК жили не одними производственными достижениями. Согласно многочисленным воспоминаниям бывших и нынешних сотрудников предприятия, на этот период пришелся расцвет общественной жизни трудового коллектива. Ее связывают с именем тогдашнего председателя профкома Эмиля Александровича Реддиха.
Особенно популярной среди заводчан была самодеятельность На средства профсоюзного комитета закупили музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля «Меридиан», которым руководили сначала Павел Васильевич Кузнецов, а затем Валерий Заузолков. Репетировали в клубе завода и ДК НТМК, выступали на всех значимых заводских и городских мероприятиях. Каждое выступление ансамбля собирало большое число зрителей.
Вокально-инструментальный ансамбль «Меридиан»
Среди женщин особой популярностью пользовался клуб «Рябинушка». «Клуб посещали около 100 женщин, – вспоминает бывший директор клуба, инженер по нормированию Г. А. Солодова. – Тематика встреч была самой разнообразной. Например, на встречу «Театр и мы» в гости пригласили Изу Высоцкую, которая рассказывала нам о театре о своем муже Владимире Высоцком.
Были встречи с многодетными семьями, с женскими клубами НТМК и др. На них проводились различные выставки, конкурсы. Вокально-инструментальный ансамбль под руководством Валерия Заузолкова постоянно сопровождал заседания клуба и очень нравился женщинам»118.
«В клубе проводились не только заседания, но и представления, – продолжает тему Валентина Васильевна Лисина, – которые устраивались накануне Нового года или по другим торжественным случаям. На них каждые подразделения готовили праздничные номера. Помню, проводили Дни союзных республик, каждое подразделение представляло одну из республик, при этом наряжаясь в соответствующие национальные костюмы. Очень активно в деятельности клуба участвовали работницы наших детских учреждений, завод имел пять собственных садиков, воспитательницы которых были творческими личностями. Одним словом, жили очень интересно»119.
Мужчины предпочитали спортивные развлечения. «На заводе имелось свое стрельбище, которое мы назвали тиром, там все желающие могли попрактиковаться в стрельбе из малокалиберных винтовок, – рассказывает А. К. Зюков. – Была у нас и собственная футбольная команда, которая неоднократно становилась чемпионом города, я сам в молодые годы немного играл за нее. Нашими извечными соперниками были футбольные команды огнеупорного производства и Высокогорского механического завода, так что чемпионство приходилось добывать в серьезной борьбе»120.
В 1989 г для работников на заводе открыли «цех здоровья», оснащенный спортивным снаряжением121.
Как отдыхали заводчане? Самым любимым праздником был День строителя, где подводили итоги конкурсов профессионального мастерства и награждали победителей.
Весело праздновали Новый год, 23 февраля, 8 Марта, но этим совместное времяпрепровождение не ограничивалось. «Выезжали в лес за грибами, ягодами, организовывали отдых на природе, купались, загорали, катались на лыжах в зимнее время. И все это семьями. Хорошо работали цеховые комитеты и руководители: организовывали торжественные вечера и проводы на заслуженный отдых, чествовали юбиляров. Многие работники ездили оздоровляться на курорты, в санатории и дома отдыха», – вспоминает бывший начальник отдела кадров А. Г. Антонова, около 20 лет проработавшая на заводе.
Работники цеха обработки № 1 на первомайской демонстрации. 1987 г.
Интересно проводили время рабочие на базе отдыха «Гора Паленая», которая в 1982 г. гостеприимно распахнула свои двери. Там были детский пляж, лодки, катамараны, баня, бильярд. Работники старшего поколения предпочитали базу «Ключики», где завод имел большой дом. Зимой база использовалась как лыжная122.
Еще одним любимым детищем заводчан был коллективный сад «Металлист», располагавшийся в 20 км от города, на станции Монзино.
С 1968 г сад увеличился до 38,7 гектара, в нем появилось 16 улиц, численность садоводов увеличилась до 520.
Еще в 1972 г председателем коллективного сада «Металлист» избрали начальника механического участка РМЦ Исидора Михайловича Керна, который занимал эту должность 34 года (до 2006 г.). Под его руководством и при помощи завода в саду были построены дороги, три насосные станции, проложены десятки километров водопровода, возведены две трансформаторные подстанции, пункты учета, линия электропередачи, организовано газобаллонное хозяйство, оборудованы скважина питьевой воды и хозяйственный двор, построено жилье для сторожей123.
Заводчане не замыкались на жизни только внутри своего коллектива В рамках взятых перед городом обязательств коллектив принимал участие в возведении и отделке Нижнетагильского цирка, строил курятники и утятники в Пригородном районе, одноквартирный дом в селе Беляковка, ремонтировал дороги, участвовал в реконструкции набережной124.
При подготовке к очередному дню рождения города летом 1989 г заводчане активно занимались благоустройством Тагилстроевского района, где был расположен основной заводской жилой фонд: строили корты, ремонтировали дома, подъездные дороги, высаживали зеленые насаждения125.
Активно осуществлялась шефская помощь Завод курировал четыре класса и кабинет химии школы № 56. Подразделения предприятия: цехи сборо-сварки № 1, 2, цех обработки № 1, конструкторский отдел отвечали за конкретные классы, устраивая для детей интересные мероприятия и экскурсии. Заводчане занимались обустройством мастерских, отремонтировали кабинет химии и построили для школы теплицу126.
С большим энтузиазмом выезжали организованные на заводе бригады на покосы и уборку урожая в подшефный совхоз «Арамашевский» Алапаевского района. НТЗМК построил там коровник на 200 голов скота, два жилых дома, агрегат для искусственной сушки травы и другие объекты, получив взамен свежее мясо и овощи127
Так и жил полной производственной и общественной жизнью завод в 1980-е гг, покоряя одну высоту за другой.
К концу 1980-х гг у предприятия был жилой фонд 85 тыс кв м, пять детских комбинатов на 610 мест, один из которых (№ 169), по свидетельству воспитателя Валентины Петровны Суховой, имел специализированные группы для детей с дефектами речи128.
Росли и производственные показатели. В этом легко убедиться, заглянув в отчет о работе завода за 1989 г.:
«Прибыль 115 % (3222 тыс. руб. при плане 2787 тыс. руб.); расчетный объем товарной продукции 100,5 % (23709 тыс. руб. при плане 23600 тыс. руб.); реализация товарной продукции 100,7 тыс. руб. (23418 тыс. руб. при плане 23250 тыс. руб.); нормативно-чистая продукция 102,2 % (6730 тыс. руб. при плане 6583 тыс. руб.); достигнута экономия по себестоимости в размере 751 тыс. руб.
Выросла производительность труда, которая составила 106 % к плановой. Среднемесячная зарплата увеличилась с 207 до 231 руб., рост составил 111,6 %»129.
Только одну потерю понес завод: осенью 1989 г по решению руководства был частично демонтирован обветшавший первый корпус130.
Построенный еще в 1942 г, он буквально разваливался. Проектировщики сделали проект, который предусматривал замену колонн и изготовление подпорок ферм. Однако его реализация требовала слишком больших затрат средств и времени, поэтому корпус списали и демонтировали, от него остались лишь начальная и конечная части131.
К сожалению, также через пару лет оказался «списан» и Советский Союз. Не спасли бы его никакие подпорки и колонны.
В 1991 г он рухнул словно карточный домик А с ним рухнула и прежняя жизнь тысяч советских предприятий и миллионов простых граждан, которые на них работали. Для НТЗМК, как и для многих других заводов нашей страны, наступили сложные времена.
ПРИМЕЧАНИЯ
86. Акт приемо-передачи
Нижнетагильского завода металлоконструкций бывшим директором тов. Парашиным Б. Ф. вновь назначенному тов. Сысолятину А. Г. 1968 г. Л. 1–3; Акт приемо-передачи Нижнетагильского завода металлоконструкций бывшим директором тов. Сысолятиным А. Г. вновь назначенному директору завода тов. Карелину В. Г. 1976 г. Л. 1–4 // Текущий архив НТЗМК.
87. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил; Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г.; Интервью с А. С. Липкой. г. Нижний Тагил. 14.12.2011 г.; Интервью с Д. В. Лежневым. г. Нижний Тагил. 14.12.2011 г. // Архив автора.
88. Там же. Л. 79.
89. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил 21.11.2011 г.
90. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил.
91. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
92. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 42.
93. Орлов Д. Хроника: первенец КамАЗа// За рулём www.zr.ru/a/289576.
94. Интервью с А. Ф. Шапиро г. Нижний Тагил 21.11.2011 г. // Архив автора.
95. Гладкова, И. М. 25 екатеринбургских тайн. Екатеринбург, 2003. С. 123; Интервью с А. Ф. Шапиро г. Нижний Тагил 21.11.2011 г. // Архив автора.
96. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
97. «Крылатское», велотрек // Москва: Энциклопедия/Под
ред. А. Л. Нарочинского – М., 1980.
98. Покой ей только снится // Заводские будни. № 102 (179). 21.04.2011. С. 3.
99. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 44.
100. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 42–44.
101. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 20 Л. 6–7.
102. Интервью с И. И. Рудневым. г. Нижний Тагил. 10.12.2011 г. // Архив автора.
103. Допета песня трудовая? // Заводские будни. № 87. 2009 С. 1, 3; Интервью с А..В. Чугаевым г. Нижний Тагил // 10.12.2011.
104. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 20. Л. 68.
105. Акт приемо-передачи Нижнетагильского завода металлоконструкций бывшим директором тов. Сысолятиным А. Г. вновь назначенному директору завода тов. Карелину В. Г. 1976 г. Л. 3–4 // Текущий архив НТЗМК.
106. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011 г. Нижний Тагил // Архив автора.
107. Интервью с В. В. Лисиной 21.11.2011 г. Нижний Тагил // Архив автора.
108. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
109. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 28. Л. 1. 6. 110. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 50–52.
111. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора; Институт – http://www.ntiustu.ru/plugins.php?tree_id=2; История училища № 49 – http://www.uraledu.ru/node/21064.
112. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 43.
113. Интервью с А. А. Караевым. 14.01.2012. г. Екатеринбург // Архив автора.
114. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
115. Парфенов С. Первый рейс «Бурана» // УН (Свердловск) № 4 (89) С. 38–39.
116. Из-за начавшихся политических и экономических проблем в СССР, интерес к программе «Энергия-Буран» был потерян, в 1990 г. работы по программе были приостановлены, а сама программа и вовсе свернута в 1993 г. – Подробнее см.: материалы интернет-сайта www.buran.ru.
117. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
118. Воспоминания Г. А. Солодовой // Текущий архив корпоративной газеты НТЗМК «Заводские будни».
119. Интервью с В. В. Лисиной. 21.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
120. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
121. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 20. Л. 23.
122. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и люди… С. 53.
123. Нижнетагильский завод металлоконструкций: годы и
люди… С. 53–54.
124. Там же.
125. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 34. Л. 21–22.
126. Там же. Л. 7–8.
127. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 28. Л. 1.
128. Воспоминания В. П. Сухановой // Текущий архив корпоративной газеты ООО «НТЗМК» «Заводские будни».
129. ЦДООСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 34. Л. 47.
130. Там же. Л.24.
131. Интервью с А.К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил// Архив автора.