ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ЗАВОДА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
Тагильский рабочий — №219 (23863) Четверг, 21 ноября 2013 года
Эстафета огня зимних Олимпийских игр в Сочи идет по России. Ее маршрут длиной 65 тысяч километров лежит через места, связанные с историей государства Российского, с нашими географическими и природными достопримечательностями.
В декабре эстафета прибудет в Нижний Тагил — город, одно из промышленных предприятий которого два года работало над сооружением главного объекта сочинских Игр – Центрального Олимпийского стадиона «Фишт»
Для коллектива Нижнетагильского завода металлоконструкций выполнение сложных и ответственных заданий – дело привычное Продукция предприятия десятки лет используется при строительстве крупных объектов черной и цветной металлургии, атомной и энергетической промышленности, гипермаркетов и больших культурно-развлекательных, деловых центров.
География поставок – от Москвы до самых до окраин Включая Дальний Восток, где на острове Русский недавно был возведен городок Дальневосточного федерального университета. Тысячи тонн уникальных по сложности металлических конструкций были отправлены тагильчанами во Владивосток.
Еще более сложным по разработке и технологии изготовления конструкций стал заказ государственной корпорации «Олимпстрой».
НТЗМК – один из лидеров по производству сварных металлоконструкций – вошел в четверку предприятий, участвующих в возведении Центрального стадиона ХХII зимних Олимпийских игр. Того самого, на котором 7 и 23 февраля 2014 года пройдут торжественные церемонии открытия и закрытия главного спортивного события олимпийского цикла.
Сегодня этот объект, напоминающий по своему внешнему виду гигантскую морскую раковину, практически готов Совсем скоро под его сводами соберутся десятки тысяч участников и гостей Игр, чтобы в честной борьбе выявить сильнейших спортсменов современности и поболеть за них.
Два года упорного труда, освоение суперсовременных компьютерных технологий, новые, качественно более высокие профессиональные навыки всех участников исполнения олимпийского контракта, от конструктора до сварщика и слесаря по сборке конструкций, потребовались коллективу НТЗМК, чтобы появился в Сочи уникальный стадион.
Из 22 тысяч использованных при его строительстве металлоконструкций 6,5 тысячи – из Нижнего Тагила Это основной каркас сооружения. — Работу над конструкциями Олимпийского стадиона Сочи начинали практически вслепую, — вспоминает главный конструктор НТЗМК Д.В. Лежнев. — Сначала была идея, чертежи появились потом. Очень помогло использование программы Tekla Structures – с ее помощью создавали 3D-модель Центрального Олимпийского стадиона, на основе которой разрабатывали конструкторско-технологическую документацию.
Особо хочу подчеркнуть, что наряду с профессионалами со стажем достойно показала себя и заводская молодежь: и проектирование, и изготовление продукции, и контрольные сборки перед отправкой заказчику вели в том числе и ребята, чей возраст – около 30 лет. Опыт они получили богатейший.
Заводской былью стал и тот факт, что начальнику конструкторского бюро при работе над Сочи-2014 пришлось… бросить курить. В условиях временного цейтнота он как-то сказал женщинам КБ, что, если они сделают в срок этот заказ, он откажется от своей привычки. Женщины взяли и сделали. Начальнику ничего другого не оставалось, как расстаться с сигаретами.
Сочинский заказ потребовал перехода на новый уровень оснащения завода, внедрения высокотехнологичного оборудования Появились новые линии обработки листового и сортового проката, способные производить детали самой сложной конфигурации.
Заводчанам впервые пришлось работать с тахеометром – контрольно-измерительным прибором, формирующим на проверяемой конструкции поле условных точек в 3D-проекции.
Дело в том, что глубокая сварка деталей приводит к их термической деформации, которую невозможно просчитать. Вроде бы миллиметровые отклонения дают существенную погрешность на больших изделиях, а это ведет к проблемам их сборки. Учесть усадку металла и внести необходимые коррективы как раз и позволяет тахеометр, совмещающий создаваемые точки с точками виртуальной модели.
— Практически весь заказ для Центрального Олимпийского стадиона выполнялся на высокопрочных болтах, — говорит ветеран НТЗМК, слесарь по сборке металлоконструкций В.С. Пырин.
— К сборке предъявлялись очень высокие требования Точность установки деталей, а в одной конструкции их порой насчитывалось более трехсот, доходила до 1,5 миллиметра. Плюс трехмерные чертежи, над которыми надо думать и думать, прежде чем взяться за сборку.
Сложная была работа, но интересная. Вячеславу Сергеевичу есть с чем сравнивать – на его памяти еще работа завода над конструкциями водного стадиона в Крылатском для Московской Олимпиады 1980 года.
Тогда, впрочем, как уверен ветеран, заказ был намного проще. Да и не такой объемный.
Стадион олимпийского Сочи стал для коллектива НТЗМК проверкой не только на высокий профессионализм, соответствие современным технологиям разработки и производства металлоконструкций, но и, как ни странно, на экономическую устойчивость. Государственная корпорация, заказчик строительства, жестко установила ценовую планку изделий. Которая, как оказалось, в конечном итоге привела изготовителей к убыткам.
— Диалектика развития, — считает генеральный директор предприятия В.В. Парфенов. — В экономике у нас минус, зато в техническом переоснащении завода, повышении квалификации сотрудников – безусловный плюс. Это не беря во внимание приобретенный опыт исполнения сложнейших и ответственных заказов.
Удивительно слышать про убытки изготовителей олимпийского объекта на фоне коррупционных скандалов, связанных с многократным ростом стоимости сочинских новостроек. Но, безусловно, прав руководитель завода, видящий для коллектива за экономическими неурядицами положительные моменты. Почему бы к ним не отнести еще один?
Почему не поставить вопрос о том, чтобы эстафета Олимпийского огня, прибывающая в наш город 13 декабря, не заглянула на Нижнетагильский завод металлоконструкций? Хотя бы потому, что строители Олимпиады этого достойны.
Б. ДИМОВ.
погода подробно
Сегодня. Восход Солнца 9.58. Заход 17.32. Долгота дня 7.34. 19-й лунный день. Днем -2…0 градусов, ясно, без осадков. Атмосферное давление 751 мм рт. ст., ветер западный, 4 м/сек.
Завтра. Восход Солнца 10.00. Заход 17.31. Долгота дня 7.31. 20-й лунный день. Ночью -1 градус. Днем 0 градусов, пасмурно, дождь. Атмосферное давление 748 мм рт. ст., ветер западный, 6 м/сек.
Сегодня и завтра небольшие геомагнитные возмущения.