БОЛЬШАЯ РУДА ВОСТОКШАХТОПРОХОДКИ

Тагильский рабочий — №36 (23925) Среда, 26 февраля 2014 года

ТРЕСТУ «ВОСТОКШАХТОПРОХОДКА» — 55 лет

Фото Строительство дома по улице Первомайская № 19.
Управляющий трестом «Востокшахтопроходка» В. В. Медведев, и начальник отдела подготовки производства Лев В. Сергеев. Фото апрель 1975 год. Построен дом в 1977 году.

За большую руду

Лев Васильевич Сергеев 32 года проработал в тресте «Востокшахтопроходка». Начинал горным мастером в шахтостроительном управлении №1, завершал свой трудовой путь заместителем главного инженера треста. За десятилетия больших свершений Сергеев имел возможность накопить в памяти информацию о жизни и деятельности большого пятитысячного коллектива.

Сегодня Лев Васильевич делится ею со своими коллегами и читателями «ТР». Его рассказ о том, что было, о том, что мило и не забыто, пока живы ветераны «Востокшахтопроходки».

Ушел в историю XX век  А вместе с ним страна с названием СССР. Рухнуло народное хозяйство, и большинство подрядных строительных организаций, живших на подряде и инвестициях государства, прекратили свое существование.

Среди них и трест «Востокшахтопроходка». Но наследство, которое он оставил, позволяло к середине 80-х годов на Высокогорском руднике добывать 4,5 – 5 млн. тонн руды в год. На Гороблагодатском – 4,5 млн. тонн. На Богословском руднике — около 3,5 млн. тонн руды в год. На Соколовско-Сарбайском руднике – до 2 – 2,15 млн. тонн.

Проектные темпы подземной добычи набирали шахта «Сидеритовая» в городе Бакал, шахта «Магнезитовая» в городе Сатка Челябинской области. Не прекратилась работа на шахтах «Центральная» и «Молодежная» в городе Хромтау Актюбинской области Казахстана.

На площадке будущего ствола шахты в Казахстане (март 1977 г.)

А в памяти ветеранов треста остались его трудовые будни, взлеты и люди, благодаря которым он обрел свою славу. Практические уроки ушедших в историю шахтостроительных трестов и управлений не должны быть забыты. Они пригодятся в другое время, когда придут другие люди и будет более совершенная техника. Но пока все это придет, исправно служить будет то, что создано коллективами, которых уже нет. За это они заслужили доброе слово.

Первый пусковой

С 1959 года для удовлетворения потребности в сырье черной металлургии одно за другим создавались 12 шахтостроительных управлений для проходки и строительства подземных шахт и рудников, возведения объектов жилья и социальнобытовой направленности.

Основные силы треста «Востокшахтопроходка» были сосредоточены на Урале, хотя по распоряжению объединения «Союзшахтопроходка» он выполнял строительные и горнопроходческие работы вахтовым методом на объектах разных министерств в Сибири, Казахстане и в Приуралье.

Первый пусковой комплекс – дробильно — скиповой комплекс шахты «Магнетитовая-бис» как результат многолетнего труда коллектива ШСУ №1 и треста в целом был готов в середине 60-х годов. Но путь до него был непростой.

В июне 1959 года ствол шахты «Магнетитовая-бис» находился уже в проходке. Работа шла полным ходом. Единственная трудность была с водой. Все же имеющиеся водоотливные средства позволяли справиться и с ней.

А на промплощадке ствола шахты «Клетевая» шла работа по установке «веера» проходческих лебедок, «намотке» канатов на барабаны лебедок, подвеске проходческого оборудования в стволе через шкивы на копре. Для возможности подвески оборудования в стволе, устройства разгрузочного станка с течками в копре технологическая 40-метровая часть ствола была пройдена и закреплена.

Весь комплекс работ по проходческому оснащению на промплощадке и непосредственно в стволе интересен многочисленными мелочами. Незнание их на практике могло привести к техническим неприятностям.

Первые успехи, первые потери

Рабочий процесс не останавливался ни на минуту  Грохотала разгружаемая из бадей порода, ухали взрывы в забое, гудели вентиляторы.

Всем процессом управляли люди  Основная часть инженерно-технических работников были выпускниками Свердловского горного института послевоенного периода. Среди них были молодые фронтовики, бывшие горные техники, проработавшие несколько лет на рудниках ВРУ, ГБРУ и закончившие высшие инженерные курсы при Свердловском горном институте. А также воспитанники Нижнетагильского горно-металлургического техникума.

Мои воспоминания хранят имена многих специалистов. Упомянуть всех невозможно. Но нельзя не назвать тех, кого мы потеряли.

Малейшие ошибки на разных участках работы приводили к беде. В памяти навсегда осталась первая потеря – гибель проходчиков Анатолия Садохина и Виктора Парамыгина. Их хоронил весь трест во главе с первым управляющим Е.А. Канделем.

Первые метры проходки горно-капитальных выработок на действующих шахтах относятся к периоду, когда вся проходка была возложена на собственные участки шахт и управлений под общим названием ОКС, ОКР
и тому подобных.

Создание отдельного специализированного шахтостроительного производства коренным образом меняло положение дел, появлялась возможность увеличения мощности горно-рудной базы для металлургии в более сжатые сроки. Это был значительный шаг вперед.

Реализация проекта строительства новых и реконструкции действующих шахт и технологических комплексов по добыче руды с выдачей и агломерационной переработкой ее на поверхности общими усилиями заказчика-рудоуправления и шахтостроительной организации (типа треста «Востокшахтопроходка»), наконец, стала реальностью.

Но чтобы планы стали явью, пришлось долго и упорно трудиться.

Например, освоение породопогрузочной техники в забое ствола проходило сравнительно быстро. Прекрасной иллюстрацией могла быть виртуозная работа проходчиков Ивана Шатова, Николая Смехова, Юрия Лопаева, Владимира Григорьевича Ильина, в будущем инженера, начальника проектной конторы треста весь период ее существования.

Породопогрузочная и буровая техника на проходке ГКВ, в основном, была представлена машинами типа ПМЛ-5, МПР-6, ППН, ПНБ и др. на колесно-рельсовом, резиновом и гусеничном ходу. Как без навесного бурового оборудования, так и с ним ручное бурение с поддерживающих колонок применялось с самого начала и постоянно, ибо разнообразие выработок и подходы в забой были не всегда удобны для использования тяжелых буровых машин.

На десятилетия вперед

При креплении ГКВ наряду с тяжелым ручным трудом применялась и техника. Это были бетоноукладчики типа БУК. Впервые в 60-х годах и в последующем получило широкое применение крепление набрызг-бетоном с толщиной бетонной корки от 10 до 100 мм. Протяженность горных выработок, где использован такой вид крепи, измеряется в настоящее время десятками километров.

Внедрение новой техники и новой технологии велось с самого начала деятельности треста. Знакомство с работой шахтостроителей других ведомств, техникой, которую они использовали, опытом работы передовых коллективов позволили приобрести новые образцы техники. Все это происходило не только на основных процессах проходки, но и на вспомогательных работах.

Оснащение проходческих бригад ШСУ высокопроизводительной техникой, бесперебойное технологическое обеспечение их с учетом всех местных условий позволили от отдельных рекордов проходки постепенно перейти к стабильной высокопроизводительной работе.

В истории треста навсегда осталась скоростная работа бригад В. Кулеша, М. Егоркина, А. Лекинского, лауреата Государственной премии А. Шамова, Героев Социалистического Труда А. Городилова,
П. Васильева.

Особую роль в бесперебойной работе играло подсобно-вспомогательное производство каждого шахтостроительного управления. Со временем появилась и проектная контора во главе с главным инженером Э.В. Кунцевичем, которая расставляла силы и средства на строительных площадках и на подступах к ним.

Такие задачи решались при подготовке строительства Соколовского подземного рудника, шахт «Сидеритовая», «Магнезитовая» и «СевероПесчанская».

В 90-х годах трест завершил свою деятельность  Все задуманное ранее построено и работает. Руда идет на-гора, все объемы освоены, отчеты об этом – давно сданы в архив. Остались шахты, копры которых стоят колоссами на горах Высокой и Благодать, на севере и на юге Урала.

Только в газетных статьях прошлых десятилетий можно найти рассказы о людях треста и его делах. Но живы участники и свидетели былых рекордов, до сих пор люди пользуются плодами труда, созданными нашим коллективом.

Это не только шахты, но и жилые дома, здания социального и культурного назначения. Ветераны треста гордятся, что их труд позволял нашей стране наладить бесперебойную добычу руды и поддерживать отечественную черную металлургию долгие годы.