НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ШАХТОПРОХОДКА, ГОРИЗОНТ ПОД КЛЮЧ

Тагильский рабочий — №6 (23895) Среда, 15 января 2014 года

В начале года тресту «Востокшахтопроходка»  исполнится 55 лет. Для ветеранов предприятия, ушедшего в историю Нижнего Тагила десять лет назад, это очень значимая дата. Коллектив ветеранов готовится к юбилею. А газета «Тагильский рабочий», которая оказывает информационную поддержку, продолжает публиковать материалы о шахтостроителях.

Сегодня мы представляем нашим читателям людей, без которых было бы немыслимо существование крупного промышленного предприятия. Они были силой и славой треста

Горизонт под ключ

Вспоминает Владимир Яковлевич ЖЕРНОВ, бригадир проходческой бригады, полный кавалер орденов «Шахтерская слава», Трудового Красного Знамени, заслуженный шахтер России:

— В 1975 году я принял бригаду у Александра Сергеевича Шамова. Его фамилия тогда гремела на весь Тагил. Александр Сергеевич был лауреатом Государственной премии СССР, кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, полным кавалером орденов «Шахтерская слава». Под его руководством начинали скоростную проходку. Особенно запомнилась скоростная проходка на шахте «Естюнинская». Там были очень твердые породы. Буровые каретки в то время еще не получили, поэтому бурение проходило тяжело.

Остальные проходки тоже не были легкими. Приходилось залезать в самые опасные места, иногда в газ. Это – тяжелая работа, связанная с большим напряжением.

В начале скорость проходки составляла 30-40 метров в месяц, а при скоростной проходке достигала до 150 метров и больше в месяц.

На шахте «Магнетитовой» на горизонте минус 290 метров более чем в десять раз превысили норму выработки. Вместо 3-4 кубометров породы в смену выдавали чуть ли не 15-20 кубометров! Это был рекорд скоростной проходки!

К любой скоростной проходке готовились тщательно. В забое увеличивали количество людей. Вместо одной буровой машины сначала ставили три. А на «Естюнинской» было уже пять буровых машин. Я бурил всего четыре шпура. Но скорость бурения значительно увеличивалась.

Вскоре получили производительные породоуборочные машины. Чтобы убрать породу, требовалось не более 30-40 минут. Дальше начиналась электровозная откатка. На каждой операции сокращали время. Таким образом скорость проходки превышала норму в два-три раза.

Систему скоростных проходок продумывали наши инженеры. Инициатором были начальник шахты «Эксплуатационная» Виктор Петрович Баклаев и будущий управляющий нашего треста Станислав Иванович Непомнящий.

Потом собрали коллектив бригады, обсудили. Решили попробовать, и стало получаться. В ШСУ №1 были хорошие бригады – Геннадия Промышленникова, Игоря Козленкова, Павла Устинова Но скоростную проходку делала только наша комплексная бригада.

Если бы ребята не были высокими профессионалами, о скоростной проходке нельзя было бы и мечтать. Владели всей техникой, которую имели. Сами вели взрывные работы, укладывали стрелочные переводы, звенья путей. Была полная взаимозаменяемость. Фактически выполняли весь цикл работ, чтобы шахтеры сразу могли начать добычу руды. Горизонт готовили под ключ.

Все глубже и глубже

Вспоминает Андрей Иосифович ПАВЛОВ, бригадир крепильщиков, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медали «За трудовое отличие»:

— Наша бригада занималась креплением горных выработок разных подземных сооружений – электроподстанций, камерстоловых, складов взрывчатых веществ, сопряжений выработок, «утюгов» – так назывались клинья между выработками, камер-опрокидов, камер-дробилок. Все это
делали для того, чтобы порода держалась на стенах и сводах шахт после того, как прошли проходчики. Камеры бетонировали для добытчиков руды.

Многие говорили, что работа крепильщиков – опасная. Я думаю, что шахта есть шахта и любая работа там опасна. Мы делали полки из бревнышек, потом ставили телескопический буровой станок. Через некоторое время стали делать «салазки», бурили шпуры, клали бревнышки и привязывали полок. Каждая операция требовала опыта, сноровки, соблюдения техники безопасности.

Позже в обиход пришли проходческие полки  Начинали бурить, следом монтировали монорельс. На него ставили проходческую кабину, которая служила своеобразным лифтом. Туда садились два проходчика с буровым инструментом, поднимались и начинали бурение.

Когда я пришел на работу в ШСУ №1, там было много специалистов-фронтовиков  Старая гвардия обучала нас, подсказывала, предостерегала от опасности. Старались запоминать. Потом ветераны уходили на пенсию. А мы, набравшись опыта, вставали на их место. При мне делались многие работы на шахтах «Клетьевой», «Магнетитовой-бис».

В то время уже начал работать широкополочный стан НТМК  На металлургическом комбинате требовалось больше руды для производства. Я был в курсе всех дел, потому что много лет избирался членом горкома партии и 7 лет — членом бюро ГК КПСС. На заседаниях сидел рядом с директорами НТМК – Макаевым, Овчинниковым, Елизаровым, УВЗ – Окуневым, редактором газеты «Тагильский рабочий» Быстровым. Знал обо всем, что происходит в городе. И в этих делах не последнее место занимал трест «Востокшахтопроходка».

А в шахте, где вели бетонирование, был девиз «Все глубже и глубже». Самая нижняя точка, где работали на шахте «Клетьевой», была минус 850 метров. Там всегда стояли насосы для откачивания воды.

С тех пор прошло много лет. Многих моих товарищей-крепильщиков уже нет в живых. А когда-то они были замечательными специалистами.

Сейчас вспоминаю, как мы радовались, когда слышали, как работает мощная дробилка руды. Даже когда находишься двумя горизонтами ниже, слышишь ее голос, чувствуешь, как она пережевывает руду. От того, что мы тоже причастны к этому мощному сооружению, становилось радостно на душе. В каждой тонне руды, добытой шахтерами, был и наш труд.

Служба вспомогательная. Но очень важная

Вспоминает Геннадий Вениаминович ГРАЧЕВ, главный механик шахты «Магнетитовой»:

— Многие тагильчане помнят скоростные проходки бригад ШСУ №1. Сегодня, пожалуй, есть повод вспомнить, как добывались эти кубометры породы и как проходили в тяжелых условиях метр за метром под землей горные выработки.

Проходчики продвигались вперед с помощью специалистов вспомогательных служб, которые обслуживали буровые каретки, погрузочные машины высокой производительности. Насыщенность техникой позволяла двигаться с увеличением скорости проходки.

Чтобы оборудование не ломалось, его надо было правильно и своевременно обслуживать, контролировать и ремонтировать. Всю эту работу выполняла электромеханическая служба. За техническую часть отвечали механики участков.

Среди них были замечательные личности. Электрослесарь Анатолий Трифонович Сотников сначала работал в отделе капитального строительства треста, потом перешел в ШСУ №1. Он был специалистом высшего класса. Таким же асом слыл и Геннадий Федорович Лутков. Петр Михайлович Суханов начал работать еще до службы в армии. Отслужил и вернулся в родную бригаду. На этих людей всегда можно было положиться.

Ремонтом высокопроизводительной техники приходилось заниматься в перерывах рабочего цикла, когда проходила вентиляция забоя. Часто ремонты делали в субботу и воскресенье. Мы должны были успеть подготовить технику к завтрашнему дню. И обеспечить ее бесперебойную работу.

Кроме этого, служба механика участка продолжала обслуживать все коммуникации – наращивать трубопроводы, контактную сеть, подвижной состав, перегружатель.

Пока проходчики бурили, механики в это время занимались профилактикой погрузочной машины, электровозами, вагонами. Нужно было смазывать, проверять, чтобы в работе не было сбоев.

Мне пришлось внедрять первый комплекс проходки вертикальных выработок (КПВ-1) с заводским №9 на шахте «Магнетитовой». Позже применили глубокое бурение скважин комбайном 2 КВ, полученным из Кривого Рога. Этими комбайнами проходили вентиляционные восстающие. Бурили пилот-скважину диаметром 200 мм и разбуривали до диаметра 1600 мм. В Кривом Роге под наши твердые породы по спецзаказу изготавливали режущие части разбуривателя – шарошки.

Этим комбайном был поставлен рекорд  Он был рассчитан на 80 метров, а мы прошли одну скважину с поверхности до горизонта минус 130 метров.

Службе механика приходилось заниматься и другими проблемами: водоотливом, монтажом и демонтажом подъемных машин, а также вентиляцией забоев

Корабль на Лебяжке

Вспоминает Евгений Романович ГАИНЦЕВ, начальник производственно-технического отдела ШСУ №5

— Возведением жилья занимались параллельно с горношахтным строительством. Первые объекты были построены на Лебяжке. На улице Известковой в 1973 году сдали дом №15. Недалеко от Нижнетагильского холодильника стали сносить одноэтажные дома и строить новый микрорайон.

На этой площадке первым поднялся пятиэтажный четырехподъездный дом №19. Постепенно частный сектор исчезал, и мы расширяли застройку.

Построили дом, где была аптека. Сейчас там Сбербанк. Потом – тот дом, где ныне расположен магазин «Магнит». Со второго до пятого этажа было жилье. Первые этажи занимал соцкультбыт. Такие объекты сдавали тяжело. На них распространялись специальные санитарные нормы.

Ближе к реке Выйке построили детский садик. Он был на особом счету у управляющего трестом и у всех сотрудников. Без садика жизнь шахтостроителей была немыслима, у всех были детишки.

Со временем шахтостроители стали получать квартиры в домах, построенных нашим управлением. Я благодарен тресту, что получил квартиру сначала как молодой специалист, а потом, когда в семье появились два сына, получил еще раз, на расширение, – трехкомнатную.

Жил в доме, который построило наше управление  Рядом, в соседях, селились шахтопроходчики. Младший сын ходил в детский сад, который тоже построило ШСУ №5. С пятого этажа я видел, как он играл в группе. Площадка была хорошо выбрана. Место оказалось тихим для детей. А сейчас в этот садик ходит моя внучка. До сих пор этот район считается шахтерским поселком.

Затем начали поднимать угловые девятиэтажки на ул. Лебяжинской. В газете «Тагильский рабочий» такой дом назвали кораблем. Помню даже заголовок «Корабль на Лебяжке».

Строительством руководил управляющий трестом Станислав Иванович Непомнящий. Жилищное строительство считалось таким же важным, как и шахтное. От наличия жилья зависел моральный и психологический климат в коллективе. Поэтому ежедневно на стройке был кто-нибудь из руководителей треста. Если бы у проходчиков не было жилья, может быть, не было бы и таких достижений.

Еще один дом построили на Лебяжке, на месте яблоневого сада  Взамен вырубленных деревьев посадили новые, до сих пор все там утопает в зелени. Строили быстро, с документацией помог Тагилгражданпроект. Но не обошлось без сложностей. Неожиданно забил родник. Его забетонировали и быстро выкопали котлован. Колышки вбили в марте. А к 31 декабря 1976 года дом был уже заселен. На все ушло 7,5 месяца. Это было равносильно скоростной проходке.

Мы с завистью смотрели на ребят из ШСУ №1  Они были героями. На их фоне, казалось, делали как будто незаметную работу. Но в итоге дома всегда на виду, люди знают, что построили их специалисты ШСУ №5, поэтому к нашему коллективу все относились с уважением.

После девятиэтажек ниже построили 42-й дом. Этот микрорайон был застроен, и появилась необходимость в дальнейшем развитии. Начали осваивать микрорайон «Западный» рядом с 90-й школой.

Первым на этой площадке построили дом в виде раскрытой книги. В этом районе не было сетей, в том числе — для подведения тепла. Пришлось вести трубопроводы от центральной котельной на ГГМ. Трасса составляла около трех километров.

Строили каскад жилых домов на улице Красноармейской, с парикмахерской, салоном мод, здание самого треста (ныне там размещается администрация Ленинского района), горкома ВЛКСМ на проспекте Ленина. Участвовали в строительстве городской трибуны, четырех корпусов детских оздоровительных лагерей «Уральские огоньки» и «Соколенок», где оздоравливали детей.

Первый 12-этажный дом в нашем городе и первый детский комбинат с летним плавательным бассейном тоже построил наш коллектив. Мы поднимали бытовые корпуса, тянули водоводы, канализационные сети, облагораживали город и делали жизнь шахтопроходчиков лучше

погода подробно

Cегодня. Восход Солнца 10.33. Заход 17.45. Долгота дня 7.12.
15-й лунный день. Днем -4…-2 градуса, пасмурно, снег. Атмосферное давление 737 мм рт. ст., ветер северный, 1 м/сек.

Завтра. Восход Солнца 10.32. Заход 17.47. Долгота дня 7.15.
16-й лунный день. Ночью -8 градусов. Днем -9…-7 градусов, пасмурно, снег. Атмосферное давление 744 мм рт. ст., штиль.

Сегодня и завтра небольшие геомагнитные возмущения