УРАЛКРИОМАШ МОНОПОЛИСТ ПО ДОСТАВКЕ КРИОГЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ

Тагильский рабочий — №65 (24198) Суббота, 11 апреля 2015 года

Тагильским криогенщикам равных нет

В Амурской области продолжается  строительство космодрома «Восточный». Проект без тагильских криогенщиков воплотить в жизнь было бы невозможно.

Уралкриомаш, отметивший 60-летие в октябре прошлого года, выполняет несколько государственных заказов. О том, как далеко удалось продвинуться в работе, рассказывает генеральный конструктор
предприятия Олег ЧЕРЕМНЫХ.

— Олег Яковлевич, мы с вами встречались в преддверии Дня космонавтики два года назад. Тогда вы говорили, что предприятие загружено работой до 2025 года, но ведь никто не предполагал, что в России вновь могут начаться непростые времена. Какая ситуация сейчас на Уралкриомаше?

— В понедельник отгрузили последнюю партию оборудования – арматурные блоки, хранилища, трубопроводные коммуникации — на космодром «Восточный» для стартового комплекса «Союз-2». В мае оборудование будет смонтировано, в сентябре должны завершиться пусконаладочные работы. Весь процесс контролируют конструкторы Уралкриомаша.

Автономные комплексные испытания пройдут в конце года, после чего состоится непилотируемый пуск ракеты-носителя.

Параллельно разработали опытные образцы цистерн модели 15-558С-04 для доставки ракетного топлива – кислорода, азота, аргона. Сейчас осуществляем серийную поставку на космодром. 10 цистерн уже изготовлено, еще столько же будет отгружено до конца июня.

На «Восточном» начали возводить стартовый комплекс для запусков ракетыносителя «Амур» (модификация «Ангары»). Это строительство второй очереди, в котором мы тоже будем участвовать. За предприятием – разработка, изготовление и монтаж транспортных средств, систем заправки и водообеспечения для безопасного функционирования установок, которые используются при старте ракетыносителя.

Проектные работы уже начаты  В течение двух следующих лет оборудование будет изготовлено и поставлено, в 2018 году – смонтировано. В 2019-м пройдут пусконаладочные работы, автономные испытания, на конец года намечен запуск «Амура». Программа долгосрочная, перспективная, интересная.

Кроме того, получили техзадание на создание системы заправки переохлажденным кислородом разгонного блока для космодрома «Плесецк» в интересах Министерства обороны. Проект должен быть осуществлен в сжатые сроки.

— «Восточный» сопоставим с теми стройками, которые были в Советском Союзе?

— Космодром «Байконур» в 50-х годах стремились построить как можно быстрее. Сегодня подход иной, продумывается, как удобнее, безопаснее эксплуатировать наземные комплексы. Люди, оборудование будут находиться в закрытых зданиях, а не на открытых площадках.

В нескольких километрах  от «Восточного» строится город Циолковский: современные жилищные комплексы, детские сады, школы, больницы…

— Продукция для «Восточного» занимает 20- 30% от всего производства Уралкриомаша. Есть ли другие заказы?

— Раньше помогали Уралвагонзаводу выпускать нефтеналивные и другие цистерны для народного хозяйства, но криогеника в последнее время доминирует. Стали выпускать больше продукции для космической отрасли.

Самарское предприятие «ЦСКБ-Прогресс» разрабатывает «Ангару-5» на сжиженном природном газе. Если новая ракета-носитель будет востребована, у нас, по сути дела, уже готово все необходимое оборудование. Ведется изготовление двух опытных образцов контейнеров-цистерн.

Буквально неделю назад прошло совещание, выступили представители различных отраслей промышленности. Все считают, что будущее – за природным газом. Это новое направление для России в Европе уже освоено. Топливо считается экологически чистым и применяется на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. В Германии, например, все суда переведены на сжиженный природный газ.

К нам обращаются судопроизводители с тем, чтобы мы обеспечили их всеми средствами. На железнодорожном транспорте мы это уже прошли (разработан газотурбовоз, сейчас испытывается), на автомобилях проходим, на судах – еще предстоит пройти.

— На Уралкриомаше остро стоял кадровый вопрос. Сейчас эта проблема решена?

— Ребята, пришедшие к нам несколько лет назад, уже стали начальниками отделов. Все они проходят через «Восточный», накапливая опыт и решая задачи конструкторского бюро. В этом году десять студентов НТИ(ф) УрФУ пишут дипломы по тематике нашего предприятия. В июне они защищаются, надеемся, большинство останется работать на Уралкриомаше. Средняя зарплата в КБ за прошлый год составила 38 тысяч рублей.

Мы полностью обеспечиваем себя за счет выполнения заказов. К нам приходят не только молодые специалисты, но и квалифицированные конструкторы с других заводов.

— Много ли на предприятии зарубежного оборудования? Как обстоят дела с импортозамещением?

— Во времена СССР в космической отрасли не приветствовалось применение импорта. В основном, все базировалось на комплектующих собственного производства. Когда в 2000-х разрешили использовать зарубежные разработки, стали закупать арматуру для контейнеров и цистерн. На Западе налажен серийный выпуск арматуры, стоимость ее ниже.

Помимо этого, у нас был заключен  контракт с австрийской фирмой на поставку эффективной теплоизоляции. Но в связи с последними событиями в мире сотрудничество было прервано. Перешли на арматуру собственного производства. Для нас это непрофильное производство, поэтому себестоимость выше. Но Роскосмос и Министерство обороны заинтересованы, прежде всего, в надежности. «Байконуру» наша арматура служит уже 50 лет.

Что касается эффективной теплоизоляции, ведем переговоры с российской фирмой, которая освоила выпуск данной продукции. Так что санкции ни в коей мере нас не затронули.

— Равных Уралкриомашу до сих пор нет? Не теснят ли частные фирмы?

— У нас только один конкурент – Балашихинский криогенмаш, но специфика у завода иная. По транспортным средствам, доставке криогенных компонентов Уралкриомаш является монополистом. В работах по Роскосмосу тоже никогда не сталкиваемся лбами. Мы отвечаем за заправку различных разгонных блоков, они – за создание воздухоразделительных, ожижительных установок.

А частных предприятий, подобных нашему, попросту нет. Строить такие заводы дорого, к тому же, производство нужно обеспечить квалифицированными кадрами.

— Спасибо за беседу!

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВ

 погода подробно

Сегодня. Восход Солнца 6.02. Заход 20.01. Долгота дня 14.01. 22-й лунный день. Днем +5…+7 градусов, пасмурно, дождь. Атмосферное давление 736 мм рт. ст., ветер югозападный, 4 м/сек.

Завтра. Восход Солнца 5.59. Заход 20.04. Долгота дня 14.05. 23-й лунный день. Ночью -1. Днем +2…+4 градуса, облачно, небольшой дождь. Атмосферное давление 734 мм рт. ст., ветер западный, 4 м/сек.

Сегодня сильные и умеренные магнитные бури, завтра – небольшие геомагнитные возмущения.