ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ С УРАЛКРИОМАШЕМ
Тагильский рабочий — №64 (23218) Среда, 13 апреля 2011 года
Полету Юрия Гагарина – 50 лет
Путешествие в прошлое
В конце марта текущего года мы, ветераны Уралкриомаша, посетили в историко-краеведческом музее новый отдел «Ступени в космос», посвященный нашему родному предприятию.
С душевным трепетом и волнением всматривались в лица наших коллег и руководителей, запечатленных на фотографиях. К сожалению, многих уже нет в живых, но их труд воплощен в изделиях новой криогенной технологии. Этот отдел музея возвращает нас к замечательным страницам истории космонавтики.
Как известно, главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев заложил в нашей стране основы ракетно-космической техники, а затем обеспечивал ее интенсивное развитие. Гигантскую работу по ее созданию для освоения околоземного пространства нельзя было осилить без единомышленников, соратников.
Был верным соратником С.П. Королева и тагильчанин Мефодий Николаевич Веремьев. С 1954-го по 1986 годы он возглавлял ОКБ-250. Награжденный орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Золотой медалью С.П. Королева, орденом Ленина, он еще в 1957 году получил звание лауреата Ленинской премии.
Был строгим, требовательным и справедливым начальником. Под его руководством создавались системы заправки криогенным топливом ракет-носителей космических кораблей.
Долго стояли мы около портрета М.Н. Веремьева, а Юрий Мефодьевич Шибаев вспоминал, как шутливо-ласково называл его Мефодий Николаевич — «сынок» (ведь своих детей, к сожалению, у Веремьева не было).
Юрий Мефодьевич родился в 1934 году, из четырех детей в семье был старшим. В 1942 году погибает его отец сапер, в районе Великих Лук. Испытания военного лихолетья закалили характер мальчика, он хорошо учился в школе, а затем в институте, на срочной службе был танкистом, ремонтировал знаменитые на весь мир танки Т-34.
В январе 1959 года Юрий приходит в ОКБ250 и вскоре становится начальником бюро электрооборудования. Тысячи электросхем разработаны им за 50 лет работы в отделе (а ушел Юрий Мефодьевич на заслуженный отдых в сентябре 2009 года), он является автором трех изобретений и множества рационализаторских предложений.
Переходим к другому стенду – и видим веселое, улыбающееся лицо Юрия Алексеевича Гагарина. Нам становится не по себе: ведь ровно 43 года тому назад, 27 марта 1968 года, погиб знаменитый на весь мир первый космонавт.
Тогда, в 1968-м, мы остро пережили гибель Юрия Алексеевича. До этого как личное горе восприняли гибель 24 апреля 1967 года Владимира Михайловича Комарова во время испытания космического корабля «Союз-1» при спуске из-за неисправности парашютной системы.
Профессию космонавта Юрий Алексеевич Гагарин справедливо считал очень опасной, а в нашей памяти навсегда запечатлелись его слова: «Космос не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твердых, идущих и верящих в будущее того, пока еще не познанного мира».
В нашей небольшой группе ветеранов ОАО«Уралкриомаш», пришедших в отдел «Ступени в космос», был кроме инженеров-конструкторов (а среди них Вера Владимировна Лазаренкова, Алевтина Алексеевна Широкова, Лариса Ивановна Герман, Татьяна Ивановна Кузнецова) и инженер — исследователь Владимир Михайлович Киселев.
Он родился в Нижнем Тагиле 12 января 1935 года и, конечно, как все дети войны, пережил голодное время тех лет, потому что глава семейства погиб в сентябре 1941 года. С десяти лет Володя увлекся радиолюбительством, уже тогда собирал детекторные приемники. Радиоэлектронике он посвятил всю свою жизнь. Срочную службу нес в радиотехническом полку ПВО Северного флота в Североморске.
Однажды случилось чрезвычайное происшествие – вышел из строя двигатель антенны на дальней точке. Вертолетом привезли новый, а старый двигатель демонтировали, увы, вместе с шестерней и отправили вертолетом на базу. И тогда сержант Владимир Киселев применил вместо шестерни шайбу из очень плотной резины, и вскоре антенна вновь начала свое движение – боевое дежурство возобновилось. Помогла смекалка!
После службы вернулся в наш город и стал трудиться технологом в цехе №160 Уралвагонзавода. Он внедрил в цехе автоматическую сварку деталей в среде защитного (углекислого) газа.
Вместе с энергетиком и заместителем начальника цеха предложил в 1959 году шовную электросварку тонколистовых деталей производить под водой – сверху на шов лилась вода. Без этого нововведения тонколистовые детали коробились, а при применении струи воды деформации деталей прекратились.
В 1961 году Владимир Михайлович Киселев переводится в ОКБ-250. Здесь талант инженера-исследователя раскрылся с необычайной полнотой. Он всегда был на первых ролях в решении технических проблем по тематике ОКБ-250. Лично разработал блоки искрозащиты БИЗ, без которых невозможно было создать систему управления агрегатами – заправщиками жидкого водорода. Наладил множество комплектов измерения температуры, давления, расхода уровня, а также газоанализаторов, тензометрических приборов.
Владимиру Михайловичу часто приходилось бывать в командировках. Где только не проводились пусконаладочные работы, ведь криогенные системы испытывались и в Загорске, и Приморске, в Нижней Салде, Чирчике, в Жуковском и на Байконуре.
Однажды при испытании криоплана ТУ-155 (экспериментального самолета) создалась аварийная ситуация. Было это в 1989 году в Жуковском на авиационном полигоне. Неожиданно система заправки самолета криогенным топливом становится неуправляемой (падает давление воздуха в магистралях пневмоуправления до нуля, электропневмоклапана «зависают» в среднем положении).
В пультовой Владимир Михайлович корректировал техническую документацию. Увидел, как испытатели спешно покидали бункер, устремившись к баллонам высокого давления. На бегу один из них коротко бросил: «Отказ в пневмоуправлении». И у Владимира Михайловича сразу же мелькнула догадка, как выйти из чрезвычайной ситуации: он кинулся к пневмощиту, сделал необходимые переключения, и система заправки самолета вновь стала управляемой.
Обширный запас знаний, увлеченность новыми идеями, трудолюбие – эти черты всегда вызывали восхищение у всех, кто трудился вместе с Владимиром Михайловичем. Он имеет много благодарностей за испытания криогенных систем, медаль «За трудовое отличие», правительственную награду за участие в совместном запуске космических кораблей «Союз – Аполлон».
В 2004 году Владимир Михайлович ушел на заслуженный отдых. Занялся пчеловодством и садоводством.
У ОАО «Уралкриомаш» хорошее будущее – создание систем заправки на Восточном космодроме, где первый пуск ракеты-носителя космического корабля запланирован на 2015 год.
Знаю, что отдел «Ступени в космос» будет пополняться новыми экспонатами, хотелось бы дать небольшой совет инициаторам-организаторам выставки. Необходимо на отдельном стенде разместить фотографии фронтовиков – участников Великой Отечественной войны. А это Б.И. и А.И. Жеребины, В.П. Скрябин, О.И. Кабанов, С.Н. Фролов, Г. И. Марычев, С.Л. Новиков, В.К. Гулаков, Б.В. Цыкин.
Эти люди не кичились своими боевыми заслугами, неохотно вспоминали годы войны, но для нас они были истинными героями, примером для подражания.
Валентина МАКСИМОВА,
бывший инженер — исследователь
Уралкриомаша.