КОГДА МЕТАЛЛ В РУДЕ ЗВЕНЕЛ
Тагильский рабочий — Четверг, 25 августа 2016 года №96 (24396)
28 августа — День шахтера
Фото Накатывание копра к устью шахты «Магнетитовая-бис». Осень 1962 года.
Почти 25 лет назад прекратил свое существование трест «Востокшахтопроходка» — предприятие, слава о котором гремела на весь Советский Союз
Основанное в Нижнем Тагиле, оно славилось далеко за его пределами. Шахтостроители треста работали на Урале, в Казахстане, Сибири, средней полосе России, Грузии. Это было единственное предприятие отрасли, в составе которого профессионально выросли два Героя Социалистического Труда.
От карьеров к шахтам
Изначально трест создавался для нужд Высокогорского железного рудника (ныне ВГОК) и на его же базе. В 60-е годы, когда доменное производство НТМК стало активно развиваться, потребовалось сделать рывок и в горнорудной сфере – для полной загрузки доменных печей четырех с половиной миллионов тонн руды, которую производил рудник, уже не хватало. И тогда за дело взялся трест «Востокшахтопроходка», которому было поручено реконструировать все три шахты ВЖР.
– Фактически тот объем работ, который мы провернули, реконструируя существующие шахты, был соразмерен строительству новых подземных рудников с нуля, – рассказывает бывший начальник ШСУ №1, кавалер ордена «Знак Почета», полный кавалер Почетного знака «Шахтерская слава» Владимир Зайцев. – Ведь в те годы на ВГОКе первоочередное значение имела добыча руды открытым способом. Однако запасы карьеров были уже на исходе, поэтому единственно правильным выходом было разрабатывать рудные тела глубоко под землей.
Шахта «Магнетитовая» в то время имела лишь один ствол, самая глубокая выработка находилась на горизонте минус 50-го метра. У строителей же стояла задача в течение двух лет пройти шахтные выработки до глубины 360 метров. Решено было начать строительство нового ствола шахты «Магнетитовая-бис» в нескольких десятках метров от действующего.
Новый ствол диаметром восемь метров был в два с половиной раза мощнее и оснащен скипами грузоподъемностью 25 тонн.
Главная конструкция шахты – металлический копер высотой 71 метр – строилась восемь месяцев. Ровно столько времени шахта могла простоять, не выдавая руду на-гора.
Однако строители решили иначе – пусть «Магнетитовая-бис» работает на временном подъемнике, а металлический копер возведем рядом, в 30 метрах от нее. Завершив строительство, надвинем его на ствол.
Путешествие горы к Магомету
Дело это было доселе невиданное. Никто в шахтостроительной отрасли ни разу не додумался двигать этакую махину — копер всегда строился сразу над стволом. Идея казалась такой же дикой, как в наши дни подвинуть, скажем, 21-этажный дом. И все же проект стартовал.
Копер строился сразу на рельсах, его основание поставили на очень прочные железнодорожные колеса. Монтировали конструкцию 100-тонными кранами. Спустя восемь месяцев, когда металлическая махина
была готова, «вагончик тронулся».
Вряд ли когда-нибудь железнодорожные колеса испытывали подобную нагрузку – копер весил более 10 тысяч тонн. Его передвигали обычными проходческими лебедками. Движение было едва уловимым – по 1 – 2 сантиметра в минуту. Постепенно разгоняли, зафиксировав скоростной рекорд – 15 сантиметров.
Такое путешествие «горы, идущей к Магомету», иначе как чудом человеческой мысли не назовешь. Ровно три дня «путник» добирался к своей цели. Обычно этого времени хватает, скажем, на поездку к Черному морю. Но этот железнодорожный состав проехал до нужной «станции» всего 33 метра.
Покинуть транспорт «пассажиру» предложили тоже неординарным способом – под ним просто вырезали колеса и железнодорожное полотно, а затем основание забетонировали.
— На такой, надо сказать, опасный шаг люди пошли ради одной цели – не останавливать проходческие работы в шахте на восемь месяцев, в течение которых монтировался копер, — говорит председатель совета ветеранов треста «Востокшахтопроходка» Владимир Горбунов.- Пока его возводили, шахтеры выдавали породу на временном подъемнике.
Постепенно «Магнетитовая-бис» уходила на много сотен метров в глубину. Впоследствии ее самый нижний горизонт появился почти на километровой отметке от уровня поверхности земли.
Километры под землей
В 60-е годы был выстроен еще один ствол – шахты «Клетьевая», вспомогательный и в основном грузовой, для доставки материалов и оборудования.
Одновременно проходила реконструкция шахты «Эксплуатационная», а впоследствии началось строительство «Естюнинской».
За пять лет, до 1964 года, на «Эксплуатационной» были построены пять подземных горизонтов, дробильно-скиповых и дробильно транспортерных комплексов. В результате шахта вдвое увеличила производительность – с 600 тысяч до 1,2 миллиона тонн руды в год.
Когда на НТМК была запущена в эксплуатацию шестая домна, ВГОК уже выдавал вместо четырех с половиной семь с половиной миллионов тонн руды в год.
О ее качестве строители говорят так:
– У нас коронки на оборудовании не выдерживали, постоянно менять приходилось – настолько твердой была руда, – рассказывает заслуженный шахтер Российской Федерации, полный кавалер Почетного знака «Шахтерская слава», кавалер ордена Трудового Красного Знамени Владимир Жернов. – Ощущение было, что коронка стучала не по породе, а по металлу – в ушах стоял характерный звон. Содержание железа в руде тогда доходило до 45 процентов, она почти не требовала обогащения.
Военная точность
Бригада Жернова славилась скоростными проходками, умением справиться с задачей в любой «горячей точке». Задания они выполняли с почти военной точностью. Попасть в этот коллектив было чрезвычайно почетно и так же сложно. Мало было сделаться высококлассным проходчиком. Требовалось в совершенстве владеть тремя-четырьмя подземными специальностями – уметь бурить, вести взрывные работы, управлять шахтным электровозом, прокладывать железнодорожное полотно. Все это давало бригаде полную независимость от обстоятельств и от работы других участков.
С тех пор горнорудная отрасль пережила немало кризисных этапов. Но в шахтерском коллективе ВГОКа до сих пор чтят традиции, заложенные в советское время.
Гордится своей историей и бывший трест «Востокшахтопроходка», прекративший существование в 1992 году.
– Это было настоящим счастьем – работать в таком коллективе, как наш, – говорит Владимир Горбунов. – И сейчас, когда предприятие распалось, коллектив остался. Мы по прежнему видимся, общаемся и всеми силами пытаемся сохранить и передать наш опыт последующим поколениям. Я уверен, что металлургия на Урале просуществует еще сотни лет. Какое будущее ее ждет — целиком и полностью зависит от тех людей, на которых она будет держаться.
Елена ПЕШКОВА.