КОСМИЧЕСКИЙ КРИОМАШ

Тагильский рабочий — №87 (23241)  Среда, 18 мая 2011 года

Космические горизонты Зашляпина

В силу секретности не многим тагильчанам известен Мефодий Николаевич Веремьев, возглавлявший особое конструкторское бюро – 250 с 1954 по 1986 годы. Главный конструктор систем заправки криогенным топливом ракет-носителей космических кораблей М.Н.

Веремьев в 1957 году, после запуска искусственного спутника Земли, стал лауреатом Ленинской премии. Позднее он награждался орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, золотой медалью С.П. Королева.

Я хочу рассказать о его преемнике – Рудольфе Александровиче Зашляпине.

Он родился 15 мая 1937 года в Нижнем Тагиле. Детские годы выпали на военное время, лишения тех лет коснулись и его семьи. Отец добровольцем ушел на войну, а мама Антонина Тимофеевна, учительница, как могла, тянула двух своих сыновей. Рудольф был в семье старшим. На «хорошо» и «отлично» Рудольф учился в школе №6 Нижнего Тагила, а затем на дневном отделении Уральского политехнического института. Юношей влюбился в технику раз и навсегда, увлекался водно-моторным спортом. После окончания института был принят конструктором в ОКБ-250.

В то время коллектив бюро  разрабатывал средства хранения и транспортировки жидкого кислорода с вакуумно-порошковой изоляцией для ракеты Р-9 наземного базирования, созданной С.П. Королевым. Параллельно с этой работой проектировалась и система заправки двигателей ракеты академика В.П. Глушко.

Рудольф Александрович сразу же активно взялся за разработку этих двух систем, уже тогда показав себя ответственным и талантливым конструктором.

В тот же период времени ОКБ-250 начинает разработку криогенных изделий для жидкого водорода –чрезвычайно взрыво-и пожароопасного.

С большими трудностями, но были созданы цистерны, в том числе и железнодорожная (емкостью 100 кубометров с рабочим давлением 6 атмосфер), для транспортировки водорода.

Рудольф Александрович с 1967 года участвует и в разработке стационарной системы для заправки созданного С.П. Королевым комплекса «Союз».

В те же годы ОКБ-250 разработало и систему заправки разгонного блока для выведения спутников непосредственного телевещания (СНТВ). Затем Рудольф Александрович назначается заместителем главного конструктора.

В 1979 году ОКБ-250 стало называться УКБМ (Уральское конструкторское бюро машиностроения), началось самостоятельное существование на территории Уралвагонзавода.

 Вскоре разрабатываются новые железнодорожные цистерны для жидких кислорода, азота, аргона и отдельно для этилена. Начинается  интересная  работа по созданию криоплана на базе ТУ-155. Заправка баков самолёта   жидким водородом (а это отличное горючее) и жидким кислородом (окислителем) осуществлялась на испытательном полигоне Жуковскомв.

Криоплан  в 1988 году перелетел на международный авиасалон в Ганновер (Германия) и совершил там показательные полеты. За эту успешную разработку криоплана Рудольф Александрович был удостоен почетного звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации», он стал лауреатом премии правительства Российской Федерации.

В 1986 году Мефодий Николаевич Веремьев, уходя на заслуженный отдых, передает бразды правления своему заместителю Рудольфу Александровичу Зашляпину, который не боялся взять огромную ответственность на себя.

Важно еще и то, что рядом с ним всегда были единомышленники, каждый из них в полной мере чувствовал свою личную сопричастность ко всем начинаниям и свою ответственность за порученное дело так же обостренно, как и Рудольф Александрович.

Коллектив УКБМ являл собою равноправное содружество энтузиастов. И этому содружеству оказались по плечу сложнейшие научные и технические задачи.

Тогда в противовес американской многоразовой космической системе «Спейс-Шаттл» в нашей стране создавалась система «Энергия-Буран». Валентин Петрович Глушко стал главным конструктором этой системы.

Для «Бурана» требовались  особой чистоты жидкий водород и жидкий кислород  (для  системы энергопитания), а так же переохлажденный жидкий кислород и жидкое углеводородное топливо для объединенной двигательной установки, осуществляющей маневрирование в космосе и посадку на Землю.

В кратчайшие сроки были спроектированы и изготовлены системы, необходимые для выполнения этих задач, на изделии «Буран». Примечательно, что в день 50-летия Р.А. Зашляпина был произведен первый пуск ракеты «Энергия».

Впечатляют характеристики этой ракеты – стартовая масса 2400 тонн, высота около 60 метров, максимальный диаметр около 20 метров.

15 ноября 1988 года, в 6 часов московского времени, система «Энергия-Буран» отправилась в свой первый 205-минутный полет в беспилотном варианте, завершившийся блистательной посадкой корабля «Буран» на взлетно-посадочной полосе Байконура. Это был триумф всей ракетно-космической отрасли СССР.

«Энергия-Буран»

В 1990 году УКБМ было реорганизовано в УНПК КМ (Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения) во главе с директором – главным конструктором Р.А. Зашляпиным. На правах юридического лица предприятие входило в производственное объединение Уралвагонзавод.

По программе «Конверсия» УНПК КМ было поручено создание варочных агрегатов для производства пива. Затем начались разработка и изготовление мини-пивзаводов, которые помогли коллективу выжить, ведь финансирование космических программ прекратилось в 1992 году.

Тогда же конструкторы взялись за проектирование нефтеналивных цистерн для бензина и светлых нефтепродуктов, для метана и других продуктов, для сжиженной углекислоты.

В те же годы коллективом УНПК КМ была спроектирована и изготовлена установка «Штурм» для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах парами жидкого азота. А для тушения пожаров в шахтах была разработана установка ГАС 100 на автомобильном ходу.

К моменту развала СССР Индия создала ракетный двигатель, аналогичный самому мощному, использованному в ракете «Энергия», и начала строительство космического старта для ракеты с двигателями на жидких водороде и кислороде.

Для огневых испытаний Индии потребовался криогенный стенд с комплексом испытательного оборудования. Он для Индии был успешно спроектирован тагильчанами в сжатые сроки.

С 1994 года предприятие стало именоваться открытым акционерным обществом «Уралкриомаш».

Спустя некоторое время начались и работы по проектированию единственного в мире газотурбовоза, который в скором будущем будет эксплуатироваться на Байкало-Амурской магистрали.

Новая крупная работа началась в 1996 году. Еще в 1994 году РКК «Энергия» имени С.П. Королева (бывшее НПО «Энергия») предложила американской фирме «Боинг» создать плавучий космодром на экваторе (пуск ракет с экватора дешевле на 60 миллионов долларов) для украинско-российской ракеты «Зенит» с российским разгонным блоком. Родилось совместное международное предприятие «Морской старт» из фирм «Боинг», «Кварнер», РКК «Энергия» и КБ «Южное» (Украина).

28 марта 1999 года первый запуск ракеты «Зенит» был успешно произведен, и космический аппарат «Демостат» выведен на расчетную орбиту. Это был триумф инженерной мысли, триумф совместного предприятия «СиЛонч» и ОАО «Уралкриомаш».

У Уралкриомаша хорошее будущее – будет создаваться наземное заправочное оборудование новых космических ракет «Ангара», «Энергия». Восточный космодром ждет командированных  специалистов – тагильчан. Индия заказала несколько типов криогенных емкостей для жидкого водорода.

В 2009 году в 72-летнем возрасте генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Уралкриомаш» Рудольф Александрович Зашляпин уступил свою должность, став главным конструктором.

При награждениях орденами и медалями Рудольф Александрович всегда благодарил своих сотрудников. А наград у Р.А. Зашляпина немало. Это и золотая медаль С.П. Королева, медали К.Э. Циолковского, М.К. Янгеля – конструктора ракетных двигателей, медали академика М.В. Келдыша и Ю.А. Гагарина в честь 50-летия полета первого космонавта 12 апреля 1961 года, знак «Конструктор стрелкового оружия Калашников».

Рудольф Александрович Зашляпин – автор 35 изобретений и является заслуженным изобретателем Российской Федерации. А еще он — почетный гражданин Дзержинского района Нижнего Тагила и почетный уралвагонзаводец. И, естественно, по мнению сослуживцев и коллег, достоин звания почетного гражданина Нижнего Тагила, города, который прославлен его вкладом в развитие криогенной техники.

Валентина МАКСИМОВА,
бывший инженер — исследователь
ОАО «Уралкриомаш».

Погода

18 мая. Восход Солнца 5.31. Заход 22.22. Долгота дня 16.51. 16-й лунный день.
19 мая. Восход Солнца 5.29. Заход 22.24. Долгота дня 16.55. 17-й лунный день.

Сегодня, по прогнозу синоптиков, температура воздуха днем составит +21…+23 градуса, ясно, без осадков. Атмосферное давление 746 мм рт.ст. Ветер юго-западный, 15 метров в секунду.

Завтра днем +20…+22 градуса, облачно, небольшой дождь. Атмосферное давление 736 мм рт. ст. Ветер юго-западный, 7 метров в секунду.

Сегодня и завтра небольшие геомагнитные возмущения.