НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН
Корпоративная книга «НТЗМК: история завода в летописи городов», выпущенная к 70-летию предприятия завода металлических конструкций
ИЗДАЕТСЯ В СЕРИИ «ИЗ ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА»
ЭПОХА ПЕРЕМЕН
Конфуций говорил: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», и как же он был прав.
Эпоха конца 1980-х – начала 1990-х гг, известная также как период перестройки и демократизации, стала временем суровых потрясений для всей страны и тысяч советских предприятий. Многие из них не сумели пережить эти лихие годы, обанкротились, закрылись, но небольшой, по российским меркам, Нижнетагильский завод металлоконструкций сумел устоять и, преодолев череду серьезных испытаний, сохранил свои позиции на рынке и начал стабильно развиваться. Однако пройти этот тернистый путь было очень непросто.
Гласность, демократизация, хозяйственная самостоятельность воспринимались трудовым коллективом с надеждой на лучшее. Появилась возможность тратить часть средств по своему усмотрению, например, купить столь необходимые предприятию станки с числовым программным управлением одесского производства.
«По тем временам это был огромный шаг вперед, – рассказывает заместитель главного технолога ООО «НТЗМК» Владимир Петрович Давыдов. – До появления этих станков все отверстия под высокопрочные болты делались с помощью сверления через кондуктор. Это накладная деталь, которая выставляется путем ручной разметки: замерялось все рулетками, не те замеры сделал, не там метку под сверление поставил – и все. Человеческий глаз есть человеческий глаз. Никто не был застрахован от ошибок. С появлением одесских станков работать стало намного легче»132.
Но происходившие в стране политические перемены тянули за собой целый шлейф проблем экономического и социального характера, правда, на заводе этого пока не осознавали.
В стране начинался процесс акционирования предприятий Государство, выдавшее населению ваучеры, обещало, что все рабочие станут совладельцами своих предприятий, будут получать дивиденды от их работы.
Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР в 1991 г было преобразовано в государственную корпорацию «Монтажспецстрой» (с 1992 г. ОАО «Корпорация «Монтажспецстрой»). Это предприняли «в целях создания организационных и экономических предпосылок для совершенствования управления в инвестиционной сфере в условиях перехода к рынку, а также учитывая развитую специализацию и межрегиональную кооперацию, необходимость осуществления единой технической политики в развитии монтажных и специальных строительных организаций, обеспечения обороноспособности государства и выполнения работ в чрезвычайных ситуациях»133.
Именно эта корпорация руководила процессом акционирования подчинявшихся прежде Минмонтажспецстрою СССР предприятий, находящихся на территории России.
В 1992 г в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мероприятиях по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества» государственное предприятие «Нижнетагильский завод металлоконструкций» было преобразовано в одноименное акционерное общество открытого типа. Контрольный пакет акций остался у трудового коллектива.
Определенной долей акций владел и Монтажспецстрой, что позволило заводу получать некоторые заказы в то нелегкое время и оставаться на плаву.
Но таких заказов было немного, и с каждым годом их становилось все меньше и меньше. Постепенно копились долги по зарплате, отчислениям в Пенсионный и другие фонды, налоговым платежам.
На заводе вспоминают о периоде 1990-х гг с нескрываемой болью, хотя понимают, что основные причины упадка производства были объективными: в те годы никто ничего не строил, работы в России практически не было134.
В этих условиях особую надежду возлагали на зарубежные проекты В конце 1992 г НТЗМК заключил договор с ВО «Технопромэкспорт» на поставку в Китай металлоконструкций зданий тепловых электросетей в уезде Цзисянь Китайской Народной Республики, а затем и в уезде Сутчжун в рамках межправительственных соглашений.
Согласно договоренностям российского и китайского правительств, расчет производился в клиринговых швейцарских франках товарами из Китая на сумму поставленной продукции.
Официального курса клирингового франка к рублю не существовало, именно поэтому рабочие НТЗМК получали зарплату китайской тушенкой, пуховиками, простынями и полотенцами. Это был пресловутый бартер начала 1990-х гг., которого не избежало, наверное, ни одно российское предприятие. Благодаря этой китайской тушенке многие заводские семьи пережили трудное время135.
Работа над китайскими проектами сложностей для завода не представляла. Во-первых, завод обладал соответствующим оборудованием с ЧПУ, во-вторых, ЗМК в советские годы произвел большое количество металлоконструкций для теплоэлектростанций такого типа. Специфика заключалась только в масштабах.
Московский институт «Теплоэлектропроект» разработал проекты, которые включали в себя довольно сложные в изготовлении, крупные по размеру, рассчитанные на мощную нагрузку конструкции.
Завод и раньше делал подобные изделия, но в начале 1990-х гг. условия для их реализации были очень тяжелыми: поставщики постоянно поднимали стоимость металлопроката, а иной раз необходимый металл и вовсе нельзя было найти. Поэтому периодически срывались сроки поставок.
«Любой срыв по срокам китайцы оборачивали в свою пользу, – вспоминает А. Ф. Шапиро, – присылали товары более худшего качества, чем прежде. Вообще, с ними было очень тяжело работать и вести переговоры. Помню, на одном совещании в Челябинске китайские заказчики потребовали от нас, чтобы мы сделали не включенные в договор работы, которые должны были, по их словам, облегчить им монтаж наших конструкций. Я сказал, что за дополнительную плату мы готовы это сделать. Они словно и не слышали моей фразы про дополнительную плату и продолжали настаивать на том, чтобы мы сделали эти работы на безвозмездной основе»136.
Проект в Цзисяне НТЗМК осуществлял совместно с Челябинским заводом металлоконструкций и в итоге успешно его завершил, а вот Суйчжунский проект, который нижнетагильский завод выполнял один, реализовать до конца не удалось.
«Нам нужен был листовой металлопрокат, а на НТМК только что закрылся листопрокатный стан. Я нигде не мог купить необходимый для проекта металл, и мы не смогли изготовить очередную партию конструкций, – сетует А. К. Зюков. – Суйчжунскую теплоэлектростанцию доделывал Днепропетровский ЗМК, а мы из-за потери работы оказались в очень тяжелом финансовом положении»137.
В 1993 г главному конструктору завода Анатолию Фавеловичу Шапиро удалось получить заказ на изготовление чертежей КМД для реконструкции конвертерного цеха завода в индийском городе Рукел. Произошло это благодаря встрече А. Ф. Шапиро с индийскими инженерами в московском институте «Гипромез», который занимался разработкой чертежей КМ для этого проекта.
В разговоре с индийскими коллегами выяснилось, что КМД они сами сделать не в состоянии. Главный конструктор хотел добиться и изготовления металлоконструкций на НТЗМК, но индийцы стояли на своем: «Нам тоже нужна работа, металлоконструкции изготовим сами»138.
А. Ф. Шапиро, главный конструктор с 1986 по 2002 гг.
Специфика НТЗМК заключалась в том, что он не мог производить продукцию «на склад» с целью ее дальнейшей продажи, предприятие всегда работало на конкретный проект и выпускало индивидуальные металлоконструкции.
Поскольку российских заказчиков практически не было, стало нечем выплачивать заработную плату. Росло недовольство рабочих. Люди начали массово увольняться.
Если в середине 1980-х гг число сотрудников достигало 2500 чел, то к 1995 г оно сократилось до 350 чел. Работники уходили на другие предприятия города, в начавший развиваться частный сектор, уезжали на вахту на Тюменский Север, одним словом, туда, где можно было заработать хоть какие-то деньги.
Оставшиеся грозили забастовками В Тагилстроевский районный суд был направлен коллективный иск о выплате заработной платы. А. К. Зюков вместе с председателем профкома В. В. Лисиной и юристом ходили по цехам, убеждали рабочих потерпеть и переждать тяжелые времена. Лишь благодаря авторитету директора конфликт удалось урегулировать139.
Самым важным в этих обстоятельствах было сохранить кадровый потенциал. С этой целью с техническими специалистами заключили контракты, где был зафиксирован определенный объем гарантированной заработной платы, которая исправно начислялась. И хотя на руки выдавались значительно меньшие суммы, существовала гарантия того, что при получении заказа все долги будут погашены.
В 1995 г на помощь предприятию пришел Монтажспецстрой Благодаря сохранившимся с бывшим министерством связям завод подписал контракт с компанией «Холдинг Стройсталь» (г. Москва) и получил заказ на изготовление металлоконструкций для уникального сооружения – Торгового комплекса «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве, который строился к 850-летию российской столицы.
Реализация этого проекта потребовала от руководства завода больших усилий как на этапе проектирования, так и на этапе монтажа По замыслу архитекторов, поверхность торгового комплекса должна была быть решена как система площадей-террас, спускающихся амфитеатром к Александровскому саду и обращенных к Кремлю.
В итоге получился прекрасный сквер с пешеходными эспланадами, фонтанами, скульптурами, с верхней террасы которого открывался вид на Москву, а внизу можно было полюбоваться освобожденной рекой Неглинкой, набережную которой обрамляла белокаменная балюстрада.
Фасады невысокой надземной части комплекса по проекту решались в стиле аркад традиционных русских торговых рядов Оформление верхнего уровня комплекса планировалось выполнить в стиле XIX столетия. Там намеревались разместить самые дорогие магазины. На втором и третьем уровнях планировали расположить торговые площадки с более демократичными ценами, а также ресторанную зону.
Главным украшением нижнего уровня предполагалось сделать расположенный на центральной площадке подземный фонтан «Квинтет», который, согласно проекту, хорошо просматривался со всех трех уровней подземного города торговли.
Он представлял собой скульптурную группу с возвышающейся над ней чашей. Из чаши равномерно по всем сторонам должны были стекать струи воды, а внизу, в бассейне фонтана, вертикально подниматься эффектно подсвеченные водяные столпы.
Разработкой проекта занимались московские институты «Мосинжпроект» и «Моспроект-2». Саму идею перепланировки подземного пространства в самом центре города, перенасыщенного инженерными коммуникациями, можно было назвать очень смелой.
Рядом располагались Красная площадь, Кремль, под землей – три линии метрополитена: Кировско-Фрунзенская, Горьковско-Замоскворецкая и Арбатско-Покровская.
Общий вид надземной части Торгового комплекса «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве. Фото 2011 г.
Этапы строительства были определены так, чтобы не нарушалось движение наземного транспорта в центральной части города. Благодаря оригинальной технологии строители сумели вывести из зоны застройки все инженерные коммуникации, не нарушив жизнеобеспечение зданий140.
Самое деятельное участие в проектировании принял главный конструктор НТЗМК Анатолий Фавелович Шапиро, который в течение полугода неделями работал в Москве.
Моспроект специализировался на проектировании объектов жилищного строительства, поэтому помощь профессионала в области металлоконструкций была для них очень важна.
Заказ в объеме 8 тыс т металлоконструкций был для завода очень выгоден, особенно в условиях отсутствия других заказов.
Работа над проектом была почти завершена, когда неожиданно право на разработку проекта передали институту «Курортпроект», главным инженером которого являлся Надар Вахтангович Канчелли. Он предложил мэрии Москвы делать не металлический каркас, а металлобетонный, указывая на необходимость экономии металла.
Если в первоначальном проекте колонна была цельнометаллической, то Курортпроект инициировал создание колонны из четырехполых уголков, в середину которых необходимо было запустить арматуру и залить ее бетоном. Объем требуемых для реализации проекта металлоконструкций при этом уменьшался в два раза. НТЗМК был вынужден согласиться на новые условия141.
«В итоге заводом было поставлено 4 тыс. т металлоконструкций, которые представляли собой колонны крестового сечения, – вспоминает А. К. Зюков. – Сложность заключалась в отсутствии в центре Москвы мест складирования и укрупнения конструкций перед монтажом. Пришлось делать конструкции длиной до 15 м, которые в Москву завозились ночью со склада в Балашихе. Производственный отдел завода во главе с А. С. Липкой четко организовали их отгрузку строго по графику и очередности монтажа»142.
Специалисты предприятия неоднократно выезжали на строительную площадку для того, чтобы дать необходимые консультации при монтаже.
Еженедельные оперативки проводил лично мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.
В ноябре 1997 г комплекс был торжественно открыт На трех уровнях общей площадью 62711 кв м расположились более 100 точек торговли различных марок.
Тогда же, в 1997 г Торговый комплекс «Охотный ряд» стал лауреатом международного конкурса MIPIM AWARDS. Но такие крупные и престижные заказы в 1990-е гг. были редкостью.
Торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве. Объем 4500 тонн.
Несмотря на отсутствие оборудования для работы с трубчатыми конструкциями, завод выполнил еще один большой заказ на строительство жилых домов в Москве. Вот здесь всем службам предприятия пришлось приложить свои знания и мастерство. Были изготовлены кондукторы и позиционеры для сборки, кондукторы для технологической фрезеровки торцов труб и окончательной фрезеровки самих трубчатых колонн. Особенно при выполнении этой работы отличились сборщик А. Елкин, фрезеровщик В. Грачев и многие другие143.
Завод брался за любую, даже непрофильную работу, но и ее практически не было144.
В апреле 1996 г предприятие было преобразовано из акционерного общества открытого типа в открытое акционерное общество145, но это не помогло улучшить его финансовое положение.
По инициативе налоговых органов, которые не могли получить с завода значительную задолженность в бюджет, была инициирована процедура банкротства, а определением Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 1998 г. по делу № А60-716/98-СЗ на ОАО «НТЗМК» было введено внешнее управление сроком на 12 месяцев.
Внешним управляющим был назначен Владислав Григорьевич Кравченко. Проведенный экспертами анализ работы предприятия выявил следующие причины, приведшие завод к банкротству.
«Внешние факторы: кризисное состояние российской экономики; неурегулированность взаимных расчетов предприятий российской экономики; несовершенство российского законодательства в области хозяйственного и трудового права; несбалансированность учетной ставки Центрального банка – как следствие высокие процентные ставки коммерческих банков; высокий уровень налогообложения; несбалансированность цен на энергоносители; повышение цен на металлопрокат.
Внутренние факторы: потеря потребителей продукции; несовершенство механизма определения фактической цены реализации продукции; утерян собственный капитал в оборотных средствах; отсутствие адекватной системы производственного и финансового учета; возрастание дебиторской задолженности за поставленную продукцию; рост кредиторской задолженности, в том числе в бюджет и внебюджетные фонды; рост задолженности по заработной плате; отсутствие договорной дисциплины, невостребованность неплатежей и штрафов; бездействие юридической службы завода; наличие непроизводственных расходов – на содержание объектов соцкультбыта, базы отдыха и др.; необоснован механизм установления арендной платы объектов, сдаваемых в аренду; неэффективность и необоснованность финансовых вложений»146.
«Завод обанкротился из-за отсутствия платежеспособных заказчиков, что в результате вылилось в отсутствие оборотных средств на приобретение сырья», – пояснял в интервью «Регион-Информ» А. К. Зюков147.
Приглашенный в команду внешних управляющих руководитель Первой екатеринбургской аудиторской фирмы, ныне генеральный директор предприятия Виталий Викторович Парфенов, так характеризует положение завода в 1998 г.
«Главным фактором, приведшим к банкротству ОАО «НТЗМК», стала потеря рынка. Из-за кризиса в промышленности у завода не было клиентов и заказов. За весь 1998 г. завод изготовил всего лишь 3,7 тыс. т металлоконструкций при мощности в 70 тыс. т. При таком объеме производства завод не мог быть рентабельным. За этим следовал весь набор негативных последствий: увольнение рабочих, задержки по заработной плате. Техническое оснащение предприятия также оставляло желать лучшего: производственное оборудование было старым и изношенным, не позволяло иметь высокую эффективность производства. Завод начал постепенно умирать без заказов. Началась процедура банкротства, которая была спровоцирована неуплатой налогов. НТЗМК должен был умереть, но он не умер. И когда в 1998 г. было принято решение о введении внешнего управления, мы написали антикризисный бизнес-план, который постепенно вывел предприятие из кризиса»148.
ПРИМЕЧАНИЯ
132. Интервью с В. П. Давыдовым. г. Нижний Тагил. 14.12.2011 г. // Архив автора.
133. Монтажспецстрой – http://www.mssco.ru/top/company/ history/.
134. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
135. Интервью с А. К. Зюковым. г. Нижний Тагил. 20.11.2011 г.; Интервью с А. В. Чугаевым. г. Нижний Тагил. 10.12.2011 г.; Интервью с И. И. Рудневым. г. Нижний Тагил. 10.12.2011 г.; Интервью с В. С. Рудневой г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
136. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
137. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011 г. Нижний Тагил // Архив автора.
138. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
139. Интервью с В. В. Лисиной. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
140. Охотный ряд (Мосгид – путеводитель по Москве и Московской области) –http://www.mosgid.ru/mesta/fontanv-tk-ohotniy-ryad-1283.html; Торговый центр «Охотный ряд» – история – http://www.msk-guide.ru/okhotniy_ryad. htm; Торговый комплекс «Охотный ряд» – http:// malls.ru/rus/malls/document9046.shtml#ixzz1kAZDeqpN; ТК «Охотный ряд»: новые строительные решения –
http://projserv.ru/article-40.html.
141. Интервью с А. Ф. Шапиро. г. Нижний Тагил. 21.11.2011 г. // Архив автора.
142. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
143. Там же.
144. Интервью с А. К. Зюковым. 20.11.2011. г. Нижний Тагил // Архив автора.
145. Устав ОАО НТЗМК. Утвержден собранием акционеров, Протокол № 4 от 19.04.1996. Л. 1 // Текущий архив ООО НТЗМК.
146. План внешнего управления ОАО «Нижнетагильский завод металлоконструкций». Ч. 1. Основные характеристики завода. Имущественный комплекс. Меры финансового оздоровления и восстановления
платежеспособности. Реестр кредиторов. Нижний Тагил, 1998 (рукопись). С. 66 // Текущий архив ООО НТЗМК.
147. Регион-Информ. Региональный экономический дайджест. Свердловская область. № 708. 02.11.2004.
148. Интервью с В. В. Парфеновым. г. Екатеринбург. 3.12.2011 г. // Архив автора.