УРАЛКРИОМАШ, КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ, ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Тагильский рабочий — №30 (24330)  Вторник, 12 апреля 2016 года

Обратный отсчет

Сегодня — 55-я годовщина полета человека в космос

Второй месяц весны может войти в историю еще одной знаковой датой. После завершения испытаний начнется обратный отсчет до первого пуска с космодрома «Восточный». 27 апреля ракета-носитель «Союз-2» доставит на орбиту три спутника. В историческом событии примут участие тагильчане.

Уралкриомаш был задействован в строительстве стартового комплекса «Союз-2», ключевого объекта космодрома. Представить только: его размеры равны площади шести футбольных полей.

Накануне Дня космонавтики и первого пуска с нового российского космодрома мы беседовали с генеральным конструктором Уралкриомаша Олегом ЧЕРЕМНЫХ.

— Олег Яковлевич, как продвигаются работы на «Восточном»?

— В начале года была осуществлена доставка криогенных компонентов в цистернах производства Уралкриомаша на стартовый комплекс, жидкий азот и кислород слиты в хранилища. Завершены пусконаладочные работы и автономные испытания наших систем.

В марте пройден первый этап комплексных испытаний вместе с ракетоносителем. Завершающий этап стартует в 20-х числах апреля. Если все пройдет благополучно, госкомиссия примет решение о пуске ракетоносителя «Союз-2».

Заправка горючим — охлажденными керосином и нафтилом — пройдет за три часа до пуска, в ней будут участвовать специалисты Уралкриомаша.

С конца 2014 года наши работники постоянно выезжали на «Восточный». Главный конструктор Александр Мазо, начальники ведущих отделов Анатолий Бызов, Василий Жевак, ведущие инженеры Николай Бессонов, Антон Петровский непосредственно занимались пусконаладочными работами и проведением автономных испытаний, а сейчас в этом же составе выйдут на комплексные испытания и подготовку пуска.

Это очень ответственные сотрудники, каждый – профессионал в своем направлении. Александр Мазо и Василий Жевак работают на предприятии уже около 30 лет. Остальные – молодые специалисты, выпускники Нижнетагильского технологического института, они проходили практику и дипломное проектирование на Уралкриомаше. Отработав несколько лет на предприятии,  возглавили отделы.

Мы продолжаем сотрудничать с институтом в плане подготовки кадров, в этом году ждем еще десять дипломников. Если они захотят работать у нас – мы предоставим такую возможность.

— «Восточный» остается главным направлением в работе предприятия?

— Помимо «Восточного» выполняем  заказы для военного космодрома «Плесецк». Проектируем системы заправки переохлажденным кислородом разгонного блока ракетоносителя тяжелого класса «Ангара». Подобный блок заправляем на «Байконуре», опыт у нас есть.

Аналогичная система планируется и на космодроме «Восточный», где стартовый комплекс для «Ангары» построят во вторую очередь. Это будет уже пилотируемый старт, он позволит осуществлять полеты на Луну и Марс, на дальние планеты. Именно с него полетит экипаж МКС. Объем работ по «Ангаре» значительно больше, чем по стартовому комплексу «Союз-2».

В России, да и вообще в СНГ, остались  два криогенных предприятия. Балашихинский Криогенмаш больше ориентируется на производство воздухоразделительных установок. А наша специфика, прежде всего, транспортное оборудование, доставка криогенных компонентов – жидких кислорода, азота, аргона, водорода.

Уралкриомаш загружен работой до 2025 года.

В перспективе – разработка современных железнодорожных средств доставки жидкого водорода, а также контейнеровцистерн для доставки горючего нафтила. Кроме того, разрабатываются проекты, которые могут заменить обычный, к примеру, керосин на сжиженный природный газ.

— Очевидно, что будущее – за природным газом. Топливо считается экологически чистым и применяется на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Для России это новое направление, хотя в Европе уже освоено. В прошлом году вы говорили, что к вам обращаются судопроизводители с тем, чтобы вы обеспечили их всеми средствами. Как далеко удалось продвинуться в этом направлении?

— В Санкт-Петербурге создана целая ассоциация, в обязанности которой входит содействовать использованию сжиженного природного газа на транспорте. Но это направление, как ни странно, развивается очень медленно. По заказу РЖД разработаны газотурбовоз и маневровый тепловоз, но, видимо, из-за отсутствия средств дальнейшие работы приостановлены.

В Германии, например, запрещено использовать дизтопливо, все суда переведены на сжиженный природный газ. Надеемся, что в России мы тоже к этому придем.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.